Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ": Донской монастырь: война, тюрьма, разруха


 КОГДА речь заходит о Донском монастыре, кому-то вспоминается тамошний некрополь, кому-то — Музей архитектуры, а мне — пословица, быть может, не совсем уместная, но в данном случае очень верная: "Пастух и овца похожи с лица". Совершенно мистическим образом отношение к Донскому, любимому детищу Бориса Годунова, пугающе схоже и с отношением к безродному царю, до сих пор не освобожденному от подозрений в детоубийстве. Любители московских тайн усматривают в славных и мрачных событиях, связанных с монастырем, происки мятежного духа Годунова. Впрочем, в этом, судя по всему, есть доля правды — и "вчерашний раб, татарин, зять Малюты" и монастырь начинали одинаково блестяще.

Храм на крови и порохе

В ИЮНЕ 1591 г. москвичам казалось, что повторяются времена Тохтамыша, оставившего в свое время от Москвы "место пусто", — крымский хан Казы-Гирей разметал русские отряды в районе нынешней станции метро "Битцевский парк", вышел к Коломенскому и попытался атаковать Калужские ворота в районе станции метро "Октябрьская". Энергичный Годунов преградил ему путь, а богомольный царь Федор отправил в помощь знаменитую икону Донской Божией Матери — один из штандартов победоносного войска Дмитрия Донского. Неизвестно, что помогло Москве больше, но Казы-Гирей был разбит и бежал. Борис, видимо, решил, что помогло и то и другое, поэтому заложил храм во имя Донской иконы в том месте, откуда вели огонь русские пушкари. Собственно говоря, это и стало первым зданием Донского монастыря. Политические противники Годунова по этому поводу ехидничали: мол, Борис мало того что строил храм "по виду — ради богоугодного дела, а по правде — из своего тщеславия", но и неслабо ограбил под этот проект государеву казну. Особенно их задевало то, что "зять Малюты" дерзновенно выставил свое собственное изображение на стене храма. Тогда это сошло ему с рук. Однако считается, что последующие беды обители начались именно с этого.

Романовы на протяжении почти 90 лет Донской монастырь недолюбливали: он считался, да и был захудалым. Незадолго до того, как пришла нужда воевать за Крым и князь Василий Голицын отправился к Перекопу, его любовница царевна Софья заложила в монастыре внушительный по тем временам собор, видимо, надеясь этим нанести крымским ханам окончательный удар. Однако это не помогло — Голицын бездарно провалил и первый, и второй поход на Крым. Потом Софья сцепилась с Петром I за власть — в общем, до монастыря руки не доходили. Возобновили строительство спустя 8 лет, потом снова бросили и закончили лишь в 1711 г., явив классический пример традиционного русского долгостроя и связанного с ним казнокрадства.

Могила первой террористки

ИЗВЕСТНЫЙ литературный критик Михаил Лобанов, чья квартира расположена вблизи Донского монастыря, постоянно сокрушался по поводу однобокого любопытства посетителей музея и некрополя: "Не было еще дня, чтобы не спрашивали: "Скажите, а где могила Салтычихи?" Но не слышал ни разу: "Скажите, а где могила Чаадаева, Ключевского?" Почему это так раздражало критика, неясно. По-моему, повышенный интерес к Салтычихе вполне сравним с интересом… к маркизу де Саду. С той лишь разницей, что "изверг рода человеческого" Дарья Николаевна была в отличие от маркиза абсолютно безграмотна и литературных произведений наподобие "Жюстины" или "120 дней Содома" оставить после себя никак не могла. Недобрая же память о ней странным образом распределяется все по той же "Калужско-Рижской" линии Московского метрополитена: от нынешней станции "Теплый Стан" (там находилось ее поместье) до "Китай-города" (места ее тридцатитрехлетнего заключения) с финалом между "Шаболовской" и "Новыми Черемушками" (где, собственно, и находится Донской монастырь).

Умолчим о кошмарных злодействах вроде ошпаривания кипятком и "глаженья" по спине острыми граблями, обратим внимание лишь на прогрессивный для того времени способ мести, изобретенный лично "душегубицей". Дело в том, что Салтычиха спланировала самый настоящий теракт со взрывом в центре Москвы. Оскорбленная тем, что капитан Николай Тютчев, дед знаменитого поэта, сначала по-военному "подпустил к ней амура", а потом женился на ее соседке, Дарья Салтыкова велела своему конюху купить пороху и серы, сделать "безоболочное взрывное устройство" и подложить его к разлучнице в дом. Конюх задание провалил, за что был нещадно бит батогами. Забавно, что в том же самом году молодая Екатерина II начала процесс по делу Салтычихи и упекла ее в Иоанно-Предтеченский монастырь, что до сих пор стоит в районе Китай-города. Могила Салтычихи действительно находится в Донском монастыре. Очевидно, ее наследники не поскупились заплатить монахам баснословную по тем временам сумму — около 3 тыс. руб. Столько тогда стоило место в Донском некрополе.

Крещение огнем

ДАЛЬНЕЙШАЯ история Донского монастыря больше всего напоминает классический триллер. После разграбления французами в 1812 г. обитель богатела и отстраивалась не в последнюю очередь за счет дороговизны мест в своем некрополе. Это длилось примерно до 1919 г., когда большевики закрыли монастырь. Тогда же темп событий резко ускорился — арест патриарха Тихона, содержание здесь же под стражей и смерть патриарха в 1925 г. при невыясненных обстоятельствах. Следом, через два года, в непосредственной близости строится первый московский крематорий, и монахи уходят из монастыря окончательно, на радость поклонникам огненного погребения. Еще через год в бывшей обители открывают Музей антирелигиозного искусства. Впрочем, к 1934 г. СССР берет курс на государственный патриотизм, и там обосновывается Музей архитектуры, сотрудники которого собирают в стенах монастыря все то, что еще можно сохранить, — фрагменты скульптурных изображений с разрушенного храма Христа Спасителя, наличники взорванной Сухаревой башни, фрагменты украшений церкви Успения на Покровке, кое-что из затопленного Калязинского монастыря…

Парадоксальные последствия государственного безбожия монастырь-музей испытал после Великой Отечественной войны, когда (по не подтвержденным документально данным) здесь приняла крещение дочь Сталина Светлана Аллилуева. С каким периодом истории связать нынешнее плачевное состояние монастыря, сказать сложно. В 1992 г. Музею архитектуры было велено покинуть территорию монастыря в недельный срок. Сотни тысяч сбереженных во время большевистских чисток экспонатов в спешке вывозили в никуда. Некоторые оставили там: например, скульптуры храма Христа Спасителя, так и не востребованные в новом храме. Вместе с монастырем они продолжают медленно разрушаться. Может быть, причина этого в том, что мятежный дух Годунова до сих пор живет в этих стенах?

Константин КУДРЯШОВ
Фото Валерия ХРИСТОФОРОВА
"
АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования