Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО": Два рождения евангельских христиан-баптистов


Баптизму в России почти 140 лет. Однако до сих пор многие вздрагивают от слова "баптист". В течение многих десятилетий — сначала до революции, а потом при советской власти — людям внушалось мнение, будто баптисты — это оторванные от реальной жизни сектанты. Они не поклоняются иконам и мощам, не молятся святым, не осеняют себя крестным знамением. В общем, крайне подозрительные субъекты. И многие непосвященные с удивлением узнают о том, что баптизм — одно из распространенных религиозных течений в США и Германии. Многие президенты США были баптистами. Сегодня в мире около 130 миллионов евангельских христиан-баптистов, а сам баптизм — одно из традиционных течений христианства. В Новосибирске Церковь евангельских христиан-баптистов год назад отметила свое столетие. Сейчас в столице Сибири несут Слово Божье 13 баптистских церквей. Недавно в Новосибирске состоялся первый выпуск Библейской Богословской Семинарии. Именно с ректором этой семинарии, епископом Эдуардом Адольфовичем Генрихом мы сегодня беседуем об истории, вероучении и нынешнем состоянии Церкви евангельских христиан-баптистов

— Эдуард Адольфович, многие сегодня воспринимают баптистскую церковь как что-то иностранное, инородное. Когда появились первые баптистские общины в России?

— Светские историки до сих пор ломают копья по поводу появления баптизма в России. Но историки нашего братства датой появления баптизма считают середину XIX столетия. Если точно, мы празднуем появление баптистской церкви в России 20 августа 1867 года. В этот день первый русский баптист, купец Никита Исаевич Воронин, был крещен в реке Куре в Тбилиси. Практически одновременно евангельское движение возникло в Петербурге. Среди петербургской аристократии тогда активно благовествовал лорд Рэдсток. Еще один очаг баптизма появился среди крестьян на Украине. И уже через 14 лет после первого крещения был созван первый баптистский съезд. А в 1909 году прошел первый съезд евангельских христиан. Так сложилось, что центром евангельских христиан был Петербург, а баптизм проходил становление на Кавказе.

И хотя никто не отрицает влияния немецкого баптизма на российский, мы все-таки считаем, что корни отечественного баптизма — наши, российские. Баптизм является одним из протестантских течений. Термин "протестантизм" происходит от слова "протест". Это был протест против застоя духовной жизни католической церкви XVI века. Подобный духовный поиск происходил и в православной среде. Поиск шел в самых разных социальных слоях. В Петербурге — в среде людей просвещенных, на Украине и на Кавказе — среди простого люда. Как раз в те годы Библия стала доступной простым людям, люди стали ее читать и сравнивать прочитанное с тем, что они видели в православной церкви. И они увидели очень много противоречий. И как ответ на духовную жажду таких людей появилась живая вера. Таковы истоки появления баптизма в России.

— А когда появились первые баптистские общины в Сибири, Новосибирске?

— Первая баптистская церковь в Сибири появилась в городе Мариинске. Туда был сослан из Петербурга за свои убеждения рабочий Кирпичников. Он и основал первую церковь. Это произошло лет за пять-семь до того, как в 1903 году баптистская церковь появилась в Новосибирске, тогдашнем Новониколаевске. Известно и имя первого баптиста в столице Сибири. Это Федор Лукич Фролов.

— Каковы причины возникновения баптизма?

— Как я уже говорил, главной причиной являлась неудовлетворенность людей так называемой государственной церковью. Видимо, на каком-то этапе церковные священнослужители стали уделять недостаточно внимания простому народу. Как раз в годы возникновения баптизма в России было отменено крепостное право. Люди впервые вздохнули свободно. И тогда же они стали искать и духовной свободы. Люди стали читать Священное Писание.

…Кстати, многие баптисты становились грамотными в процессе изучения Библии…

— Почему баптистская церковь так называется? Что такое "баптизм"?

— Вообще-то, "баптизм" — очень хорошее название. Но почему-то у нас в стране оно имеет негативный оттенок. И иногда люди мне говорят: вот вы — баптисты, это же так ужасно, так страшно… Но если бы люди могли читать Евангелие на греческом языке, то узнали бы, что Иоанн Креститель, тот самый, который крестил Христа, звучит как Иоанн Баптист. Название нашей церкви берет свое начало от одного из основных постулатов христианства — крещения. "Baptizo" с греческого переводится на русский как "крещение". Мы считаем, что крещение играет очень важную роль в жизни уверовавшего человека. Поэтому мы крестим только уже уверовавших. Крещение — это второй шаг в жизни христианина. Первый — это когда человек поверил во Христа и раскаялся в грехах.

Слово "baptizo" включает в себя и содержание, и форму крещения. Кроме прочего, "baptizo" дословно означает "погружение". Именно полным погружением в воду баптисты осуществляют крещение. Водное крещение символизирует смерть для старой греховной жизни и выход из воды, восстание из воды — воскресение для новой жизни вместе со Христом.

Именно поэтому нас стали называть баптистами. Хотя когда-то нас еще называли и "перерожденцами", и "возрожденцами". Это тоже очень важный момент. Мы не крестим людей, которые не родились свыше, не возродились. Крестить грешника — бессмысленно. Это все равно, что окунуть в воду зайца и отпустить его. Заяц опять удерет в лес. Так и у нераскаявшегося грешника, принявшего крещение, не произойдет смена мировоззрения. Мы считаем, что человек, который рожден физически, должен еще раз родиться, но уже духовно.

— Получается, крещение младенцев тоже бессмысленно?

— Да. И по этой причине баптисты и вообще протестанты-реформаторы были гонимы властями и официальной церковью. Были гонимы за то, что отвергали уже сложившуюся традицию крещения младенцев. В Писании сказано: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет". То есть крещению обязательно должна предшествовать вера. Ребенок на сознательную веру в своем возрасте не способен. Чтобы обойти это противоречие, церковь придумала институт преемников, наставников — крестных. По идее эти люди должны следить за тем, чтобы ребенок воспитывался в христианском духе.

Какой-то смысл в этом есть. Скажем, в близком к баптизму течении пресвитерианстве тоже крестят детей. Но крестят детей только тех родителей, кто действительно верует и гарантирует воспитание детей в христианской вере.

Вообще в жизни христианина существует два крещения. Есть крещение духовное, которое совершается впервые, когда мы верою приняли Иисуса Христа, Его подвиг, Его спасительную жертву. В этот момент Дух Святой погружает уверовавшего в Тело Христово, и человек становится членом Вселенской Церкви. А чтобы стать членом поместной церкви, нужно засвидетельствовать свою веру через святое водное крещение.

— А какова численность баптистов в мире?

— Статистика вообще непростое дело. И меня всегда удивляет, как в исторических церквах (православной, католической или лютеране в Германии) определяют свою численность. Нередко это происходит по национальному признаку. Если русский — значит православный. Если поляк или немец — значит католик или лютеранин. Но баптизм — это интернациональная вера. Мы не делимся по национальному признаку. И у нас существует строгий учет, фиксированное членство. Мы примерно знаем сколько нас. Цифра колеблется от 100 до 120 миллионов человек. В России нас около 100 тысяч.

— А в каких странах действует баптистская церковь?

— В 2000 году я был в Амстердаме, где собирались представители различные евангельских церквей. И оказалось, что география распространения баптизма очень широка. Я практически не знаю ни одной страны мира, где бы не было баптистских общин. Даже если официально таких общин не значится, то они в этих странах существуют нелегально. Понятно, что речь идет о таких государствах, где баптизм преследуется властями. Например, в некоторых мусульманских странах или в Китае. А в России баптистские церкви есть во всех субъектах Федерации.

— Появление баптизма было одним из этапов развития протестантизма. Затем из баптизма выделились новые течения, такие, как пятидесятничество, адвентизм. Каковы сейчас ваши взаимоотношения?

— Отношения не всегда складывались однозначно. На раннем этапе были трудные взаимоотношения. Было непонимание, неприятие, была взаимная критика. Но поскольку одним из принципов баптизма является свобода совести человека, то мы говорим: каждый человек вправе верить так, как он считает нужным.

Право верить дает человеку Бог, и мы должны с уважением относиться к взглядам других людей. Другое дело, что мы можем быть с ними не согласны. Критерием истины является Священное Писание — Библия. Но многие из протестантских церквей делают особенный акцент на том или ином положении Библии. Скажем, пятидесятники больший акцент придают доктрине о Духе Святом. Мы не разделяем некоторых их взглядов, но вражды между нами нет. У нас в Новосибирске есть договоренность, что мы не критикуем друг друга и не мешаем друг другу в служении.

— Эдуард Адольфович, насколько я знаю, в проекте "2004 — Год Библии" принимают участие более 50 различных евангельских церквей. Это и баптистские церкви, и пятидесятнические, и харизматические, и адвентистские…

— Вне всякого сомнения, это уникальное явление. Священное Писание, это то, что объединяет всех христиан мира. И я очень сожалею, что в этом проекте не участвовала Православная церковь. Люди нуждаются сегодня в Священном Писании. Да, мы вместе участвуем в реализации масштабных проектов. Например, сейчас мы вместе работаем в рамках общероссийского проекта "Надежда есть".

— А какие отношения у вас с Православной церковью?

— Отношения с Православной церковью у баптистов складывались непросто с самых первых лет. В тот момент Православная церковь была господствующей в России. А в советские времена наши отношения стали ближе. Особенно, когда и на нашу церковь и на православную обрушились гонения безбожного государства. Гонения, они вообще сближают. А сегодня мы должны быть благодарны Богу и тем священнослужителям, которые стоят во главе Православной церкви в Новосибирской области, за отсутствие жесткого антагонизма. Единственной "ложкой дегтя" являются попытки центра по вопросам сектантства при соборе Александра Невского причислить баптизм к так называемым "классическим сектам". Мы считаем, что такие попытки только разжигают межрелигиозную неприязнь.

Мы исповедуем принцип свободы совести. То есть каждый человек может выбирать. Православный имеет право выбрать баптизм, баптист может выбрать православие. И никто не может мне тут ничего диктовать. Только Бог судит мою совесть.

— А как в этом случае относиться к православным или католикам, которые крестят младенцев, тем самым лишая их свободы выбора?

— Об этом много говорил великий баптистский проповедник Чарльз Сперджен, которого еще называют "королем проповедников". Разумеется, он не имел в виду Православную церковь, поскольку имел проблемы с церковью Католической. И он говорил: "Почему тюрьмы наполнены детокрещенцами? Почему, вы, верующие, оказались в тюрьме за преступления? Ведь вы же должны жить по Евангелию? Если Христос — ваш Господь, то почему вы не повинуетесь вашему Господину?".

— Баптистская церковь была, наверное, единственной в СССР, которая в 60 — 70-е годы подвергалась жесточайшим гонениям. Тогда тысячи евангельских христиан-баптистов были осуждены за веру, попали в тюрьмы и лагеря. Как церковь пережила тот страшный период и что ей помогло выстоять?

— Прежде всего выстоять помогла вера во Христа. Господь сказал: "Церковь Мою не одолеют врата ада". И какими бы жестокими ни были гонения на церковь, Христос всегда хранит ее.

Немаловажной была для нас и молитвенная поддержка многих христианских церквей мира. Имели значение и политические обстоятельства. Как бы то ни было, но коммунистическая власть была вынуждена оглядываться на то, что говорили по поводу этих гонений в мире. А резонанс в мире был довольно сильным. Достаточно сказать, что арестованного в Новосибирске секретаря Совета евангельских христиан-баптистов Георгия Винса после его выдворения из СССР принял президент США, баптист, лауреат Нобелевской премии мира Джимми Картер. Но главное все-таки то, что Бог защитил свой народ.

— А какова, на ваш взгляд, природа гонений на христиан?

— В Библии сказано: "Все желающие жить благочестиво, будут гонимы". Христос говорил: "Вы потому не любите свет, что дела ваши злы". И христиане, которые живут не так, как другие, невольно становятся обвинителями. Люди не могут согласиться с тем, что можно жить в правде и чистоте. И верующих начинают подозревать в лицемерии, обмане, в пособничестве, в связях с враждебными силами. В 20 — 30-е годы баптистов подозревали в связях с немцами. В 60-е баптистов подозревали в пособничестве американскому империализму. Но мы-то прекрасно знали ложность всех обвинений. И когда над баптистами устраивались показательные судебные процессы (был такой в начале 80-х годов и в Новосибирске), мы только укреплялись в вере.

— А какие у баптистской церкви в Новосибирской области есть социальные служения?

— Было время, когда осуществлять социальное служение нам запрещалось. Существовали государственные социальные институты, и все наши попытки заниматься благотворительностью пресекались. Действовать приходилось тайно. Например, рождался в какой-то семье пятый ребенок. Мы тайно пускали шапку по кругу, чтобы помочь такой семье деньгами. Помогали другим вещами, участием в строительстве домов, помогали вскапывать огороды. У церкви две задачи. Первая — это проповедовать Евангелие, а вторая — совершать добрые дела. И как бы нам это ни запрещали, мы это делали.

Сегодня силы наши не так велики, но мы, например, посещаем детские дома. Работаем в детском доме в Барышево, в городе Оби, в нескольких детских домах Новосибирска. Социальным служением у нас занимаются все церкви. В том числе и церковь глухонемых "Ковчег". Очень трогательно видеть, как по воскресеньям верующие этой церкви с загодя напеченными пирожками отправляются к вокзалу, где угощают бомжей и нищих и фактически на пальцах рассказывают им о спасении, о Христе, о Евангелии.

У нас уже четвертый год действуют реабилитационные центры. В них мы оказываем помощь наркоманам и алкоголикам. У нас есть детские летние лагеря для малоимущих. Слушатели нашей духовной семинарии по согласованию с социальными службами оказывают помощь старикам. Как видите, мы не стоим в стороне от проблем общества.

— Вы преподаете в духовной семинарии, которая в основном выпускает будущих служителей баптистской церкви. Не противоречит ли это новозаветному принципу всеобщего священства?

— Нет, не противоречит. В Ветхом Завете предстать пред Богом имел право только священник. Но со смертью на кресте и воскресением Спасителя каждый уверовавший получил право в молитве непосредственно приходить к самому Богу. Барьер был убран, и в этом смысле священство больше не нужно. А что касается совершения богослужений, священнодействий, то здесь нужны специально обученные люди. И у баптистов есть пресвитеры, диаконы, которых избирают в церквах. Эти выборы обозначены еще Священным Писанием: "Выберите из среды себя". И, конечно, совершенно нелишне, когда служитель образован, знает, как объяснить то или иное положение христианства и простыми словами для простого человека, и сложными религиозно-научными категориями для интеллектуала.

Подчеркну, что способность служителя общаться с разными категориями верующих очень важна. Ведь церковь — это то место, в котором люди объединяются. И здесь 75-летняя малограмотная бабушка такой же участник Тела Христова, как и доктор наук. Их объединяет одна вера, одно крещение, один Господь.

— Основателем миссионерского протестантского движения был баптист Уильям Кэрри. Он отправился из Англии в Индию в 1793 году. Сапожник по профессии, имевший весьма скромное образование, он обладал блестящим умом и в течение своей жизни перевел Библию на 25 (!) языков. Я знаю, что многие баптисты до сих пор руководствуются девизом Уильяма Кэрри: "Ожидайте великих дел от Бога и старайтесь творить великие дела для Бога". Какие дела на этом поприще сегодня наиболее характерны для баптистов?

— Когда я был еще совсем молодым человеком и читал книги про Уильяма Кэрри, то представлял себе, что миссионер должен обязательно идти в какую-то другую страну и там нести Евангелие. Тем более что нам всегда говорили: "Каждый баптист — миссионер". И уже на первых съездах российских баптистов определялись специальные группы людей, которые должны были ездить из деревни в деревню и нести людям Слово Божье. Благодаря этому многие люди обращались к Господу и спасались. Как говорил в свое время лидер "Армии спасения", "Спасен, чтобы спасать". И сегодня баптисты верны этому принципу. Мы не можем жить так: я спасен, а остальные меня не интересуют, меня не волнует то, что тысячи людей гибнут, не зная Бога.

Чтобы помочь этим людям, вовсе не обязательно отправляться "до края земли". Все мы видим, что огромное количество таких людей рядом с нами. И у нас есть миссионерская стратегия, мы думаем, планируем и стараемся, как можно активнее донести христианские истины.

— Баптизм еще на начальном этапе своего возникновения решительно настаивал на отделении церкви от государства. В конце концов, во многих странах мира, в том числе и в России, этот принцип был закреплен в конституциях. Почему баптизм придавал столь серьезное значение этому постулату?

— Потому что это библейский принцип. Бог с самого начала дал человеку свободу выбирать: верить или не верить. И мы считаем заслугой баптистов то, что они сумели отстоять этот принцип в обществе.

Но отделение церкви от государства вовсе не означает отделение церкви от нужд государства и от проблем общества.

К слову

"Баптисты приобрели столь большой успех у русского населения, какового и сравнимого не было у них раньше. Они отнюдь не использовали грубых приемов иных сектантских западных проповедников. Они поистине ищут смиренности, а евангельскую проповедь ведут для соотечественников на простом русском языке и при полной сознательной связи с современностью. И еще, особенный поворот вопроса в том, что русские баптисты — наши единокровные соплеменники, в обычной жизни это обычные русские люди".

Александр Солженицын

Указом президента России от 28 декабря 2000 года старший пресвитер Объединения церквей евангельских христиан-баптистов Новосибирской области Эдуард Адольфович Генрих награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством 2-й степени". Эта награда стала признанием большого вклада евангельских христиан-баптистов в укрепление гражданского мира и возрождение Духовно-нравственных традиций. От имени Президента РФ награду Э. А. Генриху вручил губернатор Новосибирской области В. А. Толоконский.

"Не будьте мертвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь — Иисус Христос".

Н. В. Гоголь

"Лучезарный образ Иисуса произвел на меня потрясающее впечатление. Никто так не говорил, как Он. В Нем Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю".

Альберт Эйнштейн

Александр ОКОНИШНИКОВ

04 ноября 2004 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования