Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"THE WASHINGTON TIMES": Русская Церковь в Китае


Незадолго до недавнего визита в Пекин президент России Владимир Путин пообещал патриарху Алексию II, что попросит у китайцев разрешения открыть православную церковь в одном из китайских городов и установить в ней иконостас и алтарь, предоставленные Москвой.

Православные иерархи не намерены давать Путину возможность забыть о своем обещании. Пока Путин ездил по Китаю, пресс-секретари РПЦ давали российским СМИ интервью, посвященные этому обещанию. В своих заявлениях они изображали православие в Китае как форпост российской державы и жертву гонений со стороны китайских коммунистов.

Наиболее подробное заявление о православии в Китае сделал протоиерей Николай Балашов, отвечая на вопросы РИА "Новости". Ответы Балашова передало не только национальное информационное агентство, они были помещены на сайтах патриархии и разнообразных националистических организаций России.

Балашов отметил, что у православия в Китае долгая и славная история, признав, однако, что она началась с поражения России. В конце XVII века китайские войска захватили пограничный пост, среди пленных оказался русский священник отец Максим.

Он довольно быстро обратил в свою веру несколько тысяч китайцев, и в 1712 году царь Петр I официально создал в Китае Русскую духовную миссию. Более 150 лет, отметил Балашов, этот орган "выполнял также роль дипломатического представительства России в Китае". Не случайно нынешнее посольство России в Пекине расположено на территории миссии.

К 1918 году примерно 10 тыс. этнических китайцев исповедовали православие. Есть переводы Библии и других религиозных трудов на китайский язык. После революции в России количество православных в Китае увеличилось благодаря прибытию сотен тысяч русских, бежавших в Китай после падения антибольшевистского правительства в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 1920 – 1930-е годы православие в Китае переживало период самого бурного роста, строились церкви, школы и семинарии. Церковь даже начала выпуск большого числа периодических изданий. Этот период закончился Второй мировой войной и последующим триумфом китайских коммунистов.

Новое коммунистическое правительство в 1954 году закрыло Русскую духовную миссию и начало решительное наступление на китайское православие. Вскоре после Второй мировой войны многие русские эмигранты покинули материковый Китай.

В ответ на настоятельные требования Китая Священный синод в Москве создал Китайскую автономную православную церковь и курировал назначение этнического китайца ее епископом. Он и еще один православный епископ, живший в Шанхае, умерли в 1960-е годы. В 2000 году скончался последний китайский православный священник отец Чжу. Он служил в православной церкви в Харбине, которая вновь открылась только в 1986 году.

В настоящее время в Китае, по словам Балашова, 12 православных церквей. Три из них – в Циньяне и Внутренней Монголии – были разрушены в годы "культурной революции" и восстановлены. Строится еще одна церковь, в Чугулаке. Есть церкви в Шанхае, Харбине, Эргуне и еще нескольких городах.

Но в китайской столице нет ни одной православной церкви, за исключением церкви Успения на территории российского посольства. В настоящее время ее используют как гараж. Балашов добавил, что в самом посольстве есть молельня, где служит православный священник.

Отвечая на вопрос, о каком объекте говорили Путин и патриарх, Балашов заявил, что пока не ведутся службы в Эргуне, находящемся во Внутренней Монголии. В 2000 году патриархия заявила о своем намерении помочь открыть эту церковь и даже доставила туда иконостас, алтарь и другую церковную утварь, чтобы ускорить процесс.

К сожалению, пояснил Балашов, китайское правительство последние четыре года не впускает их в страну, и все предметы находятся на складе на российской стороне границы, в Приаргунске. Именно эту проблему обещал решить Путин.

По словам Балашова, патриархия активно готовится к перемене позиции китайского правительства. Сегодня в российских православных академиях обучаются 18 студентов из разных районов Китая. Некоторые из них, подчеркнул он, почти готовы к рукоположению в священнический сан.

Пекин к этому, возможно, не готов. Он говорит, что китайские власти не будут препятствовать регистрации православной общины в столице Китая, если она будет состоять из китайских граждан. Но далеко не очевидно, что китайское правительство готово допустить русских или обученных в России священников, даже если Путин в выходные добьется прорыва, на который надеется патриархия.

Пол Гобл

28 октября 2004 г.

Опубликовано на сайте "INOPRESSA"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования