Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ": Соборное сознание и церковный раскол


Соборное сознание, выражающееся в особой форме совместного решения важнейших церковных и общественных проблем и задач, на протяжении истории было особенно присуще православным людям. Именно Вселенскими Церковными Соборами завершился начальный период становления Земной Церкви, и начался её многовековой путь к Царству Божию. Этот путь, продолжающийся и по сей день, оказывался порой столь суровым и тернистым, что многие, не избежав соблазнов мира, покинули спасительный Ковчег Церкви.

Расколы и раздоры сопровождали Земную Церковь на протяжении всей её истории. И если в случаях отсечения от неё инородных, еретических элементов подобные размежевания были безусловным благом, то в иных ситуациях, когда некие второстепенные, зачастую политические проблемы служили причиной разделения внутри церковного тела, на нём образовывалась незаживающая рана раскола. В истории Русской Церкви подобные случаи встречались нередко, однако самым ярким и болезненным был и остаётся церковный Раскол XVII века, разделивший Церковь и народ на два враждующих лагеря: старообрядцев и сторонников церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Вот уже три с половиной столетия этот раскол разделяет православных людей, продолжая оказывать негативное влияние как на внутрицерковную ситуацию, так и на общее состояние нашего общества.

В нынешнюю эпоху тотальной секуляризации и забвения родной истории религиозные размежевания, казалось бы, мало интересуют как большую часть народа, так и власть предержащих. Однако, именно в последние годы со стороны государственных органов, и, в первую очередь, со стороны Президента последовал целый ряд инициатив, касающихся жизни Русской Церкви. И не смотря на то, что отношение верующих к подобным начинаниям властей очень неоднозначно, обходить их стороной было бы в корне неверно. Так, роль Владимира Путина в деле недавно начавшегося процесса воссоединения РПЦ МП и РПЦЗ достаточно хорошо известна. Однако мало кто отметил тот факт, что на встрече Святейшего Патриарха Алексия II и первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра с Президентом России, последний недвусмысленно заявил о необходимости привлечения староверов к процессу объединения Русской Церкви.

Безусловно, активная позиция светских властей по серьёзному религиозному вопросу не может не вызвать неких сомнений и даже опасений среди верующих. Ещё не за горами ужасный период государственного безбожия, ещё сильна связь нынешней номенклатуры с не столь далёким советским прошлым. Именно поэтому государственное вмешательство (пусть даже на уровне советов и рекомендаций) нередко воспринимается верующими "в штыки". В особенности, подобное отношение коснулось некоторых представителей РПЦЗ и старообрядческих согласий. В первом случае отторжение неудивительно по причине резко антисоветской позиции "зарубежников", многие из которых искренне считают, что связь РПЦ МП с госорганами и спецслужбами СССР была настолько порочной, что не могла не повлиять на благодатность Церкви. Таковые же настроения присутствуют и среди старообрядческих согласий. Однако, если в первом случае, более чем возможно устранение внутрицерковных разногласий через осуждение представителями РПЦ ряда действий её некоторых иерархов, касающихся сотрудничества с безбожной властью (в частности, уже состоявшееся косвенное порицание небезызвестной "Декларации" митрополита Сергия от 29 июля 1927 года о сотрудничестве с советской властью), то в разделении со староверами разногласий значительно больше, а их разрешение намного сложнее.

Мы уже писали о том, что на состоявшемся 3-8 октября этого года Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иерархи (помимо прочих вопросов) приняли решение о необходимости идти на более широкие и плодотворные диалог и сотрудничество со старообрядчеством. Спустя две недели в Москве состоялся Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (крупнейшего согласия русских староверов), на котором также были рассмотрены вопросы о возможности углубления диалога с РПЦ. В ответ на предложения, сформулированные в докладе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Архиерейском Соборе РПЦ, Освященный Собор РПСЦ выразил готовность искать пути мирного сосуществования и сотрудничества в социальных проектах, однако выразил неодобрение по поводу распространившихся в СМИ слухов о "воссоединении" РПСЦ и РПЦ. И на этом моменте, пожалуй, стоит остановиться несколько подробнее.

Любые интеграционные процессы в пределах Русской Цивилизации более чем благотворны. Тем более, если они касаются православных людей, соли Земли Русской. Однако в каждом случае мы должны внимательно смотреть в корень возможной интеграции и опасаться навредить ей своими необдуманными поспешными действиями. В вопросе взаимодействия со старообрядцами мы должны чётко осознавать те причины, которые нас разделяют. Если бы причины раскола заключались исключительно в обрядовом размежевании (проблемах двуперстия, "сугубой аллилуйи" и т.п.), то вопрос был бы достаточно просто разрешимым. Не даром ещё в апреле 1929 г. Патриарший Священный Синод, внимательно рассмотрев историю вопроса, постановил снять клятвы со старых обрядов, отменив соответствующие решения соборов XVII в., а на Поместном Соборе 1971 г. эти несправедливые клятвы были отменены окончательно и безповоротно. Подобным образом три года спустя поступила и Русская Зарубежная Церковь, на Архиерейском Соборе которой было принято "Постановление о равночестности старого обряда". Более того, представители РПЦЗ пошли ещё дальше по пути преодоления Раскола, когда в 2000 г. Архиерейский Собор РПЦЗ обратился к старообрядцам с посланием, в котором испрашивалось прощение за гонения. Тем не менее, большинство староверов так и не приняли подобной формы церковного покаяния, продолжая считать приверженцев нового обряда еретиками. Причин тому видно несколько, но главные из них, пожалуй, следующие: фактическая невозможность признания старообрядцами благодатности обливательной формы крещения, в значительной степени воспринятой от католиков (которая, в последние годы, нередко встречает возражения и среди "новообрядцев"), а также резкое неприятие староверами любых форм церковного экуменизма, так и не осужденного всей полнотой Мирового Православия. И именно эти вопросы по мнению некоторых старообрядцев решаемы только при условии перехода всех представителей как РПЦ, так и Мирового Православия на позиции единоверия, что маловероятно в ближайшей исторической перспективе, но не является "невозможным в принципе".

Тем не менее, Соборы РПЦ и РПСЦ состоялись и, на наш взгляд, они стали значительной вехой в истории нашего размежевания. Появилась серьёзная надежда на начало доброжелательных и плодотворных (пусть для начала только в экономической и социальной сфере) взаимоотношений православных христиан, приверженцев старого и нового обрядов. И в связи с этим с особой надеждой и упованием вспоминаются слова Великой ектеньи: "О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся"…

Михаил Тюренков

25 октября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования