Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" - ТВЦ: Куда поехать к старцам?


(Эфир от 09.11.2002 на телеканале "ТВЦ")

Ведущий Н.И.Державин: - Сегодня у нас в гостях настоятель Крутицкого подворья священник Роман Зайцев. Доброе утро, отец Роман!

Священник Роман Зайцев: - Доброе утро!

Н.И.Державин: - Мы только что говорили об Оптиной Пустыни, о старчестве. Что такое старчество вообще и сохранилось ли оно в наши дни?

Священник Роман Зайцев: - Если говорить кратко, то старчество – это, наверное, одно из самых ярких явлений православной духовности. Оно имеет очень древнее происхождение. Если говорить применительно к нашим дням, то, думается, будет уместным вспомнить мнение нашего великого и очень почитаемого святого - Игнатия Брянчанинова. В своем труде "Приношение современному монашеству" святитель Игнатий говорит о том, что это явление очень редко в наши дни. Оно было редким, как всякое яркое явление, и в древности, но в наши дни оно еще более оскудело. И, если относить его слова к XIX веку, то, говоря о веке XX-м, а тем более XXI-м, можно, наверное, со всей очевидностью констатировать: старчество стало сегодня еще более редким явлением. Но при этом мы сохраняем в своем сердце и в своей духовной жизни понимание того, что старчество – это проявление богатого духовного опыта, который передавался через века.

Н.И.Державин: - Отец Роман, у нас есть вопрос от телезрителя нашей передачи.

Вопрос телезрителя: - Здравствуйте, скажите, пожалуйста, а есть ли сейчас у нас в России старцы и куда можно поехать, чтобы с ними посоветоваться? Спасибо.

Священник Роман Зайцев: - Старчество – явление сокровенное. Сегодня известны несколько человек, которые пользуются действительно великим уважением и почитанием среди православного народа.

Н.И.Державин: - А куда конкретно можно поехать, чтобы обратиться к ним, спрашивает телезрительница?

Священник Роман Зайцев: - Поехать можно, наверное, в несколько мест. Хотя не факт, что мы сможем обязательно побеседовать со старцем. Это связано с тем, что старцы наши (например, архимандрит Кирилл (Павлов)) – люди, которые чаще всего очень слабы здоровьем по причине преклонного возраста.

Н.И.Державин: - А как вообще становятся старцами? Никто ведь не назначает старцем. Даже Синод не может дать такое определение, что вот этот человек будет старцем. И всегда ли старец – монах?

Священник Роман Зайцев: - Я думаю, что старчество – это особое явление, не только сугубо монашеское. Преподобный Серафим Саровский говорил, что нужно спасись самому, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи. Старчество - это явление, которое связано с духовным устроением человека. И если благодать Божия почиет в сердце человеческом, если около него люди ощущают особую радость, если общение с ним дает особое ощущение присутствия Божия, то к такому человеку люди тянутся сами. Старцем нельзя назначить, старца нельзя выбрать. Это тот человек, который невидимым, неявным образом собирает вокруг себя тысячи и тысячи людей. И это действительно дар Божий, который Господь дарует избранным - тому, кому благоволит Его сердце.

Н.И.Державин: - У нас есть еще один звонок.

Вопрос телезрителя: - Здравствуйте, у меня вопрос к отцу Роману. Батюшка, скажите, пожалуйста, о чем нужно советоваться с духовником, на что брать благословение, а что нужно решать человеку самому? Спасибо.

Священник Роман Зайцев: - Дело в том, что следует различать старчество как явление совершенно особое, и духовное руководство или духовничество. Не нужно объединять эти два разных явления в одно. Старчество – это особые взаимоотношения послушника и старца, открывающего волю Божию. Но в то же время каждый православный христианин имеет духовное окормление от священника, которого он сам выбрал. Если говорить о взаимоотношениях христианина с духовником, со священником, который его исповедует и который наставляет его в ежедневной жизни, то уместно вспомнить книгу игумена Евмения, которая называется "Духовность как ответственность". Это очень интересная, замечательная книга, в которой, как мне кажется, отражены многие очень важные аспекты современной духовной жизни. Духовность – это, действительно, ответственность. Мы приходим к духовнику, приходим к священнику для того, чтобы советоваться о том или ином вопросе нашей жизни, мы просим у него благословения, просим у него молитв. Но при этом никто с нас как православных христиан не снимает ответственности за выбор.

Н.И.Державин: - Отец Роман, бывают ведь такие коллизии в пастырском служении, когда духовные чада, целиком полагаясь на волю духовника, идут к нему за советом даже по самым, может быть, и нелепым вопросам: какую одежду носить, какую сделать прическу и так далее. Оправдано такое отношение к духовнику с духовной точки зрения или нет? Может быть это уже какой-то фанатизм?

Священник Роман Зайцев: - Мне кажется, что нет каких-то изначально заданных единых для всех путей. Наверное, каждый человек имеет свой индивидуальный путь и свои индивидуальные взаимоотношения с духовником. Но все же думаю, что описанные вами взаимоотношения с духовником не приводят к духовной зрелости. Это скорее явление какого-то духовного инфантилизма, когда человек по каждому пустяку, по каждой ежедневной своей проблеме бежит и консультируется с духовником. Конечно, во множестве советов есть своя польза. Мудрый человек всегда лишний раз посоветуется не только с духовником, но и с другими близкими людьми, и прислушается к совету многих. Но в то же время, если душа человеческая не приучится при этом самостоятельно делать выбор, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за свои поступки, за свои дела, за свой выбор, то она никогда не сможет противостоять греху. Не привыкший к самостоятельности в духовной жизни человек никогда не научится сделать правильный выбор, выбор в пользу добра в каждой конкретной ситуации.

Н.И.Державин: - Отец Роман, есть еще вопрос.

Вопрос телезрителя: - Доброе утро, у меня вопрос к отцу Роману. Отец Роман, скажите, пожалуйста, что такое младостарчество в наши дни?

Священник Роман Зайцев: - Младостарчество – это то явление, о котором очень много говорил, обращаясь к пастве, Святейший Патриарх Алексий. Это явление отрицательного порядка, если говорить об этом прямо. Младостарчество – явление, связанное с тем, что некоторые молодые священники, не обладая достаточным опытом, к сожалению, берут на себя непозволительно высокую ответственность жестко решать за своих прихожан вопросы их духовной жизни. Хотя здесь нужно оговориться, что физический возраст далеко не всегда определяет степень опытности священника. Бывает так, что человек молод, но при этом уже прошел большую духовную школу. А бывает, что человек пожилой, но не обладает достаточным опытом. Старость отнюдь не является критерием духовности. К сожалению, бывает, что неопытный наставник дерзает взять на себя функции, не предписанные ему ни Богом, ни Церковью. То есть такой священник достаточно грубо вмешивается в жизнь христианина, обращающегося к нему за советом, в самых категоричных формах определяет ему тот путь, которым ему якобы следует идти. Иногда такое случается, когда речь идет о вопросах супружества, о выборе невесты или жениха. В таких случаях дело вообще может закончиться драматическими последствиями.

Н.И.Державин: - Отец Роман, к сожалению, время эфира заканчивается. Спасибо вам огромное за участие в нашей программе. Всего доброго, до свидания!

Священник Роман Зайцев: - Всего доброго!

Седмица.Ру


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования