Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"LOS ANGELES TIMES": Калмыкия и политика Кремля по централизации власти


 Пожалуй, жители Калмыкии больше всего заинтересованы в том, чтобы защитить местное самоуправление от новой политики Кремля, который пытается сосредоточить всю власть в своих руках.

Калмыкия – уникальная республика. Это единственный регион в Европе, большинство населения которого составляют буддисты. Калмыки были группой монголов, которые исповедовали тибетский буддизм. Они мигрировали из Китая 400 лет назад, установили союз с русским царем и поселились в степях возле реки Волги. Во время Второй мировой войны диктатор Иосиф Сталин выслал 100 тысяч калмыков в Сибирь. После войны им разрешили вернуться в родные места, но к тому времени уже были разрушены и их храмы, и национальные традиции.

После распада Советского Союза, при президенте Кирсане Илюмжинове в Калмыкии происходит возрождение культурных традиций. Президент-мультимиллионер отстраивает храмы, всячески способствует возрождению калмыцкого языка и отправляет молодых людей в Индию изучать буддизм.

Объявление президента Путин о планах отменить прямые выборы президента Калмыкии, как и глав всех остальных 88 регионов России, не вызвало бурных протестов в Калмыкии. И республиканские власти, и оппозиция имеют свои причины поддерживать предложение Путина. Так, вице-премьер правительства Калмыкии Валерий Акугинов заявил о том, что власти республики положительно относятся к плану Путина назначать губернаторов.

Предложение, которое Путин высказал 13 сентября, вскоре после серии террористических актов в России, в Соединенных Штатах и Европе считают еще одним шагом к авторитаризму. Но противодействие этим планам в России просматривается слабо.

Калмыкия – во многом уникальный регион, отражающий многообразие России, которая имеет 11 часовых поясов и более 160 этнических групп. Большинство российских региональных политиков поспешили поддержать предложение набирающего все большую силу Кремля.

Эксперты считают, что по большей части региональные лидеры поддержали план Путина, так как не захотели портить отношений с президентом, от которого будет зависеть их будущее.

Центром политической жизни Калмыкии является 42-летний президент Илюмжинов. В 1993 году жители Калмыкии поддержали богатого бизнесмена Илюмжинова в качестве своего президента в надежде, что он сможет сделать для них то же, что сделал для себя. Эти надежды не сбылись, Калмыкия по сей день остается одним из беднейших регионов России.

Калмыкия известна еще и тем, что ее лидер Илюмжинов возглавляет Всемирную шахматную федерацию. Кроме того, дед Ленина, основателя СССР, был калмыком.

Сегодня часть калмыков поддерживает Илюмжинова, главным образом за его вклад в возрождение культурных традиций, другая часть находится в оппозиции к нему. Противники критикуют Илюмжинова за его авторитарную политику и разрушение экономики путем приватизации предприятий, находящихся в государственной и коллективной собственности.

Главной оппозиционной силой в республике – Чрезвычайным съездом народа Калмыкии – были организованы акции протеста с требованием отставки президента. В сентябре демонстрация в столице Калмыкии Элисте завершилась тем, что милиция избила ее участников, которые отказались ночью уйти с центральной площади города. Более 85 человек были арестованы.

Лидеры оппозиции в Калмыкии судят о развитии демократии в республике по тому, останется Илюмжинов у власти или будет вынужден уйти. Они заявляют, что если Путин отстранит Илюмжинова из власти, то это станет шагом к демократии, а если нет, это будет свидетельствовать о намерении российского президента создать полицейское государство.

Вице-премьер Акугинов заявил, что протестующие просто хотят прибрать к рукам власть в республике. Он выступил в защиту президента Калмыкии, заявив, что Илюмжинов действует в интересах всех жителей республики.

Согласно информации на официальном интернет-сайте республики Калмыкия, Илюмжинов окончил университет в Японии, в 1989 году основал свою корпорацию и уже через четыре года руководил более чем 50 компаниями, банками и биржами на территории бывшего Советского Союза и за его пределами.

Он попытался увеличить свою популярность тем, что оказывал поддержку учреждениям культуры и церкви, а также сделал столицу Калмыкии Элисту международным шахматным центром. Его лицо улыбается нам с рекламных плакатов, на которых Илюмжинов стоит то рядом с духовным лидером тибетского буддизма Далай-ламой, то с Патриархом Алексием II: людьми, которых почитает большинство жителей Калмыкии.

В минувшую пятницу Илюмжинов объявил о том, что с 13 по 17 ноября с визитом в республике будет находиться Далай-лама.

Население республики составляет 300 тысяч человек, более половины из них – калмыки и около трети – русские. В большинстве школ образование ведется на русском языке, но проводится политика расширения сферы калмыцкого языка.

Многие калмыцкие культурные традиции были утрачены за годы сибирской ссылки, считает 66-летний Петр Нембриков, бывший строитель, который сейчас находится на пенсии. Он привел своего внука на молитву в буддистском монастыре на окраине Элисты.

"После того как мы вернулись на родину из ссылки, особенно после избрания президентом Кирсана Илюмжинова, началось возрождение буддизма", – говорит Нембриков. Монастырь, в который он привел внука, переполнен верующими всех возрастов.

До революции 1917 года в Калмыкии было более 100 буддистских храмов, но затем не осталось ни одного. Монастырь – лишь один из 29 буддистских храмов, которые были построены за прошедшие десять лет при поддержке Илюмжинова, говорит Эрдне Омбадуков, которого Далай-лама назначил высшим буддистским лидером Калмыкии.

31-летний Омбадуков, калмык по национальности, родился в США и в детстве изучал тибетский буддизм в Индии. Далай-лама объявил об его реинкарнации в религиозного деятеля и дал ему имя Ело Римпоче. Омбадуков стал монахом, но затем оставил монашество и женился. Но его все еще называют Ело Римпоче, и он отвечает за развитие буддизма в Калмыкии.

"Я не придаю большого значения всей этой истории с моим монашеством, – сказал Омбадуков в телефонном интервью из американского штата Колорадо, где он проводит большую часть своего времени, когда находится за пределами Калмыкии. – Я все еще имею титул буддистского лидера, но я нарушил свои монашеские обеты и не могу вернуться в монашество".

По словам Омбадукова, он считает себя скорее администратором, чем духовным лидером. "Я поддерживаю связь между буддистами Калмыкии и жителями Тибета, которые сейчас живут в изгнании", – говорит он.

Он организовал поездки более чем 100 калмыцких юношей в Индию для изучения буддизма. Они предпочитают изучать буддизм в Индии, а не на Тибете по причине того, что в Индии проживает Далай-лама. Он покинул Тибет после неудачной попытки восстания против Китая в 1959 году.

21-летний Лозан Цултим был среди тех, кто изучал буддизм в Индии. Сейчас он играет важную роль в возрождении на своей родине буддизма, так как он – единственный калмык среди буддистских монахов на территории республики. Ему помогают тибетские ламы и местные верующие, которые изучали буддизм, но не являются монахами.

Цултим говорит, что, когда он вернулся в Калмыкию после трех лет обучения в тибетском храме в Индии, он посмотрел на свою родину другими глазами.

"Я был поражен, какие страдания испытывают люди, какой злобой они преисполнены, как они ссорятся между собой, – сказал он. – И я понял, с какой целью я изучал буддизм".

"Большинство людей очень сильно испорчены, – считает Цултим. – Они не знают своего языка и не знают буддизма. Если человек не является буддистом и не знает калмыцкий язык, его нельзя назвать настоящим калмыком, так как буддизм является частью культуры калмыков с незапамятных времен".

Другой молодой человек, который обучался в Индии, 21-летний Дамир Убушиев не является монахом, но может им стать. Он изучал тибетский язык и буддистскую живопись и сейчас работает в монастыре возле Элисты, помогая тибетскому ламе.

Убушиев, одетый в зеленую футболку с надписью, больше похож на студента колледжа из Калифорнии, чем на деятеля культурного возрождения в Калмыкии. Он говорит на пяти языках – калмыцком, русском, тибетском, английском и хинди. По его словам, он стал мечтать о поездке в Индию с шести лет, когда увидел телепередачу об этой стране.

Он сказал о том, что поехать на учебу в Индию ему и другим молодым людям удалось благодаря Омбадукову и Илюмджинову. Президент – "очень хороший человек, который помогает другим", считает Убушиев.

По словам Омбадукова, буддизм все прочнее становится на ноги в Калмыкии. Все больше молодых людей проявляют интерес к этой религии. Вот что важно, а не политика, считает Омбадуков. Он не сильно обеспокоен по поводу планов Путина о централизации власти.

"Если наши права не будут нарушаться и нашим традициям дадут право на существование, я не думаю, что будут возражения, даже если Путин будет назначать президента", – считает Омбадуков.

Дэвид Холли
"LOS ANGELES TIMES", 10 ноября 2004 
Опубликовано на сайте
"INOPRESSA"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования