Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВДА СТАРОЙ ВЕРЫ": Архиепископ Славский Флавиан: "Главное - сохранить любовь"


 Как сообщил сайт Тверской старообрядческой общины 10 мая архиепископ Славский Флавиан, возглавлявший делегацию клириков румынской старообрядческой Церкви, посетил храм св. Николы в Москве. В ходе знакомства с храмом и членами общины владыка согласился ответить на несколько вопросов нашего сайта.

- Владыка святыи, Ваш нынешний визит в Москву связан не только с празднованием недели свв. Жен-Мироносиц, но и с подготовкой ко второму Всемирному старообрядческому Собору.  Чего нам, христианам, ждать от этого Собора?

- О Христе братия, о Христе сестры, мы все из одного корня, но у каждого получилась своя жизнь. После войны, когда в Белой Кринице была ликвидирована Митрополия, российские и румынские старообрядцы пошли разными путями, всяк сам по себе. В Румынии и в России существуют автономные старообрядческие Митрополии, которые проводят свои собственные Соборы для решения вопросов поместной жизни. И это нормально, главное, чтобы при этом всё было по церковному закону. Закон нас соединяет, скрепляет.

Как было в 96-м году, когда прошел Первый всемирный Собор? Разве тогда были проблемы? Мы встретились, обнялись, поцеловались, поторжествовали. Мы же одна Церковь! Радостные были, что владыку Амвросия прославили. Вот и теперь надо бы проблемы, которые есть, снять. Чтобы между нами не было охлаждения. Для этого пусть обе комиссии, что созданы Митрополиями для подготовки к Собору, получше поработают, подготовят вопросы, уточнят всё, что нужно. Как говорится, хлеб-соль ешь, правду режь…

Ну, а что касается моих ожиданий от Собора, то я вчера предложил обязательно обсудить канонизацию иноков Павла и Алимпия. В 2004 году, когда в Белой Кринице произошла встреча митрополитов Андриана и Леонтия, мы помолились канон иноку Павлу как преподобному, и обещали обязательно вернуться к вопросу о его канонизации на будущем Соборе. Но вчера у владыки Зосимы возникли какие-то сомнения, возражения. Он предложил обсудить другие вопросы, тоже по-своему важные. Но тут важно не наложить на Собор уж слишком много проблем, как мешков на телегу, что она и не доедет. Лучше собраться еще раз, через 2 года, когда будем отмечать 100-летнюю годовщину создания Успенского храма в Белой Кринице,

В целом же, итоги Собора во многом будут зависеть от того, кто и с какими сердцами приступят к решению соборных дел. Надо, чтобы на Собор выбрали людей опытных, ответственных, которые не станут в ущерб общему церковному делу заниматься мелкими интрижками. Главное для нас – сохранить и приумножить братскую любовь, для этого и нужен этот Собор.

- Тогда позвольте перейти к самому "горячему" вопросу. От разных источников поступают известия, что одной из задач предстоящего Собора будет подготовка к избранию старообрядческого патриарха.  Как Вы относитесь к этой идее?

- Да, такие разговоры идут. Но, слава Богу, у нас в Румынии мало тех, которые хотят, чтобы во главе старообрядцев встал единый патриарх. Думаю, что среди мирян и клириков Московской Митрополии таких тоже меньшинство. Я сторонник того, чтобы мы сохраняли исторически сложившиеся формы церковного правления, развивая между нашими Митрополиями братские отношения, укрепляли христианскую любовь и взаимные связи.

- К этой же благой цели стремился и покойный владыка Андриан, но потепление в отношениях стало ощущаться, пожалуй, не так давно. Это связано с деятельностью нынешнего митрополита Корнилия?

- Ну, может статься, покойный митрополит Андриан просто не успел собрать добрые плоды, которые он растил. С начала его первосвятительства у нас наметились добрые перемены по отношению к российским старообрядцам, появилось желание больше общаться, а если прежде в чем-то были обиды, непонимание - примириться. Но времени оказалось мало. Кажется, владыка Андриан только однажды успел встретиться с митрополитом Леонтием. Начались переговоры. Сегодня они продолжаются. Что нам делить? Мы же единая Церковь. Как сказал митрополит Корнилий по поводу того, что архиепископ Софроний самостоятельно поставил священника на Прибалтику: если поморцы искали священства, то, слава Богу, что им дали священника Белокриницкой иерархии, неважно –  российский он или не российский.

- Владыка святый, какие отношения складываются в Румынии между нашей старообрядческой Церковью и господствующей новостильной румынской?

- Между церквами отношения нормальные, то есть мы их специально не поддерживаем, но личные связи между нашими и их клириками, а также мирянами имеются. Ну, кто учился вместе или знакомство есть.

Конфликтов между  нами нет, это в Румынии не допускается. Мы не имеем права укорять их за их веру, они – нас. Если от них к нам кто-либо переходит, то никаких возмущений не бывает. Румынское духовенство считает, что липоване могут беспрепятственно причащаться в их храмах. Это сугубо их точка зрения.

Помню лет около пяти назад были мы у патриарха Феоктиста просили, чтобы они в семинарии выделили один класс для нас, чтобы старообрядцы могли учиться. Мы договаривались, чтобы математику, физику, химию, румынский язык их преподаватели преподавали, а духовные дисциплины – наши учителя. В том числе и я, грешный, там тоже преподаю. И вот патриарх нам сказал: вы – не секта и не раскольники (сектой он считает румынских старостильников, для него они - раскольники), вы – Церковь. Он нас знает. Дело в том, что Феоктист давным-давно, когда был ещё диаконом при старом патриархе, на одном из мероприятий, которые устраивала тогдашняя коммунистическая власть, познакомился с нашим епископом Амвросием и диаконом Леонидом, впоследствии тоже епископом. И даже побывал в Славском монастыре.

Интересно, что патриарху сейчас 95 лет, а он до сих пор помнит, как побывал в нашем монастыре. При нас он кому-то из своих сказал, мол, когда я ездил в Славу, то люди, увидев нашу машину, бросали копаницу и кланялись в землю. Вот так надо!

- Известно, что большой проблемой липован Румынии является сохранение русского языка. Какую позицию тут занимает старообрядческое духовенство?

- Действительно, сейчас молодежь плохо знает родной язык. Дело в том, что родители не хотят, чтобы дети учили русский. Они говорят: какую пользу можно получить от русского языка? Английский, французский, немецкий выучишь, то это очень поможет в жизни для работы и прочее. А русский? Какая от него польза?

 Общественная организация русских липован в Румынии могла бы много сделать для поддержания русского языка, но она больше занимается сохранением фольклора – песен, танцев. У русского языка сегодня в Румынии плохие перспективы. Разве что российские христиане, Россия нам чем-нибудь помогут.

- Будем на это надеяться, ведь в Румынии вот уже около трех веков существует  крупнейшая русская диаспора в Европе. В заключение, примите, владыка святыи, сердечную благодарность за посещение Москвы и  нашего храма св. Николы, за искренность, с которой Вы отвечали на интересующие нас вопросы. Спаси Христос!

"ПРАВДА СТАРОЙ ВЕРЫ"

17 мая 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования