Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НАКАНУНЕ.RU": Духовные войны


Екатеринбургская епархия вновь оказалась в центре конфликта. На этот раз недовольство верующих вызвано выходом на экраны городских кинотеатров нашумевшего фильма "Иисус". Претензии православного братства сводятся не столько к самой картине, сколько к организации ее показа. В роли организаторов выступают представители протестантских общин. По мнению православных, за всей этой благотворительностью кроется "обыкновенная вербовка": зрителям после окончания сеанса предлагают помолиться и покаяться, а сам фильм то и дело прерывается комментариями пасторов.

Свою реакцию в Епархии объясняют заботой о пастве. Суть такова - люди, привлеченные бесплатным показом, и не подозревают о том, что им уготовано. В многочисленных рекламных проспектах и видеороликах, повествующих о выходе фильма, об инициаторах акции нет ни слова. В Епархии решили пойти на крайние меры: у входа в кинотеатр представители православной церкви предупреждают горожан о том, чтобы те "держали ухо востро", а сами, тем временем, готовят иски в суд.

Протестанты, впрочем, в долгу не остались. Накануне они организовали встречу с журналистами, чтобы донести до общественности свое недоумение обвинениями православного братства. Солидные дяди в пиджаках, больше похожие на бизнесменов, чем на священнослужителей, битый час рассуждали о веротерпимости, свободе совести и общей ответственности за будущность России. Однако на вопрос, откуда взялись деньги на проведение столь широкомасштабной акции, немного помявшись, уже безо всякого патриотизма в голосе прозрачно намекнули на неких иностранных спонсоров.

Сам по себе этот факт мало кого удивил. Протестантская церковь изначально позиционировала себя как западная. Она и возникла-то в Европе, отколовшись от католической в ходе Реформации XVI века. В России последователи учения Лютера появились во времена Ивана Грозного. Государь даже предоставил им возможность свободно отправлять богослужения, но лишь потому, что они "не обнаруживали стремления к занятиям политикой и пропагандой".

Во времена Петра европеизация русского общества привела к тому, что протестантские кирхи сильно распространились, и лютеране без помех осуществляли свою деятельность. Однако они периодически должны были предоставлять в Синод отчеты о количестве кирх и пасторов при них. При Петре же английские богословы делали попытку воссоединения англиканской церкви с православною. Синод, естественно, не разрешил.

Елизавета придворным и высокопоставленным  лицам из протестантов повелела "не сметь не уважать православия". И в дальнейшем пасторам запрещено было вести проповедническую деятельность, а любая попытка иноверцев хоть сколько-нибудь потеснить православную церковь пресекалась на корню. 

Советский период практически свел на нет само явление протестантизма в России. Зато начало 90-х стало его расцветом. Пресловутая гласность обернулась тем, что не только благодушные американские пасторы, но и лидеры японской "Аум Синрике" спокойно вещали на государственных российских теле- и радиоканалах. Тогда все западное в нашей стране стало синонимом прогрессивного и модного. В отличие от национального. Воспользовавшись моментом, американские и английские идеологи с особым усердием взялись за промывание российских мозгов. И не прогадали.

С утратой коммунистических ценностей у людей возник идеологический вакуум, появилась потребность в вере. Протестанты же предложили понятную и незамысловатую религию, которая ни к чему не обязывала. Начиная с того, что каждый может трактовать Библию, как ему вздумается, и заканчивая отсутствием необходимости соблюдать религиозные обряды и посты. 

Именно благодаря вольной трактовке Священного писания появилось огромное количество самостоятельных протестантских течений, церквей и сект /лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты/. Все они ставят себе в заслугу демократичный и современный взгляд на религию. 

Неисчислимые ответвления превратили протестантскую церковь в нечто вроде клубов по интересам, которые под собой ничего общего, кроме проповедей и текстов Евангелия, не имеют. У протестантов нет ни святых, ни духовной литературы, ни икон, ни искусства, ни монашества, ни даже четкого определения учения, на непререкаемых догмах которого зиждется то же православие. Знаете, какое у евангелистов самое высокое звание для духовного человека? Только вдумайтесь: "Student of the Bible". В переводе - "изучивший Библию".

Отсюда и неоднозначное отношение религиозных демократов к нравственным ценностям. У них получается, что каждый эти ценности определяет для себя в силу понимания Библии. В одном из форумов в Интернете приверженец протестантской веры доказывал православному, что добрачные связи духу Библии не противоречат. И знаете почему? Потому что в "книге книг" прямо нигде не сказано о том, что это грех. В Англии с ее приверженностью к консерватизму совсем недавно был случай, когда пастором стал священник, сожительствующий с мужчиной. А ведь так можно и до отрицания куда более важных аксиом дойти. Чем оборачивается двоякое толкование Корана, нам уже известно. 

Православные не зря встрепенулись: как ни крути, православие и протестантизм есть части единого учения - христианского. А посему русский люд на призывы тех же баптистов еще как ведется. "В городе много людей, которые крещены в православной вере, - объясняет руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии отец Владимир Зайцев, - но по какой-то причине они не являются нашими прихожанами: либо храмов нет поблизости, либо знаний не хватает. На таких людей эти сектанты евангелики и рассчитывают".

И, подумав, добавляет: " Сектанты...Кто они? Больше их никак не назовешь. Это так называемая вторая волна Реформации. Истинные протестанты есть Лютеране, которые ведут себя на нашей земле по-честному. Если человек к ним приходит, они предупреждают его, чтобы он не забывал о том, что живет в православной стране с православными традициями". 

Подобный этому конфликт между екатеринбургской Епархией и протестантскими общинами не первый и, думается, далеко не последний. И с какой бы иронией /оправданной в большинстве случаев/ многие из нас, людей верующих только в канун больших церковных праздников, не относились к деятелям православной церкви, как-то не по себе становится от мысли, что однажды верх возьмут подпитанные американскими долларами протестантские пасторы...

Марина Сирина

25 ноября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования