Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БИ-БИ-СИ": Художники видят Бога


В залах Института современного искусства в Лондоне открылась выставка "100 художников видят Бога", которая раньше проходила в Калифорнии.

Ее организовали два известных куратора Мег Крэнстон и Джон Балдессари.

Отношение авангардистских художников к Богу с самого начала не было однозначным. Часть художников с гордостью заявляла о своем атеизме.

Другие изобретали более сложные и двусмысленные лозунги. Так, например, Луис Бунуэль говорил: " Я, слава Богу, атеист". Как известно, Малевич утверждал, что "Бог не скинут" - и так далее.

В последние годы отношение художников к Богу оставалось как бы на периферии художественной проблематики, хотя некий английский художник Себастьян Хорсли пару лет тому назад купил себе на Филлипинах за 3 тысячи долларов церемонию собственного распятия.

Его, так сказать, "немножечко" распяли, но гвозди не выдержали, и он свалился с креста. Прийдя в себя, Хорсли устроил выставку и, кажется, несколько повысил цену за свои картины. Перед публикой, остается нам сказать, порой приходится распинаться.

Дата открытия выставки "Сто художников видят Бога" в Калифорнии символически совпала с полугодовым сроком теракта в Нью-Йорке. Это, конечно, не значило, что само разрушение близнецов кураторы причислили к произведениям искусства в духе "террарта" Комара и Меламида, но все же устанавливало некую сложную символическую связь между свободной активностью и трансцендентными ценностями современной жизни, во всяком случае - наводило на размышления.

После теракта книги о религии стали более популярны. Бога стали видеть повсюду и оставалось лишь задать прямой вопрос художникам: как они видят Бога?

Приглашение с этим вопросом было направлено ста художникам. В основном американским и молодым. На выставку почему-то попало 105 имен, но это детали, и на сей раз Бог вовсе не в них. Где же он? - на этот вопрос теперь предстоит отвечать зрителям.

Не знаю, как другие зрители, которых в момент моего посещения залов ИСА было немного, но мне почему-то разбираться с тем, где тут есть Бог, а где его нет, было неохота.

В первом зале на нижнем этаже висело 82 произведения искусства, плотно прижатые друг к другу на одной стене. Чтобы узнать, кто есть кто, зрителям давался нумерованный план этой развески, и многие сличали номера и фамилии.

Все эти произведения являли собой такое безликое собрание средних арифметических авангарда, что глаза сами собой закрывались. Правда, поневоле я сразу же нашел среди экспонатов произведение Дамиана Херста, которое представляет собой аптечную витрину под названием "Бог". Привлекала внимание и распятая на кресте лягушка Мартина Киппенбергера.

Поскольку выставка сопровождалась буклетом, в котором приводились заявления художников, или, точнее сказать, вербальные ответы на поставленый вопрос, я посмотрел, что же сказал Киппенбергер о своей лягушке. Оказалось, что он воздержался от комментариев.

Зато Херст поместил весьма пространный столбец текста.Из него только одна строчка относилась непосредственно к всевышнему и гласила: "Почему ты перестал править миром?".

Остальные комментарии вообще не вызвали у меня никакого отклика, да и трудно переварить глубокомысленные откровения целой сотни художников по столь непростому вопросу. Традиционные каламбуры вроде "God Less America" (Less вместо Bless) читались как рекламные шутки.

На втором этаже выставлены видео-инсталляции. Хроникальные и документальные кадры, проповедь священника, игра матери с двумя младенцами и т.п. Возникло ощущение, что ответом на поставленый вопрос вообще-то может послужить любое высказывание и любой объект.

Я взглянул на часы: прошло всего минут 15, а мне уже казалось, что я торчу тут целый день. Часы больше говорили о Боге, чем все эти картины и инсталляции - они напоминали о Времени и смерти, времени, которое на выставке показалось мне прожитым напрасно.

Уходя, я мельком глянул на стену, где были собраны высказывания знаменитых предшественников. Два из них запали в дущу. Пабло Пикассо сказал: "Бог - это просто художник. Он придумал жирафа, слона, кошку. У него не было стиля. Он пробовал все что угодно".

И второе, принадлежащее матери Терезе, которая совершенно неожидано высказалась о Боге так, как мог бы с полным основанием сказать о себе любой художник авангардист или (с еще большим правом) неавангардист. Она сказала: "Мы все - карандаши в руках Бога".

Александр Воронихин для bbcrussian.com


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования