Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Тюрьма, психушка, приз. Светский журналист Дмитрий Соколов-Митрич стал восходящей звездой православного кино, получив Гран-при фестиваля "Радонеж"


Что общего между митрополитом Кириллом (Гундяевым) и ви-джеем Иваном Демидовым, между заслуженным сектоборцем Александром Егорцевым и вполне светским журналистом Дмитрием Соколовым-Митричем? Все они - лауреаты десятого фестиваля православных телефильмов "Радонеж", итоги которого недавно подвели в Патриарших палатах Кремля. Первый - за "Слово пастыря", выходящее на Первом канале, второй - за еженедельный "Русский взгляд" на Третьем (эта программа стала наследницей ультрапатриотического "Русского дома" Александра Крутова, который ныне представляет интересы подобного рода почвенников в Госдуме), третий - за погромный "антисектантский" цикл.

Четвертый - начинающий православный сценарист Дмитрий Соколов-Митрич - стал главным открытием фестиваля. Московский журналист, автор талантливых репортажей в "Известиях", "Столичной вечерней газете" и "Газете", получил Гран-при - паломническую поездку к мощам святителя Николая в Бари (Италия) - за сценарий к фильму "Путь к спасению". В интервью "МН" Дмитрий признался, что награда стала для него полнейшей неожиданностью, и организаторы фестиваля пока не связывались с ним на предмет ее вручения.

Благоговейный глянец

Замысел документальной ленты "Путь к спасению" принадлежит студии "Бакалавр", подразделению церковно-научного центра "Православная энциклопедия" - по сути, единственной в РПЦ структуры, которая готова и способна финансировать просветительские проекты. Финансовое благополучие центра зиждется на поддержке правительства Москвы. Кандидатура Соколова-Митрича как автора сценария возникла совершенно внезапно. Кому-то из руководителей студии попался на глаза глянцевый журнал о туризме, а в нем - репортаж из села Вырицы под Петербургом, где находится могила преподобного Серафима Вырицкого. Репортаж был вполне светским, однако в нем чувствовались некое благоговение перед святыней и личный опыт прикосновения к ней. Взгляд и тон Соколова-Митрича показались "Бакалавру" идеальными.

Исключенное третье

На первый взгляд сюжет "Пути к спасению" незамысловат: это репортаж из затерявшейся на юго-востоке Рязанской области сельской обители, в которой на 15 монахинь приходится 400 с лишним обитателей психиатрического стационара, расположившегося в монастыре лет 70 назад. Неспешное повествование о сосуществовании в одних стенах двух миров - непохожих, но одинаково отгороженных от современной мирской суеты - ведет отец Лука, выпускник ВГИКа. В кадр нет-нет да попадет какой-нибудь характерный обитатель "желтого дома". В постоянном напоминании о "психушке" и сокрыта философия фильма. Прославивший Вышенскую обитель в позапрошлом веке святитель Феофан Затворник метко подметил свойственную христианам уже его времени раздробленность сознания - когда прагматические интересы, которыми живет общество, заставляют делать одно, а евангельские заповеди - совсем противоположное. Фильм все время намекает: монастырь и "психушка" - это, в конечном счете, две альтернативы для современного человека. А третьего не дано.

Соколов-Митрич признает, что название фильма - знаковое для церковного зрителя ("Путь к спасению" - главный труд св. Феофана Затворника) - не самым оптимальным образом выражает эти идеи и символы. Тем не менее у фильма неплохое будущее - его планируют показать "ТВЦ" и "Культура".

На "второй волне"

Дмитрий Соколов-Митрич обратился к вере несколько лет назад благодаря своей репортерской работе. "Я увидел такую повсеместную деградацию людей, что не поверить в Бога было невозможно", - говорит Соколов-Митрич, который последние десять лет проводит основную часть жизни в командировках.

Он уверен, что сейчас в России идет "вторая волна" увлечения религией. Она не столь массовая, как первая - в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, - но более качественная. По мнению Дмитрия, сейчас к вере потянулись достаточно благополучные люди, имеющие "одинаковый социальный опыт". Удовлетворив свои земные мечты и заработав достаточно много денег, такие люди, как правило, упираются в некий психологический тупик - их возможности явно превосходят их же разумные потребности. Человек, оказавшийся в таком положении, нуждается в новой мечте - возвышенной, не продающейся за деньги и даже способной стать смыслом жизни. Соколов-Митрич высказывает парадоксальную мысль: путь к вере в современной России лежит через материальное благополучие.

Соколов-Митрич убежден, что самая развивающаяся конфессия России - РПЦ. Поэтому против нее и нацелены основные "стрелы" безбожия. Дмитрий категорически осуждает выставку "Осторожно, религия!", прошедшую в Москве в январе прошлого года и разгромленную православными активистами. На этой выставке происходило сознательное осквернение святынь, говорит он, поэтому ее следовало разгромить. За резкие выступления против организаторов выставки Соколова-Митрича даже судил "суд чести" Большого бюро Союза журналистов России, но Дмитрий был этим судом оправдан.

* * *

...Главный недостаток современного православного кино, думается, состоит в том, что оно никак не может сделать тот самый сакраментальный выбор между монастырем и "психушкой". Делать фильмы о монастырях и для монахолюбивой аудитории - значит замыкаться в своем узком культурном гетто. Делать что-то более смелое - вроде "Страстей Христовых" Мэла Гибсона - значит отступать от традиции и погружаться в мирскую суету, в "психушку". А может, православному кино просто не хватает профессионалов, которые способны рассказывать о традиции интересно?

Александр Солдатов

13 ноября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования