Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО": Идите и научите все народы


В начале октября неподалеку от Новосибирска прошла юбилейная четырехдневная епархиальная пастырская конференция Католической церкви в Западной Сибири. Первая подобная конференция у католиков Сибири состоялась 10 лет назад. Подобные церковные форумы проводятся почти ежегодно, но в этой юбилейной конференции, так же, как и в первой, приняли участие не только священники и монашествующие, но и миряне – делегаты от приходов. Собравшиеся обсуждали проблемы евангелизации в современном мире. О работе конференции и ее итогах корреспондент "ЧС" беседует с викарным священником, помощником настоятеля Католического кафедрального собора Преображения Господня отцом Георгием Стасюком

— Отец Георгий, расскажите, почему для обсуждения на конференции была выбрана тема евангелизации?

— Вообще евангелизация — это, пожалуй, самое основное призвание церкви. Передача веры, провозглашение благой вести — это основная и по сути единственная миссия церкви. Главная задача церкви вовсе не в том, чтобы выстраивать какие-то свои структуры, заниматься благотворительностью или просвещением. Это, все, конечно, входит в деятельность церкви, однако основная миссия — это все-таки провозглашение Евангелия. И на конференции мы собрались, чтобы поразмышлять о том, как проповедовать Евангелие в современном мире, поделиться накопленным опытом. Опытом работы в конкретном месте. Ведь Россия — это страна с серьезными христианскими традициями, и эти традиции следует учитывать Католической церкви.

— Как была организована сама работа конференции?

— Прежде всего, нужно отметить роль молитвы при проведении подобных встреч. Это была не светская научная конференция, а конференция церковная. И без молитвы она просто невозможна. А рабочий день обычно строился так: в начале дня участники конференции заслушивали заранее подготовленный доклад, затем этот доклад обсуждали, разбившись на небольшие группы. А затем эти группы снова собирались вместе и суммировали обсуждения.

— С докладами выступали только священнослужители или миряне тоже?

— В основном докладчиками были священники. Это и понятно: священнослужители по подобным темам обладают большим кругозором, большими знаниями. Они могут аккумулировать сведения из самых разных источников. Но исключения, конечно, были. Так, в первый день конференции с докладом выступила историк Татьяна Титова. Ее выступление было посвящено проповеди Евангелия Католической церковью в России до революции. Затем отец Сергий Голованов рассказал о деятельности Католической церкви в СССР. Мое выступление было посвящено официальным документам Католической церкви, в которых поднимается тема проповеди Евангелия. Затем были выступления двух деканов…

— Деканов каких учебных заведений?

— Речь идет о деканатах нашей епархии. Деканат — это структурная территориальная единица епархии. Наша епархия делится на шесть деканатов. И во главе каждого деканата стоит декан. Это тот, кто в православии называется "благочинный".

…И вот двое таких деканов делали доклады о сегодняшнем состоянии евангелизации в нашей епархии и перспективах ее развития.

— Кто, по мнению участников конференции, должен заниматься проповедью Евангелия?

— Этот глобальный вопрос очень деятельно обсуждался. И почти все единодушно пришли к мнению, что к провозглашению благой вести призван каждый верующий. Немало внимания уделялось тому, какими средствами, каким способом должна проводиться евангелизация. И вот здесь я хочу отметить очень интересный момент. Почти все высказались за то, что главное и незаменимое средство для евангелизации — это личный пример, личная жизнь. Совершенно недостаточно только красиво проповедовать. Для современного мира очень важно то, как человек живет.

Поток информации, который сегодня обрушивается на каждого человека, настолько велик, что различить в нем какие-то отдельные мысли или положения крайне сложно. И поэтому сегодня человека гораздо больше поражает чей-то личный пример. И Папа Римский Иоанн Павел II постоянно об этом напоминает. По его словам, сегодняшний мир нуждается не в учителях, а в свидетелях. То есть миру нужны не те, кто говорит, как делать, а те, кто делает. И смотря на которых, хочется им подражать.

Это все основополагающие, базисные моменты. Но проповедь Евангелия имеет и конкретные формы. И об этом тоже много говорили на конференции. Говорили о работе в наших приходах, работе с молодежью, с другими возрастными группами. Много говорилось о необходимости повышения уровня катехизации.

— Отец Георгий, поясните для наших читателей, что такое "катехизация"?

— Евангелизация включает в себя несколько этапов, несколько уровней. Первый — это возвещение Евангелия людям, которые его еще не слышали. Это провозглашение спасительной вести о Христе. Но когда человек уже принял эту весть, когда какое-то семя веры в его душу уже запало, он нуждается в углублении своей веры. И здесь как раз начинается процесс катехизации. Я бы сказал, что это процесс систематической передачи веры. И здесь существенное значение приобретает уже не только живой опыт, но также и знание. Однако надо понимать, что катехизация — это не просто обучение. Это все-таки передача веры во всех ее аспектах.

— Обучение предполагает наличие экзамена…

— Экзамен — это, пожалуй, слишком строго сказано. Но определенный этап для обучающегося существует. Катехизация обычно проводится в приходах. Человек готовится принять крещение или, если он уже крещен, принять другие таинства. И во время этой подготовки постепенно узнает основы своей веры.

Катехизацию могут проводить не только священники или монахини, но и миряне. И как раз подготовку мирян к проведению катехизации мы активно обсуждали на конференции. Такая подготовка позволяет мирянам квалифицированно передавать веру другим людям. Эти вопросы сегодня стоят довольно серьезно. Священников, монашествующих сегодня не хватает. Даже в больших приходах сегодня в Сибири максимум два-три священника. И им очень трудно успевать работать и с молодежью, и со старшим поколением, и с детьми. И еще при этом служить Мессу, исповедовать, заниматься хозяйственными вопросами и так далее. Вот почему им нужны сегодня в помощь миряне-катехизаторы.

— Конференция выработала какие-то рекомендации по этому поводу?

— Речь на конференции шла о том, что нужно разрабатывать специальные епархиальные программы по подготовке катехизаторов. Мы говорили о том, что нужно создавать или поддерживать уже существующие курсы или школы для будущих катехизаторов.

— Отец Георгий, но ведь проповедь Евангелия может проходить не только через личный пример или публичную проповедь. Весть о Спасителе может быть донесена, например, через современную музыку или Интернет. Конечно, все это не может заменить личного примера и проповеди, но может быть тем семенем, которое затем прорастет в человеке верой…

— О роли средств массовой информации в передаче Евангелия в современном мире Католическая церковь говорит очень много. Такой разговор был начат еще на заре XX столетия. Именно тогда понтифики изменили свое отношение к СМИ, стали говорить о необходимости использования прессы для передачи Слова Божьего. Стали говорить, что церковь не имеет права не замечать возможностей печати, радио, а затем телевидения и Интернета. Особенно сильный импульс к взаимодействию церкви и СМИ дал Второй Ватиканский собор, который начался в 1962 году. А около трех лет назад в Католической церкви появилось сразу два документа: "Церковь и Интернет" и "Этика в Интернете". И в первом документе говорится о том, что церковь обязана включаться в работу по освоению Интернета. Что касается второго документа, то всем известно, что эта мировая сеть является вместилищем не только позитивной информации, знания и добродетелей. И церковь должна давать верующим принципы и ориентиры того, как использовать Интернет. И, с другой стороны, церковь должна сама активно проповедовать Истину в Интернете.

— Но ведь в Интернете не могут совершаться таинства. Например, исповедь, причащение…

— Конечно, Интернет не может заменить христианскую общину. Но в документах церкви подчеркивается, что проповедь через Интернет может стать для человека первым шагом в его обращении ко Христу. Кроме того, глобальная Сеть предоставляет уникальные возможности для общения верующих, для координации совместных действий.

— Отец Георгий, давайте немного отвлечемся от конференции. Думаю, что многим будет интересно узнать о том, как появилась Католическая церковь в Сибири?

— Первые постоянные поселения католиков в Западной Сибири зафиксированы в конце XVI века. Они были поляками и оказались за Уралом в результате военных кампаний Росиии 1562—1570 и 1577—1582 годов. С этого времени число католических поселенцев в Сибири неуклонно возрастает; царское правительство ссылает их сюда тысячами после подавления польских восстаний. Католические поселения возникали также и в результате создания здесь немецких и польских колоний. К 1914 году на территории Сибири и азиатской части России жило более 140 тысяч католиков, существовали десятки католических храмов и часовен. Кстати, в докладе на конференции отмечалось, что условия для католических общин в Сибири были более благоприятными, чем для католиков европейской части России. В европейской части католические общины воспринимались как некая угроза, как конкуренция. В Сибири же в силу названных причин процент католического населения был гораздо выше, чем в европейской части России. В Новосибирске католическая часовня была построена в 1902 году, а в 1909 был воздвигнут каменный храм. Он находился на том месте, где сейчас стоит ЦУМ. После революции костел закрыли. А в 60-е годы, во время так называемой хрущевской "оттепели", его разрушили. То есть Католическая церковь в Новосибирске имеет почти столь же продолжительную историю, как и сама столица Сибири. За годы советской власти в результате массовых ссылок и депортаций число католиков и их потомков в Сибири многократно возросло.

— Отношения Католической и Православной церквей в России очень часто были непростыми. До революции, насколько я знаю, переход верующего из православия в католичество считался уголовно наказуемым деянием. При этом наказанию подлежал и сам верующий и священник. Обратный процесс — переход из католичества в православие — всячески приветствовался. И в Новосибирске, уже в наши дни, отношения Православной церкви и Католической простым не назовешь.

— Такие взаимоотношения во многом зависят от конкретных людей. Со стороны Католической церкви всегда есть желание вести диалог. Этот диалог возможен и с нехристианскими религиями, но особенное значение он приобретает, когда речь идет о христианских конфессиях. Отношения же с Православной Церковью занимают в этом диалоге приоритетное место. Это и понятно: у Католической и Православной церквей общая история и общие традиции. Католическая церковь непрестанно ищет возможность диалога. Но, как я уже сказал, многое зависит от конкретных людей. С некоторыми православными иерархами у католиков складываются вполне нормальные, по крайней мере, рабочие отношения. А порой и дружеские. С некоторыми — более прохладные взаимоотношения или вообще никаких. Но церковь состоит не только из иерархов. И существуют многочисленные примеры, когда на рядовом уровне общение между католиками и православными происходит вполне нормально. Например, у меня большое количество православных друзей.

— Как известно, преобладающая религия в России — это православие. Но вот представьте такую ситуацию. К вам приходит человек, крещенный во младенчестве в православной церкви. После крещения фактически он был атеистом. В православные храмы не ходил или, может быть, ходил раз в год, на Пасху. Таинств не принимал. А в католическом храме поверил в Бога и решил стать католиком. Как вы относитесь к таким людям?

— Как раз этому вопросу на конференции было уделено большое внимание. Потому что, если мы говорим о передаче веры, то возникает вопрос, кому ее передавать? Действительно, как должна себя вести Католическая церковь в Сибири, где большинство населения, по крайней мере формально, числится православным? Здесь мы ориентируемся на документ, который выработала папская комиссия "Pro Russia". Этот документ говорит о миссии Католической церкви на территории России и стран СНГ. Этот серьезный и очень хороший документ был опубликован еще в начале

90-х годов. И прежде всего этот документ предусматривает развитие диалога с Православной церковью. У этого документа есть несколько основных положений, на которые было обращено внимание на нашей конференции. Во-первых, миссия Католической церкви на территории России заключается, прежде всего, в окормлении существующих здесь католических общин. То есть не миссия среди православного населения и даже не миссия среди неверующих, но миссия для католиков и их потомков. И наша церковь должна относиться к таким людям, чьи предки исповедовали католическую веру, с особым вниманием. Если такой человек приходит в католический храм, то у нас не возникает сомнения, что мы имеем право принять его в Католическую церковь. Что же касается желания стать католиком человека, крещенного в православии, то в документе комиссии "Pro Russia" заложен четкий принцип уважения свободы выбора каждого человека. И если человек приходит в Католическую церковь и желает стать католиком — он имеет на это право. Но при этом пастыри каждой конкретной церкви должны тщательно взвесить причины, по которым он хочет стать католиком, и что его побуждает к этому. Зачастую человек не имеет серьезной мотивации для этого. Может быть, он просто впервые услышал о Христе именно в католическом храме. И принял решение креститься. В этом случае мы внимательно беседуем с этим человеком, узнаем историю его семьи. И если оказывается, что она исповедовала православие, то предлагаем: может быть, вам стоит сходить в православную церковь, подумать, посмотреть. И только если человек настаивает на своем желании стать католиком, церковь не может ему препятствовать. И, конечно, это никак нельзя назвать прозелитизмом.

— А какие действия можно вложить в понятие "прозелитизм"?

— Представьте, что католики пришли бы в православный храм или общину и принялись говорить: вы должны стать католиками! Посмотрите, какая хорошая Католическая церковь! Или устраивали бы массовые агитационные мероприятия с крещением всех желающих без разбора.

Вот это и есть прозелитизм. Но такие случаи мне не известны.

— Порой возникает ощущение, что самим термином "прозелитизм" начинают манипулировать…

— В библейском значении слово "прозелитизм" не несет в себе негативного значения. Оно обозначает всего лишь обращение из язычества. А в негативном аспекте прозелитизм всегда включает в себя какой-то обман, неискренность. Как раз этим занимаются тоталитарные секты. Они говорят человеку, что только у них ему будет хорошо, но при этом ты должен отказаться в своей жизни, например, от семьи, от гражданских обязанностей, должен отказаться от общения с представителями других конфессий. Католическая церковь категорически против таких подходов. Например, обряд крещения кандидат может принять у нас только через год. Кстати, о необходимости строгого соблюдения такого срока говорили и на конференции.

— А что Библия говорит о проповедовании?

— Как я уже говорил, девизом нашей конференции были слова Христа "идите и научите все народы". Эти слова были сказаны Иисусом Христом непосредственно перед Его вознесением. Фактически это последние слова, обращенные Спасителем к ученикам. И это поручение Христа является основополагающим для церкви. Это ее главная задача и суть. Если церковь не проповедует Евангелие, то она перестает быть церковью. Церковь должна оставаться миссионерской. Своим существованием, своей жизнью она должна свидетельствовать о Христе.

— Что должен иметь в сердце христианин, чтобы воспринимать проповедующего Евангелие представителя другой конфессии без злобы и зависти?

— Прежде всего, нужно любить Христа и любить другого человека. Если ты действительно любишь Христа и если хочешь, чтобы и другой Его полюбил (потому что ты любишь и этого другого человека), для тебя не станет проблемой то, что Евангелие возвещаешь другому не ты, а кто-то другой.

Александр Оконишников

21 октября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования