Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СЕДМИЦА.RU": "Русский" Бог в хлопковых оковах. В Узбекистане развернулась настоящая охота на христиан


 Узбекистане развернулась настоящая охота на наших братьев во Христе. За веру в Иисуса людей арестовывают, бросают в тюрьмы и подвергают пыткам. Кто-то отмахнется: "так то ж инославные, протестанты – и поделом им!". Но вот убийственная статистика. Всего на планете исповедуют Христа около 1,5 миллиардов человек, менее трети населения. При этом только в прошлом году за религиозные убеждения были замучены 160 000 из них. Вот такое – "поделом"!

"Скажу сразу, Православные храмы не закрываются, так как среди узбеков существует традиция считать, что в них батюшки исповедуют "русского" Бога, и поэтому властями они не воспринимаются как опасные для мусульман", – так предварил нашу беседу официальный представитель Barnabas Fund в СНГ Борис Костин. "Бедные узбеки, – подумал я, – если бы они читали Устав Русской Православной Церкви, то знали бы, что уже первый параграф гласит: "Русская Православная Церковь является многонациональной". Так что мнение, будто Православие есть религия только русских людей, как иудаизм у евреев, – глубоко ошибочно.

На Востоке, впрочем, последние всплески русской миссионерской активности затихли больше ста лет назад. Поэтому действительно, увидеть смуглого южанина в пыльном халате и засаленной тюбетейке в ташкентском Православном храме, нынче, большая редкость. Все больше службу посещают "наши люди", которых легко отличить по более светлому цвету кожи. Это русские, на свой страх и риск, решившие остаться в солнечном Узбекистане после драматического развала Советского Союза.

В "стране хлопка" христиан сейчас, действительно, не густо. Но виновен в этом не один лишь массовый отток голубоглазых славян. Углубляющиеся в полном согласии с теорией Хантингтона "местные особенности" Узбекистана – в том числе законодательные – надежно изолировали его жителей от Христа. С крушением "единого и неделимого" граждане этой среднеазиатской республики стали возвращаться к историческим корням. То есть изъясняются друг с другом все больше по-узбекски, едят плов руками, а не ложками на европейский манер, феллахи копают мотыгами канавки – каждый для орошения своего поля, поскольку централизованная ирригационная система пришла в негодность вместе с СССР. Но главное, узбеки поголовно вернулись к "религии предков" – исламу. Да и как не вернуться, если "язык колонизаторов" – русский, стал постепенно забываться, а на узбекском Библию здесь днем с огнем не сыщешь. А что и проку-то от нее, если треть жителей неграмотны. В общем, неудивительно, что в храмы стали ходить только русские. А среди коренных жителей укоренилось мнение о Христе, как о "русском Боге", об Аллахе же, соответственно – узбекском. Местные законодатели, очевидно начитавшись трудов Хантингтона о грядущем "конфликте цивилизаций", сей "миф крови" стараются всемерно поддерживать. То есть оберегать узбеков от тлетворного влияния на их национальную культуру учения Христа. Порой с применением силы.

Ну а что, если кто-то из узбеков все же уверовал в Иисуса? Тогда будет сделано все, чтобы превратить его жизнь в кошмар. Притеснения исходят как со стороны государственных структур, так и со стороны исламистов, которых достаточно в республике. Например, в сентябре прошлого года в Ташкенте 19-летний христианин Курал Бекжанов подвергся пыткам во время нахождения в полицейском участке. Полицейские чины и находившиеся в камере заключенные били его, требуя отречения от христианской веры. Ему загоняли иголки под ногти и сломали несколько ребер. "Инославный? И – поделом", – скажет иной. Однако примечательная деталь. "По недосмотру" Бекжанов оказался в одной камере с исламскими экстремистами, которых подозревали в принадлежности к организациям ваххабитов. Тех самых, что с Калашниковыми в руках бегают по горам Кавказа и стреляют в российских солдат. Бывает, кстати, и навещают своих среднеазиатских "братьев по оружию". Так вот, эти бандиты жестоко избивали молодого христианина, а полицейские даже не пытались прекратить мучения.

В провинции ситуация немногим лучше. Андижан – город, являющийся центром исламского фундаментализма в Узбекистане. Любое упоминание имени Иисуса здесь вызывает агрессию. Там живет Бахтиер Туйчиев. Он – коренной узбек, посмевший стать христианином в стране, где подавляющее число жителей исповедуют ислам. "Если мусульманин верит в Иисуса, то для него это означает существование в настоящем аду", – сказал Бахтиер корреспонденту ВВС. Верующего неоднократно вызвали в местные органы власти и давили на национальность: как он, будучи узбеком, мог допустить такое "предательство", то есть стать христианином. Неоднократно вызывали в милицию и в прокуратуру. Служба Национальной Безопасности организовала постоянную слежку за Туйчиевым, потому как – "предатель и шпион". Знакомые и, к сожалению, полностью не выветрившиеся и из нашего обихода формулировки. Так вот, главную проблему он видит отнюдь не в причесанных под мировую демократию законах Узбекистана, а во вседозволенности чиновников. "На местах творятся форменные беззакония, правовой беспредел. Мы просим вас молиться за христиан в мусульманских странах!", – в отчаянии восклицает Бахтиер.

Не так давно в ходе продолжающегося преследования в Нукусе (административном центре Каракалпакистана, на северо-западе Узбекистана) в кабинет прокурора Арзимбетова были вызваны 11 христиан, преимущественно студентов. Их допрашивали и принуждали обратиться в ислам. По сообщению агентства "Форум 18", чиновник начал ругаться на них, и угрожать тюремным заключением. Когда же угрозы не подействовали, он закричал: "Всех вас, христиан, нужно расстрелять!". А началось все с того, что прокурор попытался исключить христианина Икласа Алдунгарова из Медицинского Университета. Однако ректор Орал Атаниязова не поддалась давлению. "Как и во что верит Алдунгаров – это его дело, и мы не имеем права в это вмешиваться", – сказала она ретивому прокурору. А в беседе с журналистами добавила, что большое количество молодых людей в регионе становятся последователями Иисуса. "Я не думаю, что это плохо. Мечети ведь здесь тоже функционируют", – резюмировала она. Но на этом история с антихристианскими зачистками в Вузе не закончилась. Полицейские продолжили вызывать на допрос студентов, имеющих хоть какое-нибудь отношение к христианству. Если во время допроса они слышали чьи-нибудь фамилии, то немедленно вызывали и этих людей. Очевидно, в надежде распутать весь "христианского заговора". Поиски "предателей народа" закончились тем, что в январе 2006 года четверо студенток медицинского института в Нукусе – Айнур Тажикова, Алия Шеримбетова, Ширин Артыкбаева и София Мамбетниязова были исключены из Вуза.

Несмотря на то, что Узбекистан является членом ОБСЕ и партнёром Международного Соглашения по Гражданским и Политическим Правам (МСГПП), гарантирующим свободу вероисповедания, законы Узбекистана, и, в частности, закон о религии от 1998 года, сильно ограничивают права верующих. Согласно пятой статье закона, "действия, направленные на обращение верующих из одной веры в другую" (из ислама в Христианство), и всякая другая миссионерская деятельность запрещены. Так что проповедники, согласно заповеди Христа, предпринимающие любые действия, по обращению людей к Нему, с точки зрения узбекских правоохранителей, подвергаются преследованиям на вполне "законных основаниях".

В частности, в Узбекистане установлена жёсткая цензура и на религиозную литературу. Статья 19 гласит, что "доставка и распространение религиозной литературы, опубликованной за границей, может происходить только после анализа ее содержания экспертами в установленном законом порядке". На практике это означает вот что. В стиле атеистического СССР в "цивилизованном" Узбекистане идет настоящая охота на христианскую литературу на узбекском языке. Так, 12 августа 2005 г. в ходе слушания дела судья М. Алимухамедов, по настоянию помощника прокурора М. Адилова, признал четверых верующих – В. Маякова, E. Aннина, O. Усманову и И. Цоя виновными в незаконном ввозе религиозной литературы в Узбекистан по статье 227 часть 1 (нарушение таможенного закона) Кодекса административных правонарушений. Каждый ответчик был оштрафован. Кроме того, суд постановил передать часть литературы - 33 экземпляра Нового Завета, 160 экземпляров Евангелия от Марка и 24 экземпляра детских книг книги – в Комитет по делам религий, а 598 детских христианских брошюр на узбекском языке – попросту уничтожить. Многим православным памятны протестантские Библии в мягкой обложке, поступавшие контрабандой с Запада в годы атеистического правления. Как однажды сказал автору статьи настоятель храма Казанской иконы Богородицы в глухой деревне Сосенки (Московская обл): "часто нелегально ввозимые протестантами Евангелия были единственным источником получения священных книг в Советском Союзе. Издавать христианскую литературу внутри страны разрешалось лишь мизерными тиражами"
.
Сейчас нечто похожее повторяется в Узбекистане. Так вот, литература там была конфискована в городе Келес около Ташкента, недалеко от границы с Казахстаном. При этом, четверых верующих подвергли восьмичасовому допросу сотрудники госбезопасности. В ходе допросов велась фотосъемка. Чиновники вели себя очень грубо: они использовали нецензурную лексику, кричали, швыряли Евангелия на стол, что оскорбляло чувства верующих, и угрожал посадить их в тюрьму. И все это несмотря на то, что при допросе присутствовали двое детей. В итоге, хотя было постановление суда о том, что часть литературы будет передана в Комитет по делам религий, верующим вскоре удалось выяснить, что конфискованная литература была сожжена, о чем имеются подтверждающие документы. Ограничения на ввоз религиозной литературы с целью защиты "великой узбекской цивилизации" также дополнены цензурой в Интернете. На многие мусульманские сайты заблокирован доступ. По закону, каждый владелец Интернет-кафе должен следить за тем, чтобы его клиенты не просматривали запрещенную информацию.

Говорить о приоритете международного права над национальным у здешних чиновников считается едва ли не неприличным. Претензии иностранных правозащитных организаций отметаются с порога, поскольку местные полицейские лишь старательно исполняют "букву и дух" местного закона. То, что с точки зрения международной справедливости считается преступлением, по уверениям узбекских властей есть не более, чем трогательный "местный колорит".

Сергей Путилов

"СЕДМИЦА.RU"

15 мая 2006


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования