Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Не только за коврижками. В центре Москвы работает единственное в стране "православное кафе"


Вместо стриптиза – чаепитие с батюшкой. Вместо дискотеки – церковные песни и казачий хор. На десерт постная коврижка. Вот уже два года несколько энтузиастов борются здесь с законами капитализма, пытаясь совместить ресторанный бизнес и веру в Бога. В этом кафе не подают алкогольных напитков, несколько раз в неделю батюшка читает проповедь. Посетителей всегда много.

Помещение маленькое. Обстановка уютная, почти домашняя. С десяток столиков, домашний кинотеатр, фортепьяно и попугайчики в клетке. В правом углу иконостас, на стенах тоже иконы. Слева барная стойка и прилавок. Я читаю меню. Все блюда, начиная от холодных закусок, четко подразделяются на постные и непостные. Из спиртного только пиво.

"Зато у нас море выпечки, – хвастается директор православного кафе Наталья Назарова.– Вы просто не представляете, какие у нас вкусные пирожки и слойки. А за фирменными постными коврижками люди к нам со всей округи приходят, и не только". Это "не только" относится к соседям, арендующим помещения в этом же здании. Прямо над православными располагается какая-то полусектантская школа тренинга жизни, где за доллары мелким бизнесменам промывают мозги. Еще – в этом же здании симпатичные девчонки учатся клубным танцам. Правда, после того как на стенах повесили иконы, "учителя жизни" в кафе заглядывать перестали, а вот стройных танцовщиц лики святых почему-то не отпугивают. Впрочем, девчонкам фирменные коврижки полезны для фигуры. В них калорий мало.

Главный кондитер кафе Александр Новиков способ приготовления своей выпечки держит в секрете и раскрывать никому не собирается. "Если только историю изобретения рецепта расскажу", – смеется он. Ростом Новиков под два метра, в плечах косая сажень, борода, как у деда Мороза, а на груди массивный серебряный крест. Александр – старовер.

"В обычные дни дома готовит жена, а в посты – я, – объясняет он. – Однажды, для того чтобы облегчить отказ от пищи, решил испечь коврижки. Был такой рецепт у меня в поварской книге. Испек, попробовал, чувствую, что что-то не так. И стал экспериментировать с пропорциями ингредиентов. Через два года я все-таки добился нужного результата. Теперь они во рту сами тают, и храниться могут чуть ли не полгода. Ни масла, ни других жиров в них нет"

В советские годы Александр успел поработать во всех знаменитых столичных ресторанах. "Начинал в 1971 году в "Пекине", а потом были "Прага", "Россия", – вспоминает он. – А теперь вот православное кафе. Даже и не думал, что когда-нибудь такое заведение начнет функционировать!"

Хозяйка кафе Наталья Назарова тоже не предполагала, что когда-то будет пытаться совместить ресторанный бизнес и православную культуру. Она закончила щепкинское театральное училище. 20 лет проработала в советских учреждениях культуры. "Идея открыть православный клуб-кафе пришла ко мне два года назад, – говорит она. – Ведь в столице не так уж и много мест, где бы верующие могли общаться друг с другом. Куда они могли бы прийти, зная, что не будет звучать никакой похабщины. Впрочем, у нас самые разные посетители, среди них есть и верующие, а есть и не верующие. Ведь поблизости много офисов. Но, с другой стороны, открывая заведение, я даже не предполагала, насколько тяжел этот труд и сильна конкуренция в этом бизнесе. К тому же в центре столицы очень высокая арендная плата. Обычные рестораны и кафе получают основную прибыль от продажи выпивки и увеселительных мероприятий не совсем нравственного характера. У нас же совсем другая культурная программа. Но пока мы держимся на плаву".

Как, оказалось, выживать в окружении десятка раскрученных заведений-конкурентов с яркими неоновыми вывесками помогают молитвы. "Ну когда наши бухгалтеры идут сдавать отчетность в налоговую инспекцию, я всегда молюсь, – улыбается Наталья. – И, конечно, наши батюшки, выступающие в клубе, очень сильно нас поддерживают в духовном плане".

"Батюшки у нас выступают по вторникам, по средам день православной песни, по четвергам кино, по пятницам вечера классической музыки, романса, поэзии, встречи с православными писателями", – объясняет арт-директор кафе Вячеслав Капорин. В конце 80-х он играл в рок-группе "Бабушкины Сказки", потом были "Високосный день", "Опиум" и немного "Кинематографа". В начале 90-х он ушел с головой в православие. Спустя десять лет вновь вернулся к музыке, но уже к православной. Теперь Вячеслав отвечает за культурную программу в кафе. Начинается она после 19 часов. И точно так же, как и в обычном клубе, за "увеселительные" мероприятия надо платить.

"Цена входного билета колеблется от 75 до 100 рублей, – говорит Капорин. – Впрочем, православный люд не жалуется, потому что каждое выступление предполагает живое общение с выступающими. Вопросы и ответы. Тему беседы священник выбирает сам".

Насколько разнообразны могут быть эти темы, мы убедились через полчаса, когда пустой зал вдруг начал заполняться людьми. Среди них были и пожилые женщины, и бледные юноши, и семейные пары, и даже бизнесмен в красивом галстуке. Он, слушая священнослужителя, постоянно мотал головой и прицокивал: "Ты смотри, какой молодец! Как красиво говорит. Вот красавчик!"

А говорил клирик Казанского собора отец Игорь Фомин… о сталинской переписи населения 1937 года и победе в Великой Отечественной войне. Эта перепись показала, что большинство людей, живших тогда в стране, были верующими. Поэтому результаты переписи засекретили, а переписчиков расстреляли.

После рассказа начались вопросы и ответы. Беседа плавно перетекла с событий прошлых лет на современность. Бизнесмен Юрий уже не мотал головой, а с тоской смотрел на часы. "Дочь старшая у меня верующая, я тоже, – объяснял он. – А вот жена к религии относится прохладно. Так что придется сегодня вечером пострадать за веру".

Когда беседа закончилась, верующие выстроились в очередь за благословлением от батюшки. Количество посетителей стало резко уменьшаться. Наступало время уборщицы Гулии. Она единственная мусульманка из всего персонала. Но за несколько месяцев работы у нее уже накопилась целая коллекция крестиков и иконок. Почти каждый батюшка, выступающий в кафе, дарит ей их в надежде, что Гулия примет православие. Но женщина не торопится: мыть полы – это одно, а верить – другое.

Герман Петелин

9 ноября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования