Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОДНАЯ ГАЗЕТА": "Детей Дракулы" можно только жалеть. Продолжаем разговор


Специальный репортаж нашего корреспондента Феликса Грозданова "Дети Дракулы" ("Родная газета" 12.11.2004) вызвал у читателей активный интерес. Напомним: речь в репортаже шла о готах - представителях весьма необычного молодежного движения. Как обычно, первые отклики появились на форуме газетного сайта www.rodgaz.ru. Самые яркие фрагменты этой дискуссии мы решили опубликовать в Клубе читателей - с комментарием специалиста.

"Несуразица в поведении готов есть самопостижение"

Абсолютно неверно, на мой взгляд, предположение автора, что "они не пускают нас к себе…". Готы открыты всегда. Другое дело, что, входя в их мир, надо, простите, снимать на пороге грязные башмаки. То есть оставлять за порогом зудящую потребность "взрослых" непременно согнуть все по-своему, навязать, вдолбить в них наши представления. Потому что с возрастом мы все больше деревенеем и перестаем понимать даже такие прописные истины, что в рай вилами не загоняют... Они - пока, по крайней мере, - этого еще не забыли.

Вот и готы, культивирующие вместо хипповых идеалов пастельно-цветочного мира "грязь и железо", интуитивно выбирают то, что во "взрослом" мире осталось еще не испакощенным. Не испакощенным нашим желанием непременно подчинить все собственной системе оценок, испещренной запретами всего во всем. То есть это мы вытеснили, а если угодно - загнали наших детей в ржавый арматурно-листовой антураж оазиса нового времени.

"После смерти отца мать стала пить… Старалась пореже бывать дома, чтобы не видеть этих попоек... Мне нравится тишина, покой, что можно остаться наедине со своими мыслями", - говорит Агония (героиня репортажа - Ред.). Говорит о том, чего мы страшно боимся, - о той тишине, где остаешься наедине с собой. По сути, мы боимся того самого, чего так не хватает сегодня человеку, чтобы остаться человеком.

Разумеется, это просто здоровый инстинкт. И если человек "заболевает", то способен порождать "черных ангелов", а возможно и что-то намного хлеще. Что изгоняет целые поколения на свалки и кладбища? Не наша ли с вами дезориентированность в мире и своих целях? В самом деле, почему русские по крови сельские подростки в Канаде и в американской Аляске, например, до сих пор заполняют свою свободную пору лагерной жизнью "по-индейски", а наши ездят в районные и краевые центры воровать и грабить ровесников? И почему дети-интеллектуалы моих знакомых из Литвы проводят ночи в историко-археологическом клубе за кофе, пивом и манускриптами, а умница-сын моего приятеля вынужден объяснять директору школы, почему он не хочет ходить на историю, где его трясет от неполноценности преподавателя и самой "преподачи"? Кстати, я уже встречал и его фотографирующим детали камней на Немецком кладбище…

Готы "носят православные кресты и называют себя христианами", кресты египетские, "кельтские знаки - орнаменты, пентаграммы", пишет ваш автор. А чему удивляться? Подобный сумбур и обязан быть в головах у тех, кого "спасает" и "приводит к православию" кто-нибудь вроде Комитета скорой помощи нравственности… Поэтому, наверное, не стоит паниковать. В процессе роста тот, кто не заинтересуется глубоко религией, наверняка с кладбищенских тусовок попадет не к "ходящим вместе", а в какие-нибудь библиотеки или экспедиции. А тот, кто заинтересуется, станет зачитываться о. Булгаковым, Хомяковым и о. Флоренским, а не патриархийными брошюрами о вреде баптизма и чистоте идей священноначалия, возникших в связи с очередным освящением какого-нибудь крейсера, танковой колонны или военного аэродрома.

Теперь о комментариях. Священника и сексопатолога объединяет профессиональный эгоцентризм "заведомо защищающихся"... Для обоих однозначно, что эти молодые люди - или неисправимые грешники, или больные. Главное - поставить диагноз, вынести приговор и отстраниться от участия в чужой судьбе. И человек неравнодушный, добросовестно и сознательно относящийся к своему делу и людям проявляет себя лишь в психологе Ивашкиной. Она единственная из троих понимает, что вся эта несуразица в поведении есть самопостижение. И нам всем самое время задуматься, почему оно, это самопостижение, именно такое.

Ole

Коротко

* И как это журналисты всегда умудряются отыскать некую жертву аборта, не имеющую совершенно никакого понятия о музыке, но предпочитающую шляться ночами по кладбищам, томиться в депрессии, курить одну за другой дешевые сигареты и вздыхать: ах, как мрачен и несправедлив этот мир! Нет бы поднять свою "мрачную" задницу, сесть за стол и начать нормально учиться, чтобы хоть чего-то в этой жизни добиться!

Lo

* Для представителей gothic subculture индивидуализм - что-то само собой разумеющееся. По крайней мере, для тех, для кого это не просто тусовка и способ эпатировать окружающих внешним видом. И таких много. Хотя эта мода на "форматный" внешний вид вместо уникальности приводит к однообразию...

b

* Эти любители кладбищ оскорбляют чувства родственников усопших. Можно было бы принять запрещающий оргии закон, исходя из прав собственности на могилу (каждая на кого-то записана). Но эти маленькие извращенцы - полбеды. Хуже те, которые громят надгробия, воруют ограды и т.п.

Вадим

* Сатанисты, к вашему сведению, кошек и т.д. на кладбищах не режут. И не занимаются вандализмом. Это дело рук дьяволопоклонников. Совершенно разные вещи. Еще советую поговорить более чем с одним готом. Та готик гёрл, на которую вы наткнулись, неудачным примером оказалась. И о происхождении термина "гот": ну никаким боком он не стоял рядом со словом "привидение"!

Она...

* Некоторый процент сатанистов и оккультистов среди готов все-таки встречается. Но делать эти три понятия синонимами станет только среднестатистический обыватель, который не понимает и не хочет понимать, что к чему. Ибо: "А чё они волоса отращивают длинные? А чё они в черное одеваются? А чё они все рожи малюют, даже мальчики? А чё они, а чё они?"

Музыкант

* Как водится, отинтервьюировав неблагополучную представительницу gothic subculture, автор статьи решил, что сработает принцип ex ungue leonem (начало латинской пословицы "Ex ungue leonem, ex auribus asinum" - "По когтю узнается лев, по ушам - осел" - Ред.), - и обобщил. Про фактические ошибки типа выведения понятия goth от ghost вообще говорить совестно. Впрочем, почти ни одной адекватной статьи про gothic subculture в СМИ общей направленности мне наблюдать не доводилось.

Verenjano

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр ТАРАСОВ:

Эти наивные дойные коровы несут денежки тем, кто придумал новую субкультуру

Готы - относительно недавно пришедшая в Россию (и пока малочисленная) молодежная субкультура. Статьи о готах в периодике действительно редки и, как правило, полны ошибок. А поскольку готы, как все остальные граждане, имеют право на защиту от диффамации, начну я с исправления ошибок.

Готы достаточно открыты для общения, ничего "загадочного" в них нет. Выводить самоназвание "готы" от "ghost" или от древнего племени готов - неверно. Слово "гот" - урезанная форма слова "готик" (gothic), то есть "готический". Имеется в виду "готический" извод романтизма XIX века - готические роман и новелла. Ничего "страшного" и "порочного" в них нет - "Мельмот-Скиталец" Ч. Метьюрина, например, и сборник "Готическая повесть" издавались во вполне пуританские советские времена.

Есть и мелкие неточности. Венгерского актера, сыгравшего роль Дракулы, звали не Бела Лугочи, а Бела Лугоши, никогда он не был культовым, умер от алкоголизма в полном забвении. Песня группы "Баухаус" "Bela Lugosi's Dead" вообще-то юмористическая. А девиз готов "Goth's Undead" ("Гот - бессмертен", а вовсе не "Гот не мертвый", как сказано в статье) - всего лишь парафраз девиза панков "Punk Not Dead".

Среди готов - множество разных течений. Их представители внешне (и, скажем, по музыкальным пристрастиям) сильно отличаются. Не надо всех мазать одной краской. Викторианские готы, например, совершенно не похожи на трайбл-готов (первые - поклонники викторианского стиля, а вторые очень близки к садо-мазо-клубной субкультуре). Не все готы и не всегда выбирают в качестве места встречи кладбища. Там, где есть "готические клубы", готы обычно тусуются в клубах. А для больших фестивалей готов требуются площадки размером куда больше любого кладбища...

Молодежные субкультуры вообще делятся на две категории. Первая - естественные, возникавшие самостоятельно, как правило, в оппозиции ко "взрослому миру", когда тот оказывался в застое. Этот застой раньше всех и острее всех чувствует молодежь (тут ваши читатели правы). К таким субкультурам относятся битники, хиппи, панки, первое поколение скинхедов. Вторая категория - искусственно созданные субкультуры. Таких гораздо больше и они обычно мельче. Готы как раз из них. Когда в конце 70-х музыкальная постпанк-сцена, с одной стороны, и пост-хэви-метал-сцена - с другой, впали в состояние полной деградации, организаторы шоу-бизнеса решили как-то их реанимировать и "раскрутить". Сделали это путем навязчивой пропаганды в подростковой среде тем средневековья, мистики, вампиризма, таинственности, танатофилии и т.п. Так возникла "готическая тусовка", устойчиво потребляющая атрибуты нового стиля - и, следовательно, обогащающая догадливых дельцов шоу-бизнеса. Специально для готов были предложены музыкальные группы, именующие себя "готическими", специально для них шьются и продаются "готические" одежда и обувь, изготавливается бижутерия и прочие аксессуары, создаются клубы. Готы, строго говоря, это дойные коровы, которые несут и несут денежки тем, кто придумал для них субкультуру.

Для большинства из нас ничего интересного в готах нет (как, впрочем, и в других искусственно созданных субкультурах). Есть некоторое количество среднеталантливых музыкальных групп. Но готы не создали ничего оригинального, новаторского: ни собственной живописи, ни литературы, ни кино, ни танцевального искусства, ни тем более философии. Однако если сказать об этом готам прямо в лицо - они обидятся и будут долго ругаться. Это типичное поведение подростка-тусовщика.

Совсем иное дело - естественно возникавшие молодежные субкультуры. Битники изменили лицо англо-американской литературы, в первую очередь поэзии. Хиппи изменили западную музыку и живопись, внесли большой вклад в развитие фото- и киноискусства. Панки изменили рок-сцену и поэтическую традицию, а также способствовали слиянию радикальной публицистики с радикальной философией.

Как субкультура готы безвредны и не опасны (в отличие от скинхедов, например). Они способны лишь потреблять. Так что не стоит шельмовать их, навешивать на них ярлыки "сумасшедших", "грешников" и "сатанистов". (Сатанисты, кстати, - это не молодежная субкультура, а религиозная конфессия. В этом смысле попытка православного священника навязать всем свои правила поведения на кладбище - антиконституционна. Кладбище, видимо, не самое подходящее с точки зрения гигиены место для занятий сексом, но если половой акт не совершается демонстративно, на глазах прохожих, претензий к такому поведению быть не может.)

А вообще готов жалко. Как и представителей других молодежных субкультур, которые расцветают только в неблагополучных обществах.

СПРАВКА

Александр Николаевич ТАРАСОВ - содиректор Центра новой социологии и изучения практической политики "Феникс". По образованию - историк и экономист, изучением молодежных субкультур занимается с 1989 года. Автор шести книг (три - в соавторстве) и 790 статей, переведенных на 27 языков мира.

26 ноября 2004 г.

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования