Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"МЕЖДУНАРОДНАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ГАЗЕТА": Who is Mr. Slucker?


Тьфу, тьфу, чтобы не сглазить: Но, кажется, лед тронулся, и в медленно покрывавшемся инеем Российском еврейском конгрессе грядут изменения. Правда, единственным официальным заявлением, донесшимся с Бюро РЕКа, стала весточка о том, что в его состав вошел крупный политический и промышленный деятель, член Совета Федерации от Чувашии Владимир Иосифович Слуцкер. Сигнал был воспринят практически единодушно - быть Владимиру Слуцкеру Президентом РЕК. Ну, а о бывшем - хорошо или ни слова. Значит - ни слова.

Как бывший спортсмен и бизнесмен я бы приветствовал такой выбор. Как человек безрезультатно пытающийся сбросить свой физический вес - вдвойне. Как член Российского еврейского конгресса и один из его учредителей - я полон надежд. Как учредитель первой и единственной независимой русскоязычной еврейской газеты, отражающей многообразие взглядов россиян в наше сумбурное время, я, как говорили в Одессе, имею что сказать.

В России сегодня реально существуют несколько крупных еврейских организаций. Это Евро-Азиатский Еврейский Конгресс, осуществляющий важный межнациональный, межконфессиональный, международный диалог - столь остро необходимый в наше взрывное время.

Существуют иностранные еврейские организации, оказывающие значительную помощь отнюдь не только евреям.

Действуют крупные религиозные еврейские организации, среди которых (в алфавитном порядке): КЕРООР, возглавляемый старейшим Главным раввином России А.Шаевичем и Главным раввином Москвы П.Гольдшмидтом, и ФЕОР - религиозная община хасидов, возглавляемая Главным раввином России Б.Лазаром.

Вообще говоря, традиция избрания Главных раввинов страны - не российская, а пришлая. Пришлая, так пришлая. Практика существования множества еврейских организаций тоже не нова, достаточно взглянуть на США. В конечном счете, дело не в количестве, а в их взаимоотношениях. Я не намерен заниматься анализом того, как и почему их противоречия стали инструментом большой политики.

Меня в большей степени беспокоит прорывающаяся непримиримость сторон. Казалось бы, что делить? У ФЕОРа прекрасный общинный центр с огромной синагогой, отнюдь не пустующей, есть великолепно отреставрированная синагога в бывшей синагоге Полякова, где раввин энергичный И.Коган, тоже хасид. И в Отрадном есть синагога, которую возглавляет замечательный человек - раввин Довид Карпов. В ближайшее время синагога "на Горке", пожалуй, главная синагога Москвы, отметит свое 100-летие, кстати говоря, к ее архитектуре непосредственно причастен Роман Клейн - архитектор всемирно известного Западноевропейского музея им.Пушкина. Есть Мемориальная синагога на Поклонной горе, которую за таковую власти района, не без влияния руководства РЕК, почему-то признать за синагогу не желают. Простите меня за богохульство, но даже старик Хоттабыч, из известной сказки В.Лагина, о большем для футболистов не мечтал: почти каждому по синагоге.

Однако у КЕРООР есть серьезная проблема. В отличие от ФЕОР, которая, слава Богу, в копейках не нуждается, администрация РЕК практически лишила синагогу финансовой поддержки, столь необходимой, особо учитывая ведущийся капитальный ремонт перед торжественным юбилеем. Ведь историческим памятником не только Москвы она останется, невзирая на то, посетит ли ее наш уважаемый Президент России или нет. Не помогая, по сути, синагоге, службы РЕК весьма удобственно расположились на той же улице, в помещении, де-юре принадлежащем синагоге. Еврейские школы также не спонсируются РЕКом, как это было в начале деятельности Конгресса.

Совсем печально обстоят дела за пределами Москвы. С грустью можно констатировать, что позиции РЕК в России фактически утрачены. Но, что не менее важно, РЕК отказался спонсировать деятельность синагог и школ на периферии. А те, что действуют, существуют в полуголодном состоянии. Нужно ли после этого удивляться, что школы и синагоги там переходят под покровительство ФЕОР?

Нет, РЕК спонсирует Еврейский университет, прекрасно выступает наш спортклуб "Маккаби", устраиваются с помощью иностранных еврейских организаций концерты, издается неплохая библиотека, правда, не для детей, а для образованного читателя и к тому же очень малым тиражом. Комиссия по культуре последние годы практически бездействовала.

И все же даже для неверующих синагога остается основой нашего еврейства. Ведь недаром же мы на идише называем ее "шул" - школой.

Я по-доброму завидую, глядя на активное передвижение представителей ФЕОР по России. А на какие копейки может передвигаться раввин Шаевич? Зато на поездки в Штаты или в Европу у администрации РЕК деньги находятся. Давайте согласимся, все же, что РЕК, в первую очередь, существует для работы в России, а не для раздувания ноздрей перед состоятельными евреями за рубежом. Вот и получается, если вы такие богатые, то почему вы такие бедные? Неверно ведущаяся администрацией РЕК работа не только не приобрела сколько-нибудь значительное число новых спонсоров, она, увы, оттолкнула немало былых. А если учесть, что традиции благотворительности среди наших евреев в массе своей, кажется, почти утрачены, то невольно возникает вопрос: быть может, следует научиться делать друзей и завоевывать благожелателей?

Посмотрите, умный депутат Госдумы Гончар на государственные праздники рассылает поздравительные открытки всем жителям своего округа лично, обращаясь по имени отчеству. ФЕОР имеет списки всех своих молящихся, и в день их рождения не просто поздравляет, а сообщает им, что в кошерном ресторане для них устраивается ужин и будет сделана скидка, соответствующая числу их лет от рождения. (Дожить бы до 120, еще и сдачи получишь!) Вместо должного внимания к коллегам и друзьям от лица РЕК оскорбили и Сохнут, и Джойнт, в результате чего была потеряна возможность совместной реализации серьезных проектов. А ведь бюджет Джойнта - десятки миллионов долларов в год.

Возникает еще один этический вопрос: неужто же мы такие враги с руководством ФЕОР, что это исключает хоть какую-то совместную деятельность? Неужели наши еврейские праздники нужно каждому устраивать отдельно по своим углам? Еще не все крупные залы снесены. Неужели нельзя сформировать совместный издательский план и поставить на авантитул название двух организаций. Неужели ребят из Маккаби не пустят в прекрасный спортзал Марьиной Рощи, чтобы затем выступить единой командой. Неужто мы хуже двух Корей, которые выступили на Олимпиаде единой командой?

Конечно же, имеется в виду, что все вложения в совместные мероприятия должны быть в равных долях. Как говорится доллар против доллара. Шнорерствовать РЕКу, с его претензиями, как-то не к лицу.

Приближается 60-летие Дня Победы. Неужели мы вместе, тысяч десять человек, не соберемся на еврейском кладбище, чтобы, обратясь к Всевышнему, просить: "да укроет их Властелин милосердия под сенью крыл Своих навеки, и приобщит к сонму вечно живых души их:". Когда убивали 6 миллионов наших родных только за то, что они евреи, их не спрашивали, хасиды они или нет. Неужто память о них, об их ужасающей гибели не объединит нас один раз в одном месте на один час? И так по всей стране. Помимо всего прочего существует еще и интеллигентность.

Но для этого РЕК должен изменить свой стиль работы. Он должен вспомнить, что не мы для него существуем, а он для нас. Где-то в Интернете я прочел о том, что у Михаила Маратовича Фридмана двери для пришедших к нему открыты "Раз пришел, значит надо". Не так в РЕКе, но это понятно, там люди позначительней.

Есть и сомнения в целесообразности затрат. Остановлюсь лишь на одной, что ближе мне - сумма в 150 000 долларов в год на выпуск "Еврейских новостей" позволяет мне, с моим многолетним опытом, утверждать, что совсем не все в порядке в бухгалтерии датской. Вспоминаются и иные вопросы.

Я совершенно устранил из своего повествования субъективный фактор, настолько, насколько мог это сделать, и рассказал это для того, чтобы человек, который возложит все эти проблемы себе на плечи, смог уверенно ответить: "Who is :". Но я не сказал главного, - в бюро, президиуме, общественном совете есть замечательные люди, готовые работать, помогать создавать новую сильную общину. Их пока немного по России. Но только объединив их - и активистов, и раввинов, и интеллигенцию можно этого достичь.

Возможно, все придется начинать сначала. Но если новый Президент на это готов, найдутся и идеи, и единомышленники.

Танкред Голенпольский


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования