Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Вокруг Храмовой горы. Смерть Арафата стала миной замедленного действия для Израиля


Ясир Арафат любил демонстрировать свою веротерпимость.
Фото Reuters

Кончина Ясира Арафата знаменует смену эпох в жизни народов Ближнего Востока. На протяжении более чем сорока лет он был одним из немногих лидеров арабского мира, которые, используя время от времени исламскую риторику в политической борьбе, все же оставались вождями национального движения, не замыкавшегося сугубо на религии. Но при обсуждении последнего события в жизни публичного политика, т.е. похорон, религиозная тема опять вышла на первый план.

Пока бывший террорист и лауреат Нобелевской премии умирал во французском военном госпитале Перси, его соратники разработали сценарий погребения: торжественное прощание в Каире с приглашением глав государств и правительств и захоронение на территории его резиденции в Рамалле, в специальном мавзолее. Как это часто бывает, действительность несколько отличалась от предварительного плана: прощание в Каире прошло спокойно, а вот в Рамалле во время похорон погибли 15 человек и был скомкан заранее спланированный ритуал прощания.

Десятки тысяч палестинцев устремились к резиденции "Муката", чтобы увидеть, как гроб с телом их лидера опустят в могилу из мрамора и камня. А когда прах Арафата привезли из египетской столицы, где в первой половине дня прошла церемония государственных похорон, толпа около получаса не давала вытащить гроб из вертолета. В результате толчеи, давки и беспорядочной стрельбы пострадали более 100 человек.

Всю ночь рабочие готовили в Рамалле могилу под деревьями, рядом с остатками зданий, разрушенных в свое время израильской армией. При погребении в могилу бросали землю из иерусалимской мечети Аль-Акса, где, как надеются палестинцы, Арафат когда-нибудь будет перезахоронен, согласно его завещанию. Муфтий Иерусалима Акрама Сабри издал фетву (официальное суждение, своего рода вердикт по какому-либо религиозноправовому вопросу. - "НГР") о "будущем перезахоронении" останков председателя ООП в Иерусалиме. В фетве говорится, что перезахоронение праха Арафата "не потревожит дух покойного". Однако то, что не тревожит дух почившего раиса (вождя), вселяет большую тревогу в души многих израильтян, в том числе премьер-министра Израиля Ариэля Шарона.

Дело в том, что мечеть Аль-Акса на Храмовой горе не раз становилась яблоком раздора в арабо-израильском конфликте. В последние годы исламские святыни в Иерусалиме были камнем преткновения в конфликте Израиля не только с палестинцами, но и со всем арабским миром. Наиболее ярко это проявлялось во время периодических попыток прийти к соглашению между Израилем и Палестинской автономией, чтобы положить конец противостоянию. Какими бы сложными ни были разногласия между сторонами конфликта, почти во всем удавалось найти компромисс.

Но вопрос, кому принадлежит Иерусалим, Старый город и Храмовая гора, неизменно оставался неразрешенным. "Ты можешь предложить мне все, - говорил Арафат президенту Клинтону летом 2000 года во время Кэмп-Дэвидской конференции, - независимое государство, беженцев, Яффо и Хайфу в придачу. Без Хара-а-Шариф (мусульманское называние Храмовой горы. - "НГР") ничего не будет. Я отвечаю за это не только перед палестинским народом, но и перед всем мусульманским миром. Я не имею права отказаться даже от миллиметра земли в этом месте".

Именно из-за неразрешимости вопроса Храмовой горы и владения ею, по свидетельствам всех без исключения участников переговоров, все попытки достичь мира на Святой земле последовательно провалились. Как ни парадоксально, но два национальных движения - еврейское и палестинское (в массе своей секулярные) оказались заложниками многолетних околорелигиозных мифов.

Старый город был освобожден (а с палестинской точки зрения оккупирован) Израилем в результате Шестидневной войны 1967 года. Слова "Храмовая гора в наших руках", прорвавшиеся сквозь шум и треск радиостанций, стали символом победы. На Храмовой горе, согласно иудейской вере, более двух тысяч лет назад возвышался Иерусалимский храм (у подножия горы сохранилась его Западная стена - стена Плача). Не одно столетие храм был символом рассеянной по миру еврейской нации. Тогда, в 1967-м, военная победа как никогда, казалось, приблизила воплощение многовековой мечты.

Однако на протяжении многих веков, когда евреи жили в рассеянии, Храмовая гора была в руках то христиан, то мусульман. Шесть столетий спустя после разрушения второго Иерусалимского храма и изгнания крестоносцев на Святую землю пришли мусульмане. В годы их владычества на горе появились две крупнейшие святыни ислама - мечеть Омара и мечеть Аль-Акса. Мусульмане верят, что мечеть Аль-Акса отмечает место, откуда Пророк Мухаммад вознесся в рай. Иерусалим вообще и Храмовая гора в частности стали для мусульман третьей святыней наряду с Меккой и Мединой. В попытке не допустить превращения национального конфликта в религиозный израильские власти не реализовывали победу и де-факто не утвердили власть Израиля на Храмовой горе. Управление там осуществляет мусульманский совет "Вакф", а Израиль лишь контролирует внешнюю безопасность и обладает юридическим суверенитетом, никак в реальной жизни не проявляющимся.

Согласно еврейскому закону (Галахе), до прихода Мессии (Машиаха) и построения Третьего храма евреям запрещено подниматься на Храмовую гору. Долгие годы среди религиозных еврейских общин шли споры на эту тему. В стране немало верующих иудеев, которые считают, что построение нового Иерусалимского храма должно быть делом рук человеческих. В 1984 году была арестована группа еврейских религиозных экстремистов, готовивших взрыв мечети Аль-Акса в качестве первого шага по "очищению" горы от мусульман и подготовки стройплощадки.

Позже появилось религиозно-политическое движение "Верные Храмовой горы". Ежегодно в девятый день месяца Ава по еврейскому календарю, в день, когда все верующие иудеи оплакивают разрушение храма, члены этого движения вопреки существующему религиозному запрету пытаются подняться на гору и водрузить там первый камень будущего, Третьего иерусалимского храма. Их попытки неизменно пресекаются полицией, но движение "Верных" вызывает немалый общественный резонанс.

Несмотря на то что израильское владение Храмовой горой было и остается в основном формальным и евреи туда не допускаются, требование палестинцев о передаче им полного суверенитета в этом святом для Израиля месте неприемлемо для израильского руководства. Ни та ни другая сторона не готовы окончательно расстаться с частью своего религиозного и национального достояния.

В 2000 году во время трехсторонних переговоров между Арафатом, премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и президентом США Биллом Клинтоном соглашение о статусе Храмовой горы так и не было достигнуто. Напротив, вскоре вспыхнула "интифада Аль-Аксы", длящаяся по сей день. Мечеть стала главным поводом к войне, вызванной не столько религиозной нетерпимостью, сколько политическими причинами. Формальным поводом к интифаде стал визит израильского премьера Шарона на Храмовую гору, которым политик нарушил разом и договоренность с палестинцами о непосещении евреями Горы, и соответствующий иудейский религиозный запрет.

Четыре года спустя, после многочисленных терактов, направленных против мирного населения Израиля и ответных действий израильской армии, от которых также страдает мирное население Палестинской автономии, вопрос о Храмовой горе по-прежнему остается не только одним из самых сложных, но и в силу своей религиозной специфики почти неразрешимым. А стремление соратников Арафата выполнить его завещание и захоронить его прах на Храмовой горе может привести к очередной эскалации конфликта на Ближнем Востоке.

На данный момент правительство Израиля выступает категорически против захоронения Арафата в Иерусалиме, тем более на Храмовой горе - как лаконично выразился Шарон, это может произойти "только через мой труп". Таким образом, похороны Арафата стали еще одной политической акцией, направленной на конфронтацию между евреями и арабами. Остается надеяться, что компромисс будет найден, и национально-политический конфликт не перерастет в религиозный. 

Габриэль Вольфсон

17 ноября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования