Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ": Владимир на плаву. В России может появиться целый флот кораблей-храмов


Последний день октября выдался в Волгограде теплым и безветренным. Правда, было пасмурно, но дождь не шел. И ничто не мешало горожанам, собравшимся на набережной им. Владимира Высоцкого, смотреть, как к берегу медленно подходит десантный корабль... увенчанный тремя золотыми куполами.

Все было организовано на широкую ногу: еще за несколько часов до прибытия митрополита Волгоградского и Камышинского Германа возле часовни на набережной появились палатки, ближе к трем часам военный оркестр заиграл марши. Митрополита встретили хлебом-солью, и он – в сопровождении клириков епархии, представителей городских властей, почетных гостей и, конечно, самого инициатора торжества бизнесмена Владимира Корецкого – проследовал по забетонированному склону к кораблю. Пройти внутрь храма, оборудованного в отсеке корабля, где когда-то стояли готовые к десантированию танки, всем желающим не удалось, хотя "Князь Владимир" – самая большая из имеющихся в России плавучих церквей, она может вместить до 200 человек.

Митрополит Герман отслужил "во чреве" корабля водосвятный молебен, потом окропил водой все помещения. На набережной тем временем начинался концерт художественной самодеятельности. В зале яхт-клуба тоже прошел концерт, но более камерный: Владимир Корецкий пел для своих гостей песни Высоцкого, которые, по сути, и вдохновили его на создание плавучих церквей.

ВОИН МИРА

Идея построить плавучую церковь пришла Владимиру Корецкому, когда его яхта боролась со штормом на подходе к Мадейре. Пластиковое суденышко, казалось, должно было вот-вот пойти ко дну, и 14-летний юнга Руслан произнес почти в утвердительной форме: "Папа, теперь мы погибнем..." Не погибли. Владимир увидел в этом руку Божию и поклялся построить в благодарность корабль-храм. Верить в Бога и ходить в церковь он стал еще до океанского похода, но среди штормовых ветров вера укрепилась, стала более осознанной.

Тогда, летом 96-го, Корецкий, 36-летний предприниматель из Волгограда, пустился в рискованное, если не сказать, безумное путешествие. Горячий почитатель Высоцкого, он однажды услышал запись концерта русского барда в Торонто и решил сходить в Канаду на яхте, которая, как нетрудно догадаться, была названа "Владимир Высоцкий". Команда состояла из четырех человек – старшего сына и двух друзей. Несмотря на все трудности, за 107 суток переход от Волгограда до Торонто был завершен.

Кому-то идея плавучей церкви может показаться экстравагантной, однако местный архиерей, архиепископ (теперь уже митрополит) Герман, отнесся к плану Корецкого благосклонно. Многие населенные пункты Волгоградской области не имеют своих церквей, да и с дорогами здесь, как повсюду

в России, – беда. В то же время через область пролегают два крупнейших водных пути – Волга и Дон. Отчего же не воспользоваться имеющимися водными ресурсами для миссионерской работы? Не хватало, впрочем, еще одного немаловажного ресурса – денег.

Но уже на следующий год судьба свела Корецкого с православным священником из Голландии Феодором ван дер Воортом. У них нашлось много общего: о. Феодор в свое время тоже ходил по Атлантике на яхте. К тому же сотрудничал в то время с международным католическим фондом "Помощь Церкви в беде", который в начале 90-х стал активно помогать Русской православной церкви.

Вскоре Владимир Корецкий побывал в немецком Кенигштайне, где находится штаб-квартира фонда, и познакомился с его основателем о. Веренфридом ван Страатеном.

О. Веренфрид (1913–2003) – настоящая легенда католической благотворительности. Широкую известность он получил после Второй мировой войны, когда основал фонд "Помощь Церкви в беде". Изначально целью о. Веренфрида и его соратников была помощь нуждающимся немецким католическим священникам и беженцам из Восточной Европы. Словно оправдывая свое имя (Веренфрид значит "воин мира"), ван Страатен проповедовал прощение и примирение между бывшими врагами. Его девизом были слова: "Люди намного лучше, чем мы думаем, и Бог тоже намного лучше, чем мы думаем". За свою деятельность по сбору продуктов для немецких католиков он получил прозвище Speckfater – Отец Сало: именно сало составляло большую часть гуманитарной помощи.

Первую помощь христианам России фонд о. Веренфрида начал оказывать еще в 60-е годы. Тогда было время "железного занавеса", и все, что могли сделать благотворители, – это финансировать издание христианской литературы на русском языке, которую затем контрабандой ввозили в Россию.

Ситуация в корне изменилась с падением коммунистического режима. Как вспоминает нынешний генеральный секретарь фонда "Помощь Церкви в беде" Антония Виллемсен, племянница о. Веренфрида, идея оказывать материальную поддержку возрождающейся Православной церкви в России пришла не кому иному, как папе Иоанну Павлу II. Именно он предложил Ван Страатену установить контакты с иерархией РПЦ и выяснить, в какой помощи она больше всего нуждается. В 1992 году состоялась первая встреча голландского священника с патриархом Алексием II, через год – вторая. Присмотревшись к деятельности этой благотворительной организации, патриарх официально благословил сотрудничество фонда с РПЦ.

И с тех пор, несмотря на охлаждение отношений между РПЦ и Ватиканом, фонд "Помощь Церкви в беде" никогда не вызывал нареканий с православной стороны.

МИССИОНЕРСКИЙ ФЛОТ

Выслушав Корецкого, о. Веренфрид согласился выделить необходимую сумму на создание плавучей церкви. Более того, священник пошел даже дальше своего волгоградского гостя: в России должен быть целый флот кораблей-храмов, сказал он.

Первый плавучий храм, переделанный из простого дебаркадера, был освящен в мае 1998 года. "Святителю Иннокентию" было определено ходить с миссионерскими рейсами по Дону. Двигаясь с помощью буксира, плавучая церковь заходила то в одну, то в другую деревню; священники крестили, исповедовали, причащали.

Двумя годами позже в епархии появилась вторая плавучая церковь – "Святитель Николай", которая курсирует по Волго-Донскому каналу. Однако оба корабля имели существенный недостаток – баржи, они могли передвигаться только на буксире. Тогда-то и возникла идея превратить в церковь самоходное судно. В результате долгих поисков был найден подходящий вариант – бывший десантный корабль "Олекма". Конструкция кораблей такого типа позволяет вплотную подходить к берегу даже в самых мелких местах, а опускающийся в носовой части мост – аппарель, изначально предназначенная для выезда на берег танков и прочей бронетехники, – очень удобен для прохода в храм молящихся.

Храм было решено освятить в честь св. князя Владимира – небесного покровителя Высоцкого и Корецкого. Корецкий часто говорит, что Высоцкий своим творчеством делал Божье дело, расшатывал изнутри советскую систему. Когда же встал вопрос

о том, чтобы как-то отметить участие в строительстве плавучей церкви фонда "Помощь Церкви в беде", митрополит Герман предложил назвать сам корабль "Отец Веренфрид". Теперь на каждом борту судна белыми буквами написано "Святой равноапостольный князь Владимир", а синими – "О. Веренфрид".

Освящение "Князя Владимира" стало событием не только городского, но в какой-то степени и международного масштаба. Кроме районного начальства и представителей городского бомонда на церемонию прибыла делегация фонда-благотворителя в составе Антонии Виллемсен и заведующего отделом по вопросам Русской православной церкви Петра Гуменюка (за этот год он прилетал в Волгоград не раз, следя за процессом преобразования военного корабля в храм). Был в Волгограде и официальный представитель Ватикана в РФ архиепископ Антонио Меннини, правда как частное лицо.

Точные маршруты нового храма-корабля пока не определены. Время еще есть – в первое миссионерское плавание "Князь Владимир" отправится уже после открытия навигации весной 2005-го. Ясно одно: корабль будет ходить по Волге и Волгоградскому водохранилищу. По словам митрополита Германа, не исключено, что маршруты будут простираться и за пределы его юрисдикции – в соседние Астраханскую, Элистинскую и Саратовскую епархии. Однако переговоры с местными архиереями пока не велись.

За зимние месяцы Владимир Корецкий планирует усовершенствовать корабль. Когда возвели купола, оказалось, что они значительно сузили обзор с капитанского мостика. Но выход, кажется, найден: Корецкий хочет установить в носовой части камеры наблюдения, а в рубке – монитор. Деятельный предприниматель строит не только плавучие храмы. Подплывая по Волге к основанному им яхт-клубу "Парус" (разумеется, имени Высоцкого), сразу же видишь купола двух часовен. Одна из них посвящена Иверской иконе Божией Матери и по виду напоминает афонские каливы, куда монахи уходили для уединенной молитвы. Вторая стоит на краю набережной и посвящена преподобным Сергию и Герману Валаамским. Идея назвать набережную в честь любимого певца тоже принадлежит Корецкому.

Дмитрий Власов

9 ноября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования