Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ASIA NEWS": Арафат и Католическая Церковь - взаимоотношения, которые никогда так и не стали реальностью


После ухода Арафата множество вопросов в отношениях между палестинским руководством и Католической Церковью остаются открытыми, несмотря на базовое соглашение, существующее между Святым Престолом и палестинской администрацией, бывшее, пожалуй, в юридическом отношении наилучшим из тех,что были подписаны на предмет христианского присутствия в Палестине.

Из приблизительно 2, 5 миллионов арабов, проживающих на территории Палестинской автономии, приблизительно 40 000 - христиане. И эти христиане живут в условиях постоянной дискриминации. Очень часто собственность христиан (дома, земли) оказывается конфискованной мусульманами-палестинцами, и при этом власти автономии предпочитают сохранять полное безразличие.  Христиане в Бейт-ле-Хеи (Вифлееме), Бет-Сахуре, Бейт-Джале и секторе Газа стали жертвами физического насилия, их религия подверглась унижениям, их не только вынуждают уважать мусульманскую религиозную практику, но также целовать Коран и определять себя как мусульман под угрозой насилия.

В то же время церковные лидеры региона, в том числе и латинско-католический Патриарх Мишель Саббах, давали Арафату знать о далеко не единичных случаях дискриминации христиан на территориях автономии, но эти сообщения не имели никакого практического эффекта...

Невыполненных обещаний со стороны лидера Палестины по отношению к христианам множество. С первых дней палестинской автономии Ясир Арафат провозгласил себя сторонником создания секулярного и демократического государства, и эта секулярность является лучшей гарантией для Церквей и христиан на ближнем Востоке.

В последние годы, однако, под влиянием продолжающегося арабо-израильского конфликта отношение к этой самой секулярности стало неоднозначным. Проект будущей палестинской конституции выглядит не особенно сосредоточенным на сохранении секулярности и плюрализма и, очевидно, дрейфует в исламистском направлении. Реально этот законопроект не только определяет связь Палестины с арабским миром, что вполне естественно с точки зрения исторического и географического положения, но также и с исламскими государствами. При этом церковные комментаторы-обозреватели не перестают утверждать, что секулярное государство несовместимо с тесными связями с исламским миром.

Отношения между Палестинской автономией и Католической Церковью основываются на базовом соглашении, подписанном 15 февраля 2000 года Святым Престолом и Организацией Освобождения Палестины от имени Палестинской Национальной автономии. Именно этот договор, который обрел силу сразу после подписания, содержит основные принципы, которые регулируют отношения между Католической Церковью и государством и, более того, провозглашают уважение свободы совести и религиозного исповедания одновременно с равенством граждан вне зависимости от их религиозных взглядов.

Статья 4-ая соглашения с Ватиканом своим содержанием имеет уважение и поддержку юридического статуса международно признанных Святых мест. Этот принцип формулируется в международной практике как статус-кво, то есть замораживание положения, существовавшего на определенный момент времени.

Положения этой статьи касаются и церкви Рождества в Вифлееме, по отношению к которой тоже должен соблюдаться статус-кво. Но этот вопрос по-прежнему остается открытым.

Очень красноречив инцидент, имевший место два года назад. Монахи греко- православного монастыря взяли и закрыли на замок церкви Рождества в Вифлееме, сделав, таким образом, невозможной в ней литургию для католиков и армянских христиан. А ведь именно право на ключи от этой базилики и право свободно осуществлять в ней богослужения являются частью того же стаус-кво и частью содержания статьи 4 вышеупомянутого базового соглашения.

После месяцев бесплодных разговоров с греческой Православной Церковью (Иерусалимского патриархата) Католическая Церковь официально обратилась к лидеру автономии Арафату 12 апреля 2003 года с письмом, в котором потребовала вмешательства в историю с навешенным замком. В этом послании содержались ссылки на базовое соглашение и на статью 4. Тогдашний францисканский кустодий в Святой земле отец Батистелли направил письмо, в котором обосновал необходимость личной встречи с Аратом и папскими представителями. Арафат назначил комиссию, которая должна была разобраться в проблеме. Комиссия в результате разобралась в вопросе и посчитала необходимым обязать православный греческий патриархат вернуть ключи от храма в Вифлееме, но правительство палестинской автономии по-прежнему затягивает вопрос о возвращении ключей.

Вот почему возможное новое палестинское правительство должно предпринять неотложные меры по поддержанию доверия к себе самой. Это испытание на доверие к этому правительству. Само существование церкви на святой земле в значительной степени зависит от сохранения статус-кво и позиции руководства палестинской автономии. И еще - поддерживание статус-кво христианских святынь не должно зависеть напрямую от оккупации или иных форм вооруженного конфликта.

Именно факты насилия против христиан и международные гарантии по Святым местам и являются двумя фундаментальными индикаторами перспективы создания независимого палестинского государства. Так, например, выступая на исламско-христианской встрече в Рамалле в августе минувшего года, латинский Патриарх Саббах говорил: "Нужны скорые и решительные действия как противодействие попыткам тех, кто хочет использовать ситуацию для того, чтобы создавать дальнейшие препятствия для жизни людей на этой земле". "Главная проблема в том, - заключил Патриарх Саббах, - что посторонние наблюдатели почему-то приходят к выводу о том, что власти Палестины неспособны защитить права своих граждан и таким образом не заслуживают того, чтобы считать себя полноценным государством".

Бернардо Червеллера

Ноябрь 2004 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования