Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СЕДМИЦА.РУ": Телепрограмма "Православная энциклопедия" на ТВЦ, 26 октября


ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПЕРЕДАЧА "ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"
Эфир на канале ТВЦ от 26 октября 2002 г.

Ведущий Н.И.Державин: - Здравствуйте, в эфире "Православная энциклопедия". Все мы эти дни жили ожиданием разрешения событий, которые произошли в театральном центре на Дубровке. И то, что случилось сегодня утром, конечно, взволновало всех нас. Слава Богу, что весь этот кошмар позади. Церковь молилась о скорейшем избавлении заложников. Сегодня Церковь скорбит о погибших и молится о скорейшем выздоровлении всех раненых. Я хочу представить наших гостей. К нам в студию приехали протоиерей Аркадий Шатов, настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице (отец Аркадий только что прибыл с места событий, и об этом мы поговорим в прямом эфире), и игумен Андроник (Трубачев), доцент Московской Духовной академии.

Пресвятая Богородица всегда помогала России в самых трудных обстоятельствах. И видимо не случайно, что сегодня Церковь вспоминаем Иверскую икону Божий Матери. Прежде чем начать разговор с гостями нашей студии, я предлагаю всем нам посмотреть сюжет об Иверской иконе Богородицы.

350 лет назад, в такой же холодный октябрьский день, в Первопрестольный град Москву была привезена со Святой Горы Афон Иверская икона Божией Матери. Это был точный список со знаменитой чудотворной иконы "Вратарницы" из Иверского Афонского монастыря. Его заказал для Москвы Патриарх Никон. Специально для иконы у Воскресенских ворот Китай-города, при входе на Красную Площадь, построили часовню. С тех пор по примеру Афонскому и у Москвы появилась своя "Вратарница" и защитница. Многие приезжавшие в столицу раньше всех дел шли поклониться Матушке Иверской, помолиться и попросить у нее помощи. Часовня никогда не запиралась. Образ Московской Иверской был насколько чтим, что его почти каждый день возили по домам, больницам, церквам и предместьям Москвы в особой карете с шестеркой лошадей. Для защиты от бесчинных людей посылали при иконе по два человека караула. А чтобы Иверская часовня не пустовала, туда поместили еще один точный список святыни. Люди, получавшие по молитвам Московской Иверской иконы Богородицы помощь и исцеление, в благодарность украшали икону своими вкладами. Святыня пережила годы тяжких испытаний: 1812 год – нашествие Наполеона, 1929 – произвол безбожной власти: тогда часовня была закрыта и уничтожена. Но по великой милости Божией и сейчас всех, кто приходит на Красную Площадь, встречает Святая "Вратарница". Каждый человек в минуты радости и печали может войти в возрожденную Иверскую часовню, помолиться перед великой святыней и попросить у Пресвятой Богородицы утешения и защиты.

Н.И.Державин: - Отец Аркадий, Вы только что прибыли с места событий. Вы всю ночь провели с родственниками заложников. Расскажите, пожалуйста, как прошла эта ночь.

Протоиерей Аркадий Шатов: - Ночь проходила очень драматично. В какой-то момент казалось, что Господь решил наказать нас, что избавления не будет. Когда родственники узнали о том, что террористы начали расстреливать заложников, многие из них плакали и очень нервничали, у некоторых была истерика. И когда мы молились после того, как раздались первые выстрелы, читали канон Божией Матери, читали акафист, молились тем святым, которые помогают людям, находящимся в заключении, наша молитва прервались выстрелами, которые были слышны из здания центра. Нам казалось, что будет разворачиваться самый худший вариант событий – если не удастся обезвредить террористов, то непременно будет взрыв, и погибнут заложники. Поэтому когда в половине восьмого к нам в комнату, где мы молились, пришли люди и сказали, что центр освобожден от террористов, что Бараев и другие террористы уничтожены, я сначала даже не поверил. Хотя мы молились, просили чуда у Божией Матери, но не были готовы к тому, что это чудо произойдет, что Матерь Божия нас услышит.

Н.И.Державин: - Вы считаете, что это не случайно, что заложники освобождены именно сегодня, в день Иверской иконы Божией Матери?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Я думаю, что это не случайно, это настоящее чудо. Как известно, у Иверской иконы сейчас все московские священнослужители каждый день с утра до вечера служат молебны. Некоторые священники даже тяготятся этой обязанностью. Но именно эту молитву перед своей Иверской иконой, наверное, Матерь Божия услышала. Потому что каждый день по два часа священники города Москвы из всех столичных храмов вот уже несколько лет совершают молебны в Иверской часовне. И, конечно же, Матерь Божия избавила нас от этой страшной беды. Она помогла нам – мы в это верим, чувствуем это, и я думаю, что все мы должны благодарить Бога и Матерь Божию за избавление от этой страшной трагедии. Погибли люди, это очень прискорбно и нужно молиться об усопших, но надо благодарить за то, что это бедствие не приняло угрожающих размеров, за то, что не погибло во много раз больше людей.

Н.И.Державин: - Отец Андроник, как Вы могли бы охарактеризовать участие Церкви в разрешении этого конфликта? В чем, собственно, состоит пастырское служение Церкви в таких экстремальных условиях?

Игумен Андроник (Трубачев): – Если говорить об отношении Церкви к войне, то у этого вопроса есть две стороны. Первая – это правила святого Григория Нисского, которые касаются мародеров на войне. Это церковные правила, которые отлучают от Причастия на долгое время тех воинов, которые в период военных действий обижали мирное население - женщин, детей, вообще безоружных людей, даже мужчин, грабили и захватывали имущество и так далее. Церковь сравнивает терроризм с мародерством во время войны. Это явления одинаковые. И если мы хотим понять, как Церковь оценивает эти события, то надо применить правила святого Григория Нисского о мародерстве. А вторая сторона - это, конечно, молитва за всех тех людей, которые попали в такое ужасное положение.
Н.И.Державин: - А Существует ли специальная молитва об избавлении плененных?

Игумен Андроник (Трубачев): - Специальные молитвы у Церкви есть. Но мне хочется сказать еще вот что. Недавно вышла книга о схиархимандрите Виталии, который жил долгое время в Грузии. Я зачитаю небольшую цитату: "Когда он узнавал из новостей, что где-то произошла катастрофа или несчастный случай унес человеческие жизни, он записывал число погибших, ставил свечи об упокоении этих незнакомых ему людей, за каждого клал земные поклоны. А среди погибших были и мусульмане, и протестанты, и неверующие. Отец Виталий молился за всех, ибо любовь его к людям была всеобъемлющей". Здесь речь идет не о литургическом поминовении на проскомидии, а о молитве сердечной. Мы можем и обязаны просить Господа о каждом человеке страждущем, который попал в беду.

Звонок в студию: - Здравствуйте, меня зовут Надежда Ивановна, я хотела выразить чувство благодарности тем людям, которые освободили заложников. Хочу посочувствовать всем тем, кто оказался в числе заложников. Три дня мы не отходим от телевизоров, три дня мы молимся за этих безвинных людей. И я хотела бы спросить, как получилось что наш веками православный город Москва стал сегодня одним из самых больших мусульманских городов – два миллиона мусульман? Это же очень тяжело всякий раз испытывать наше терпение. Столько горя нам причиняется! Вы не могли бы пояснить почему так происходит?

Н.И.Державин: - Надежда Ивановна, спасибо Вам за звонок. Отец Аркадий, Вы слышали вопрос телезрительницы. Она с одной стороны выражает благодарность Церкви за молитвы и говорит, что тоже молилась все эти дни. Но с другой стороны, вопрос: как так получилось, что в Москве сегодня два миллиона мусульман. Может быть, эта цифра не совсем точная?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Москва – это огромный мегаполис, как Нью-Йорк или крупные западноевропейские города. Поэтому в Москве очень много людей приехавших. Коренных москвичей, наверное, не так много сейчас. Кроме того, в таком большом городе удобно скрываться преступникам, удобно вести здесь какой-то теневой бизнес. Я думаю, поэтому Москва и привлекательна для таких людей. А следить за всеми очень трудно и сложно.

Н.И.Державин: - Но дело-то ведь не в исламе как таковом?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Конечно, дело не в том, что в Москве есть люди той или иной национальности, а в том, что в Москве, к сожалению, оказались террористы. Террористы могут быть людьми любой национальности. Мы знаем, что искушение этим злом может быть и у русских: были русские террористы в конце XIX - начале ХХ века. Дело здесь не в национальности, конечно.

Н.И.Державин: - Отец Аркадий, а как Вы думаете насколько уместны советы общественности. Вот все эти дни только и говорили, что нужно делать, как нужно делать. Но ведь конкретные решения на месте принимает оперативный штаб, владеющий информацией в полном объеме. Уместны ли такие общественные советы и как с Вашей точки зрения работал оперативный штаб?

Протоиерей Аркадий Шатов: – В эти дне было показано немало передач по телевидению, в которых спрашивали различных деятелей культуры, людей из разных регионов или депутатов, что они думают по этому поводу, что нужно предпринять, что нужно делать Президенту, надо ли прекращать войну в Чечне, кто такие террористы и террористы ли они. На самом деле эти передачи, как мне кажется, часто используются для того, чтобы отдельные люди зарабатывали себе какой-то политический капитал. Родственников заложников, кстати, эти передачи только тревожили и волновали. У кого по настоящему болит сердце об этих людях, тот такие передачи смотреть не станет, потому что они только мешают. А помочь этим несчастным людям можно и нужно было молитвой. Я знаю очень многих людей, которые готовы были оказать и другого рода помощь - пойти вместо заложников, особенно вместо детей. Туда приходили священники, которых благословил Святейший Патриарх дежурить и совершать молебны. На сегодня было записано много священников. Слава Богу, что эта необходимость отпала в связи с освобождением заложников. Они теперь, наверно, будут служить благодарственные молебны у себя в храмах.

Н.И.Державин: - Я знаю, что уже начали служить.

Протоиерей Аркадий Шатов: - Кроме того, приходили священники со Святыми Дарами. Они думали, наивно может быть, что террористы разрешат им пройти к заложникам.

Н.И.Державин: Но готовность причащать заложников была?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Готовность была, но это не удалось сделать. Церковь помогала заложникам в первую очередь молитвой. Вчера я принимал участие в передаче на радио "Радонеж". Звонили многие люди, даже дети, и спрашивали, что делать, как молиться, как быть, почему это произошло. Так что эта трагедия взволновала всех. Слава Богу, что это закончилось, наконец.

Н.И.Державин: - Отец Андроник, нередко можно услышать в адрес людей церковных, вообще христиан, упреки в том, что они пассивные, слишком смиренные, все принимают с благодарностью Богу. И наоборот, иногда можно услышать о том, что не должно быть сопротивления злу насилием. Это известная точка зрения Льва Толстого о непротивлении злу насилием. Как Церковь относится к этому учению?

Игумен Андроник (Трубачев): - Еще в самом начале нашей церковной истории, когда Русь только что была крещена, святой Владимир так глубоко воспринял христианство в личностном плане, что решил отменить смертную казнь. В летописи говорится, что после этого на дорогах так размножились разбойники, что невозможно было ездить по стране. Тогда собрался собор епископов, которые сказали св. Владимиру: "Ты князь, тебе вручен от Бога меч, и ты должен разбойников казнить, иначе гибнут другие люди, ни в чем не повинные". Поэтому Православие никогда не утрировало заповедь "не убий". Мы обязаны простить личного врага, молиться о том, чтобы люди обратились от зла к добру, но зло должно быть наказуемо обязательно. И власть должна применять силу. Для этого народ и вручил власти полномочия применять силу. Конечно, имея в руках силу, надо быть осторожным. Так же и человек, обладающий оружием, должен понимать, что это оружие делает его сильнее другого. Поэтому осторожность нужна. Но для того власть и существует, чтобы разумно применять силу во благо людям. И Церковь просит власть применять силу там, где это необходимо.
А касаясь предыдущего вопроса, хочу добавить: мне кажется, что думая над тем, почему в православном городе стало так много мусульман и так мало православных, надо вспомнить о том, что рождаемость у русского народа резко понизилась.

Н.И.Державин: - Вы считаете, что это демографическая проблема?

Игумен Андроник (Трубачев): - Это с одной стороны, демографическая проблема, с другой - я думаю, что были допущены неправильные меры с точки зрения регулирования притока населения в Москву. Государство должно регулировать приток и отток населения. Демократия не подразумевает отсутствия порядка. Почему сегодня возникла угроза конфликта между религиями? Во многом из-за того, что у нас не было духовных школ, не было широкого духовного образования населения – и у мусульман, и у православных. Это продолжалось в течение десятилетий. Как сегодня религии могут применить сдерживающие нормы, если человек необразован? Когда человек духовно необразован, он думает, что обладает истиной и делает все, что хочет: "Я мусульманин, или я православный, истина со мной, что хочу, то и ворочу!".

Звонок в студию: - Доброе утро, меня зовут Елена. Я хотела бы тоже, как и предыдущий телезритель, поблагодарить батюшек за то, что они молились в эти дни, переживали. Я особенно благодарна вам, потому что и мои знакомые, к сожалению, оказались в этой трагической ситуации. Мой вопрос: как можно помочь безвинным людям, которых удерживали террористы, освободиться от той ненависти, которая появляется в человеке, пережившем такую ситуацию, и кому молиться, чтобы вытеснить боль из души?

Н.И.Державин: - Спасибо. Такой вот пастырский вопрос. Отец Аркадий, вы были на месте событий. Там психологи занимались с родственниками заложников, а теперь, наверное, занимаются с самими бывшими заложниками. Каково может быть участие Церкви в этом процессе? Какой может дать пастырский совет, чтобы человеку не озлобиться, чтобы чувство ненависти не довлело в душе?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Мы не должны уподобляться этим террористам. Мы не можем, как они, отвечать злом на зло. Зло злом невозможно уничтожить. Зло уничтожается только любовью, которая должна возобладать в душе человека. Но в то же время милиция, правоохранительные органы, наши доблестные воины, - все они должны бороться со злом, должны пресекать всякое зло, бороться с терроризмом и уничтожать террористов, я бы сказал, безжалостно. Сожалею, что мне, священнику, приходится употреблять это слово. Но бандитам нельзя позволить мучить людей, мучить детей. Но с другой стороны, мы должны бороться со злом, исходя из любви, а не из чувства мести, не из желания назло им сделать: "мы им сделаем еще хуже, уж теперь мы им покажем!". Действовать так - это значит стать похожими на них. Диавол как раз этого и хочет. Захватившие заложников террористы были сами заложниками диавола. Источником зла является диавол. Он вдохновлял этих террористов, вдохновляет и других бандитов до сих пор. Он направляет их руки с автоматами, он вкладывает в их головы всякие замыслы, заставляет их мучить невинных людей. И если мы будем действовать, как они, то тоже окажемся жертвами и заложниками диавола. А мы должны побеждать любовью и внутри себя утверждать любовь. И людям, которые пострадали от террористов, нужно советовать молиться Богу, Матери Божией, советовать молиться святым, которые побеждали добром зло. Преподобный Серафим Саровский являет своей жизнью прекрасный пример того, как побеждается зло любовью. Когда к нему пришли разбойники и хотели ограбить его, он мог сопротивляться. Это касалось его лично, поэтому он сам себя отдал им в руки, и был ими жестоко избит (конечно, если бы это касалось другого, я думаю, он поступил бы иначе). Но потом его молитвами, его жертвой, эти разбойники стали православными христианами. По-настоящему, а не только по виду. Они оставили свое "ремесло", пришли к нему и покаялись. Любовь победила зло!

Н.И.Державин: - Отец Андроник, как бы Вы могли вообще с духовной точки зрения оценить такое явление, как терроризм?

Игумен Андроник (Трубачев): - Отступление человека от Бога, когда человек считает, что ему дана власть судить и решать участь людей, – это человекобожие. Такой человек считает себя центром всего и думает, что все ему позволено. И все, что к этому присоединяется – политические, религиозные амбиции, – это только верхняя шелуха. Он использует все это, чтобы прикрыть свой звериный облик.
А тем людям, которые пострадали от террористов и телесно, и душевно, как мне кажется, очень полезно было бы прибегнуть к Святым Таинствам. В частности, к Таинству елеосвящения, которое очень помогает, именно когда потрясена душевная основа и мироощущение человека.

Звонок в студию: - Доброе утро, меня зовут Татьяна Андреевна. Я благодарю всех, кто освободил заложников. Первой от рук террористов погибла девушка Ольга Романова, которая пошла на переговоры с террористами. Я не знаю, крещеная она или нет. Мне хотелось бы заказать панихиду. Батюшки, можно ли это сделать?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Нужно точнее узнать, была ли крещена Ольга Романова. От этого зависит форма нашей молитвы, которая будет вознесена к Богу об упокоении ее души. Вам самой молиться о ней можно, как и всяком другом человеке. Но если говорить о молитве церковной, литургической, то это возможно, если она крещена. Если же она не крещена, то есть такая форма молитвы – читают канон мученику Уару и просят его помолиться о некрещеных умерших. В Москве есть икона мученика Уара, она находится в храме Святой Троицы в Вишняках при Православном Свято-Тихоновском Богословском институте, на Пятницкой улице. Там по субботам обычно служатся молебны мученику Уару, и на этих молебнах священники принимают записки об упокоении некрещеных людей. Эти молебны совершаются по благословению Святейшего Патриарха.
Я хотел бы сказать еще несколько слов по поводу ислама и Православия. Вы знаете, звонившая женщина, возможно, в чем-то права. Приведу такой пример: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт долгое время не мог получить государственную аккредитацию, получил ее условно. Теперь же в Москве открывается Исламский университет, и никаких проблем с этим нет. Безусловно, никто не должен запрещать исповедовать ислам. Но все-таки нужно быть осторожными и бороться с террористами, следить за тем, чтобы они не проникали в Москву. К сожалению, иногда московские чиновники заигрывают с людьми с сомнительной репутацией.

Н.И.Державин: - То есть Вы считаете, что власти должны обратить на это внимание и понять, что нравственное здоровье это не только забота Русской Православной Церкви.

Протоиерей Аркадий Шатов: - Если власти поддерживают Исламский университет, то нужно такой же статус предоставить и Православному Богословскому институту и другим учебным заведениям Русской Православной Церкви.

Игумен Андроник (Трубачев): - Дело в том, что ислам обладает сегодня громадными деньгами, источник которых нефть арабских стран. Если статус университета определяется уровнем образования преподавателей и иными стандартами, то когда речь идет о материальной стороне, например, о строительстве здания, то здесь уже играют роль деньги. Если у вас есть деньги, это решается просто. Но проблема в том, что у Православной Церкви денег сегодня крайне мало. Вот и возникает проблема с помещениями для наших учебных заведений, которой нет у мусульманских школ.

Звонок в студию: - Добрый день, меня зовут Вячеслав. Я бы хотел спросить про воинов, которые освободили заложников и совершили героический подвиг. Было ли с их стороны обращение к Богу, участие в молитвах?

Протоиерей Аркадий Шатов: - К сожалению, в отличие от, например, чеченцев, у которых имя Аллаха написано на их знамени, наши соотечественники мало помнят о своих православных корнях. Вот пример, когда мы служили вчера вечером молебен, из 200 родственников заложников на молебен пришло человек 20. Когда мы служили благодарственный молебен, их число увеличилось до 60. Остальные продолжали смотреть телевизор и обсуждать события. Даже пережитая трагедия не побудила их обратиться к Богу. Но слава Богу, среди воинов и среди милиции было уважительное отношение к священнослужителям. Священников пропускали к месту событий и приветствовали. Судя по тому, как воины тепло смотрели на священников, я думаю, что многие из них шли в бой за жизнь наших братьев и сестер, своих ближних, вспоминая, конечно, о Боге. Надо поблагодарить и правительство Москвы, и администрацию, и многих чиновников, которых мы иногда критикуем и ругаем. Но в эту критическую для Москвы и для Россию минуту власти оказались на высоте. Там было очень много самых разных людей – префекты, главы районных управ – самые разные люди находились всю ночь с родственниками заложников. Не всегда родственники вели себя адекватно, но представители власти с любовью поддерживали их.

Н.И.Державин: - Спасибо отец Аркадий, спасибо отец Андроник за участие в нашей программе. На этом наша программа подошла к концу, я прощаюсь с вами, всего доброго, до свидания. Встретимся, я надеюсь, в следующую субботу.

Седмица.Ру


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования