Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОДНАЯ ГАЗЕТА": Дети Дракулы. Они называют себя готами и бегут из мира реальности


Молодежная культура — одна из самых закрытых в обществе. Это, конечно, не значит, что мы не видим на улице или в общественном транспорте странно одетых юношей и девушек. Но мы ничего не знаем об их жизни, не знаем, кто они, не знаем, почему они навешали на себя цепи, обрили голову или одеваются в духе графа Дракулы. Они не пускают нас к себе, они оберегают свой маленький мир ничуть не хуже, чем мы, взрослые, оберегаем свой мир от них. Прорваться сквозь стену отчуждения между поколениями попытался корреспондент "Родной газеты". Он встретился с представителями одного из самых загадочных молодежных движений — готами.

"Да ты не бойся, мы же не сатанисты, крестов не валим, могилы не крушим, наоборот, кладбища очень любим, — успокаивает меня девушка со странным на первый взгляд именем Агония. — Прежде звали Аленой. Мы сами себе новые имена придумываем, чтобы помрачнее было. В Интернете есть целый сайт, где каждый гот может себе выбрать, как его будут называть в тусовке".

Двадцатилетняя Агония согласилась стать моим экскурсоводом по Даниловскому кладбищу Москвы — излюбленному месту встреч столичных готов. В городе их видно — носят черные одежды, черный лак на ногтях, черные волосы, отбеливают лицо, увешаны серебряными побрякушками. Готами называют себя по двум причинам: во-первых, "ghost" — "призрак, привидение", во-вторых, своими предшественниками готы считают людей средневекового племени варваров, которое положило начало известному культовому направлению. Они считают себя альтернативой хиппи с их идеями мира, радости, цветов и панкам, сочетавшим безразличие ко всему, но возвышающим грязь и железо. Есть даже точная дата рождения "готической" субкультуры — 1979 год, когда появилась песня группы "Bauhaus" "Bela Lugosi’s Dead". В ней пелось о культовом актере венгерского происхождения Бела Лугоси, который прославился своей ролью Дракулы в далеком 1931 году. А припев песни "undead, undead" ("немертвый") стал девизом готов.

— Ну а сама-то ты с чего вдруг стала "тащиться" от кладбищ? — расспрашиваю я Агонию, пока мы пробираемся между старинными склепами. Моя спутница тут как дома: знает все тропинки, могильные холмы обходит, стараясь не задеть.

— Да все сразу. После смерти отца мать стала пить, я тогда еще в школе училась. Старалась пореже бывать дома, чтобы не видеть этих попоек. Прямо из школы убегала на кладбище, которое было близко, и там сидела до поздней ночи, читала, делала уроки. Домой приходила только ночевать. Мне нравится тишина, покой, что можно остаться наедине со своими мыслями. А позже познакомилась там с парой, они-то и рассказали мне, кто такие готы, принесли кассеты с мрачной и депрессивной музыкой — понравилось.

— Не страшно было? Вроде бы девчонка, а по кладбищу гуляешь…

— Чего бояться? Тут никто не тронет, это от живых не знаешь чего ждать…

Девушки-готы любят принимать эффектные позы

Психологи такую любовь к кладбищам называют умным словом "тафофилия". Она свойственна людям определенного склада и всегда не очень нормальной судьбы. Но движение это разрастается, и говорить о нем надо. Интересно, что многие готы даже секс практикуют на кладбищах. Нет, это не некрофилия, это вроде бы нормальные (?) встречи.

— Этим не занимаюсь, — говорит Агония. — А многим нравится. У меня есть приятель Блек Анджел (Черный Ангел), вот он любит. Правда, он вампир.

— Кто-о-о?

— Успокойся, кровь он не пьет, но любит кусать партнера в шею или плечо. Часто до крови. Он даже "вампирские" клыки в клинике нарастил с помощью имплантатов.

— И серьезно верит во всю эту чертовщину?

— Говорит, что его происхождение сверхъестественное, потому должен соответствовать стилю предков.

Мы сидим возле скульптуры Скорбящего Ангела — могилы XIX века. Агония теребит серебряную восьмиконечную звезду — символ хаоса — на груди. Вообще, символы у готов — песня особая. Как это ни странно, но многие из них носят православные кресты и называют себя христианами. Но есть такие, кто использует и египетские, и кельтские знаки — орнаменты, пентаграммы. Ну и, безусловно, к символам готов можно отнести изображения летучих мышей — в виде них делаются и перстни, и серьги.

— А как находите друг друга?

— На Западе, конечно, готам проще — там выпускаются ежемесячные тематические журналы, есть клубы. У нас все только начинается. Любимое же место наших встреч — Чистые пруды, Введенское и вот это, Донское кладбище. Правда, уважающие себя готы на Чистых теперь редко тусуются — неинтересно. Там много детей, которые думают, что они готы. Своими прикидами только хвастаются. Есть и такие, кто добирается и до кладбищ, а там переворачивают могилы, пишут всякий бред. Это малолетние сатанисты. Настоящий гот такого себе никогда не позволит.

Агония права, для России готы пока экзотика. А вот в мире уже 10 лет проходят крупные "готические" фестивали. Причем в каждой стране по-своему. Где-то делается акцент на музыке, где-то организуют художественные выставки, чтения, распродажи атрибутики. Самый крупный на сегодня got-фестиваль проходит в Лейпциге. Он длится пять дней. За это время там успевают выступить более ста групп и проходит более тысячи разных событий.

— Агония, а как твои нормальные друзья относятся к твоему увлечению?

— Кто-то крутит пальцем у виска, кто-то понимает. Ну, мне все равно. Вот бабка родная, когда узнала, что я по кладбищам гуляю, хотела меня в церковь тащить. Я, разумеется, уперлась, так теперь она меня на порог не пускает.

— И где живешь?

— С друзьями, вчетвером снимаем комнату. Молодежная коммуна…

— В смысле всё общее?

— Нет, не все — пьем раздельно (смеется). Обычно пьют, чтобы было весело, а мы — для грусти. И поодиночке.

Лучший собеседник — немая скульптура

Наши готы предпочитают, оказывается, вино или абсент. С вином понятно — тут лидер красное, можно даже купить с названием "Кровь дракулы". А вот абсент — 70-градусный напиток со вкусом полыни — притягивает потому, что вызывает привыкание и, как следствие, галлюцинации. Вообще-то абсент сегодня запрещен к продаже в большинстве стран.

— Чем же ты в жизни интересуешься кроме могил?

— А этого мало? Это же целый мир! Тут и история, и культура, и архитектура! Что еще надо? Ну читаю иногда. (Вынимает из рюкзака затертую книжку "Мастер и Маргарита" и немецкий журнал "Zillo", купила, как выяснилось, на "Горбушке".)

— Ну это понятно. А то, что в остальном мире происходит, ты знаешь?

— Телевизора у нас нет, только магнитофон старый и на кухне радио. Что-то, конечно, слышу, знаю — хватает. Да и зачем это, если все равно окажемся на кладбище?

— Про Беслан слышала?

— Это кого-то взорвали или убили недавно?

— Агония, а вот есть такой режиссер Рязанов, так у него в фильме "Старые клячи" героиня обменяла свою квартиру в центре Москвы на домик в тихой зеленой зоне, где кругом цветы, тишина, много знаменитых соседей… Словом, на место на Ваганьковском кладбище. Как тебе такая перспектива?

— Да если б кто только предложил!

— Ты хоть дома не в гробу спишь?

— Ну нет, я же говорю, что нас четверо живет в одной комнате, представляешь, если все гробами уставить? Да и у соседей будут вопросы всякие: куда это мы гробы таскаем? Хотя пару раз я в нем лежала — прикольно!..

— Слушай, по-твоему, это все нормально?

— А что плохого? Мы, готы, никого не грабим, не насилуем, не убиваем. Просто у каждого свой мир. Наш мир — кладбище.

Отец Вячеслав (ТРУСОВ), священник храма Иконы Божией Матери "Нечаянная радость" в Печатниках:

— Кладбище — это святое для каждого верующего человека место. Потому секс, который практикуют готы на могилах, — страшный грех, попрание святыни. На кладбище надлежит приходить с молитвой, а не за удовольствием, как делают эти люди. А то, что они увешивают себя крестами, так это их стремление приобщиться к культу мертвых. В православии крест отнюдь не украшение, у готов же он несет только такую нагрузку.

Марина ИВАШКИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета клинической психологии Российского государственного медицинского института, специалист в области клинической психотерапии:

— Влечение молодежи к кладбищам вполне объяснимо с точки зрения психологии. Юношеский гормональный взрыв приносит с собой и потребность в осмыслении жизни. Зачастую мысли тревожные, болезненные. Подросток видит, что окружающий его мир пугающий, страшный, потому убегает в мир идеальный. Убегает через алкоголь, наркотики, Интернет. Кто-то переживает этот период с депрессивными, иногда суицидальными мыслями, кто-то испытывает романтическое настроение, а кто-то начинает интересоваться философией, оккультизмом. Тема смерти из этого числа. Чтение "магических" книг, посещение ритуальных мест: крематориев, моргов, кладбищ — все это не пугает подростков. Через приобщение к смерти они постигают себя, ищут смысл жизни.

Алексей ВОРОНИН, кандидат медицинских наук, сексопатолог:

— Я рассматриваю такие пристрастия молодежи как одну из форм проявления некрофилии. Это заболевание, которое встречается редко и преимущественно у психически больных людей. Они специально устраиваются на работу в морги или на кладбища, чтобы быть ближе к объекту своей страсти. Такие люди крайне редко обращаются за помощью к специалистам и обычно скрывают свое занятие от окружающих, даже от членов семьи. Они попадают на лечение лишь после того, как их задержат правоохранительные органы или разоблачат близкие.

КСТАТИ

Готов причисляют к внешне безобидным энтузиастам кладбищенских забав. Они ни мертвым не вредят, ни живым, по существу, не мешают. В их действиях нет криминала. Чего никак не скажешь о других "почитателях" погостов, за которыми милиция охотится.

Сатанисты. Эти в своих обрядах-оргиях, пародируя христианские ритуалы, предметом своего поклонения ставят Сатану. Отправляя свои таинства, они используют кишки, шкуру и кровь кролика, которой полагается обмазывать новововлеченных. Высшим достижением зла у них считается убийство человека. Проколотые гвоздями листы бумаги на могилах, особые пиктограммы, раскрашенные камешки, жженые свечи — обычные следы их пребывания на кладбищах. Так же, как повернутые кресты.

Оккультисты. Их еще называют черными магами. Для пущего страха они и сами так себя величают. У них, понятно, тоже есть свои обряды. Ну, например, в атрибутике непременно присутствуют похоронные венчики, свечи, волосы и ногти мертвых. Отыскать оккультиста с принципами трудно. В подавляющем большинстве это мошенники, которые создают якобы чудодейственные бальзамы и мази, манипулируя предметами, взятыми из гробов и могил.

А что вы, уважаемые читатели, думаете о рассказанном в этом репортаже? Может быть, сталкивались с чем-то подобным, знаете таких молодых людей? Что вы хотите сказать о них, об очевидной ненормальности такого поведения, о пугающем нарастании негативных проявлений в психике и поведении "любителей кладбищ". Проблема есть. Давайте разбираться вместе. Ваши размышления, отклики, замечания можно направлять по электронной почте [email protected] автору материала.

Феликс Грозданов

12 ноября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования