Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ": "Медресе" в гимназии. В Мюнстерском университете специализируются на исламе


В Мюнстерском университете специализируются на исламе. Центр религиозных исследований и Институт арабистики и изучения ислама – научные центры и "кузница кадров". Интерес к ним и их значение растут по мере того, как объект изучения все больше дрейфует из области теории в сферу практики и повседневности.

Знать – значит, не бояться

Урок ислама
 

Институт арабистики – учебное учреждение, что-то вроде известного нам Института восточных языков, впрочем, не так сильно ориентированное на нужды разведки. Там готовят ученых-исследователей и языковедов. Если когда-то институт и был тихим прибежищем кабинетных ученых и приманкой для любителей экзотики, то теперь в пестром потоке студентов заметнее всего те, у кого интерес к предмету вполне жизненный и практический.

Здесь есть молодые мусульмане, изучающие родную культуру. Наверно, для них это немножко странно, все равно как смотреть на себя со стороны. Нам легко понять их – это примерно то же, что изучать в Германии славистику. Как известно, эта специальность не стала самой популярной среди "русской" молодежи. Вот и Институт ислама все же больше привлекает коренных немцев.

Они приходят сюда изучать арабский язык, сегодня очень важный в мире. Приходят за знаниями об исламе – особенно после 11 сентября. Эта религия, само имя которой означает "мир", все прочнее связывается в сознании европейцев с террором. И хочется узнать о ней больше, чтобы совладать со страхом – ведь он сильнее всего там, где царит неизвестность. У кого-то личные причины для симпатий к исламской культуре, в нынешнем открытом мире все чаще: например, семья жила в арабских странах из-за работы родителей, или друзья – мусульмане. И все прониклись важностью ислама в нашей жизни, убеждены, что, не зная его истории и философии, нельзя разобраться в политических событиях современности. Занятия в Институте посещают и студенты-политологи, которым не обойтись теперь в своих штудиях без учета исламского фактора, и будущие журналисты, все чаще нуждающиеся в знании исламского права и теологии, чтобы писать грамотные репортажи.

А в Центре религиозных исследований с недавних пор обучают профессии, обещающей стать массовой: преподаватель ислама в средней школе.

Немецкая альтернатива школам Корана

До сих пор школьникам преподают только католицизм, евангелический протестантизм и иудаизм. Традиционно считается, что у этих трех конфессий есть корни в Германии, а все прочее – не более чем экзотика. На деле ислам давно уже не экзотика, и попытки поручить школе религиозное воспитание юных мусульман предпринимаются довольно давно. Еще в 80-х в рамках преподавания родного языка в школах было введено исламоведение. Это факультативный предмет, за который не ставят оценок. В качестве преподавателей приглашаются люди, получившие соответствующее образование на родине. Они должны пройти дополнительный курс в Германии и присягнуть на немецкой Конституции – так гарантируется адаптация к местным условиям и гражданская лояльность.

А с 1999 года в ста школах СРВ действует экспериментальный проект, так называемый "Ознакомительный курс ислама на немецком языке" (Islamische Unterweisung in deutscher Sprache). Его кардинальное отличие от уроков религии в том, что здесь дают информацию о религии, но не учат ее исповедовать. Учитель (хотя и сам непременно мусульманского вероисповедания) говорит: "Мусульмане соблюдают пост в месяц Рамадан", но не имеет права сказать: "Мы должны поститься в Рамадан". Настоящих же уроков ислама в немецкой школе нет.

Этот пробел школьного образования имеет разные последствия для 265 000 школьников из мусульманских семей в СРВ. В светски ориентированных семьях дети просто постепенно отрываются от своих религиозных корней. Они еще осведомлены о бытовых традициях – к примеру, "настоящая мусульманская женщина должна носить платок", – но не знают, на каких принципах Корана базируется тот или иной обычай. Но куда больше беспокоит власти и общество то, что семьи, не пренебрегающие религиозным воспитанием детей, посылают их в школы Корана или просто к частным образом практикующему учителю. И трактовка религии, которую преподнесут им там, может сильно не совпасть с принципами немецкой Конституции. Честно говоря, не только может, а не совпадает сплошь и рядом – уже не раз разгорались скандалы, когда обнаруживалось, что под благородным прикрытием религиозного воспитания детей обучали ненависти к стране, в которой они живут, к ее образу жизни и ценностям.

Да поможет Аллах государству!

Поручить преподавание ислама государственной школе и тем самым вырвать его из рук так называемых "проповедников ненависти" – давняя мечта нашего земельного правительства. Ее осуществлению на деле мешает не столько недостаток квалифицированных учителей, сколько правовой статус исламского духовенства в Германии. Здесь нет единого органа, представляющего интересы всех мусульман и признанного ими всеми. Каждое направление ислама имеет собственные организации и объединения, ни в чем не согласные друг с другом, Центральный совет мусульман и Исламский совет выступают как проводники политических интересов, а не религиозные организации, и у правительства просто нет партнера для переговоров о содержании учебных программ.

В такой вот ситуации и в ощущении, что дальше "так жить нельзя", Центр религиозных исследований ввел у себя новую специализацию "Религия ислама". В этом году к занятиям на новой кафедре, возглавляемой ученым-исламоведом с примечательным именем Мухаммад Свен Калиш (Muhammad Sven Kalisch), приступил первый набор студентов. Все они мусульмане. Курс рассчитан на четыре семестра. Окончившие его станут первыми преподавателями этой религии, получившими профессиональную подготовку в Германии и готовыми к преподаванию ислама, свободного от фундаменталистских тенденций и открытого для диалога с современностью.

Остается только надеяться, что за это время земельное правительство сумеет найти легитимного представителя интересов рейнвестфальских мусульман и договориться с ним. И что Аллах вразумит родителей больше не посылать детей в чуждые немецкой Конституции школы Корана.

Маргарита МУРАВЬЕВА

22-28 ноября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования