Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ": Моджахед добра не помнит. Арабские страны развернули антитеррористическую борьбу


Саудовская Аравия сделала беспрецедентный для этого государства шаг - выдвинула инициативу проведения в Эр-Рияде Международной конференции по противодействию терроризму. Конференция, открытие которой намечено на 5 февраля, мыслится как крупнейшее - в масштабах всего мирового сообщества - политическое событие 2005 года.

В Эр-Рияде не скрывают, что одной из целей этого мероприятия является подтверждение, что королевство сделало свой выбор в пользу активного участия в антитеррористической борьбе.

ЧЕТЫРЕ ЭТАЖА ТЕРРОРИЗМА

Терроризм не следует ассоциировать с какой-либо религией и национальностью, ни одна религия не оправдывает убийства невинных людей. Но именно в интересах подтверждения этого - "универсального" - положения следует разобраться, в силу каких причин в подготовке и проведении терактов наиболее часто принимают участие представители определенных этноконфессиональных групп населения.

Трудности в сфере антитеррора во многом обусловлены также и гораздо более сложной, чем в прошлом, структурой террористического сообщества. Так, можно достаточно четко выделить четыре "слоя" "террористического интернационала".

Первый - непосредственные исполнители терактов. При аресте такого рода элементов в преобладающем большинстве случаев оказывается, что они мало что знают о "заказчиках" терактов, оперативная ценность их показаний весьма ограничена. Зачастую - это либо "зомбированные", либо заблуждающиеся люди, имеющие свои "личные" основания быть недовольными существующим положением вещей. И все чаще речь идет об "обыкновенных" наемниках, преступных элементах, "работающих" за деньги. При этом именно они в основном гибнут в ходе антитеррористических операций.

Второй "этаж" - ячейки "на местах" и организационные структуры, ведущие как вербовку исполнителей, так и отвечающие за практическое осуществление "сценариев" терактов. Этот, казалось бы, "вышестоящий" слой оргструктуры терроризма, как выясняется, мало чем отличается - в плане информированности и участия в принятии принципиальных решений - от исполнителей. Здесь также в основном лишь получают "приказы" и установки "сверху".

Третий "этаж" - руководители, в том числе главари-"символы" типа бен Ладена. Приходится констатировать, что информация для общественного "потребления" в отношении их планов и целей зачастую поступает путем несложных манипуляций со СМИ, в том числе по каналам интернета и при задействовании некоторых межарабских телеканалов, от них же самих. В этом отношении следует крайне осторожно походить к такого рода "сведениям". Важно было бы также разобраться, в силу каких причин от этих личностей исходят именно такие идеи, объяснения целей терактов, не уводят ли они сознательно в сторону от прояснения подлинной природы и намерений террористических организаций.

Как представляется, правильно было бы говорить и о наличии "четвертого этажа" террористических организаций. Это глубоко законспирированные структуры, не обязательно расположенные в гористых и труднодоступных местах в далеких странах. Именно прояснение того, что из себя представляют эти "конструкторы" и руководители терроризма, имеет решающее значение для более успешного противостояния этому злу.

ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Терроризм - это все более становится ясно - является международным "проектом", имеющим многие составляющие, причем наиболее важной из них является финансовая "основа" этого феномена. Финансовая составляющая современного международного терроризма - это хорошо просчитанная акция, цель которой, как и любой финансовой операции, обеспечить не только "возвратность", но и прибыльность вложенных средств. Поэтому терроризм выбирает по определенной логике как источники получения денег, так и "адресаты" финансовых вложений, осуществляемых в интересах террористических и связанных с ними структур.

К настоящему моменту выявлены в основном факты, касающиеся получения террористами денег из арабо-исламского мира. Это обусловлено рядом причин, в числе которых - огромный потенциал повсеместно собираемых благотворительных пожертвований. Согласно Корану, пожертвования в адрес нуждающихся - священный долг каждого правоверного. Путь к получению этих денежных потоков, в сущности, достаточно тривиален - обоснование тезиса об "обидах", нанесенных собратьям по вере, а также необходимости оказания содействия мусульманам в "проблемных регионах" мира. При этом далеко не случайно, что террористические организации с самого начала обратили особое свое внимание на богатые нефтедобывающие государства Ближнего Востока. К сожалению, в ряде случаев террористы на определенном этапе обеспечили себе "понимание" и поддержку со стороны части правящих элит этих стран. Это относится в том числе к Саудовской Аравии. В 1970-1980-е годы сложился своего рода союз нового поколения исламистов-радикалов и некоторых саудовских элитарных групп. Радикалы обещали "динамичное" расширение сферы влияния ислама в сопредельных регионах и в мире в целом. Самым обширным плацдармом активности радикальных и экстремистских сил стал Афганистан.

После событий 11 сентября 2001 года, развертывания глобальной антитеррористической кампании, ударов, которые были нанесены по базам террористов в Афганистане, в стане террористических организаций произошли важные изменения.

Лишившись "плацдарма" в Афганистане, многие "арабские афганцы" стали возвращаться на родину. Они "органично" влились в состав местной радикальной оппозиции и, более того, сумели быстро занять руководящие посты в ячейках террористов. Радикалы по существу открыто развернули борьбу за власть. Это в полной мере относится и к Саудовской Аравии. Террористы организовали серию крупных терактов в столице королевства и в других городах страны. Целью этих акций была дестабилизация обстановки в государстве, запугивание иностранцев, в первую очередь занятых в жизненно важных сферах экономики, с прицелом на их отъезд из КСА.

В ответ на этот вызов, а также в контексте выполнения требований международного сообщества, официальные власти Саудовской Аравии, ряда других арабских стран осуществили шаги, направленные на недопущение подпитки с их территории террористических организаций.

Финансирование террористических элементов можно условно разделить на две типа. Первый - перевод денег по открытым, в том числе банковским каналам. Второй - нелегальная передача этих средств.

Сделан большой шаг в деле предотвращения трансфертов "подозрительным адресатам" по легальным каналам. Так, в Саудовской Аравии в 2003 году власти приняли новые правила осуществления операций банковскими учреждениями. Они предусматривали серьезное ужесточение контроля над деятельностью всех финансовых институтов в КСА, включая благотворительные общества и фонды. Эти правила указывали на необходимость открытия каждым из таких обществ единых консолидированных счетов, подлежавших проверке со стороны органов финансового мониторинга. За нарушение этих правил были заморожены счета 40 организаций и лиц. Саудовские компетентные органы передали Интерполу данные на 750 подозреваемых в связях с террористами и организациями, спонсирующими террор.

Что касается второго направления - "негласное" финансирование террористических организаций, то здесь ситуация намного сложнее. В печати приводились примеры существования разнообразных схем безналичной, нигде не фиксируемой передачи денег, в том числе в виде так называемой хавалы - достаточно распространенной в мусульманских странах системы предоставления "под честное слово" крупных сумм денег. Однако, как выясняется, особой необходимости в такого рода ухищрениях на практике не существует. Границы между государствами Аравийского полуострова остаются прозрачными, чем пользуются преступные элементы, в том числе связанные с террористами.

ЕГИПЕТСКИЙ ОПЫТ

Впоследние годы арабские страны немало сделали для развертывания антитеррористической борьбы. Так, в Саудовской Аравии были арестованы более 500 заговорщиков, свыше 1000 человек прошли специальную проверку, были допрошены в связи с совершенными на территории КСА терактами.

В августе 2003 года Саудовская Аравия и США учредили специальную совместную рабочую группу по борьбе с терроризмом. Одним из направлений борьбы с терроризмом стало осуществление Саудовской Аравией рекомендаций международных органов, курирующих проблематику противодействия финансовой подпитки террористических организаций и групп.

Одновременно происходят важные процессы в среде духовенства. Так, в феврале 2003 года Совет улемов КСА выпустил фетву, осуждавшую нападения на иностранных граждан на территории королевства. В этом документе прямо говорилось, что навешивание на иностранцев, в том числе находящихся на работе в КСА, ярлыка "неверных" - противоречит подлинным принципам ислама и является тяжким преступлением. В начале 2004 г. Советом улемов был одобрен более "всеобъемлющий" документ - так называемая "антитеррористическая фетва", которая провозгласила, что терроризм прямо противоречит духу и букве ислама и должен быть искоренен.

Египет оказался одним из первых жертв террора "нового образца". В 1970-1980-е годы власти АРЕ спонсировали выезд радикально настроенных элементов в Афганистан для борьбы с "советским вторжением". Вернувшись в начале 1990-х годов, "египетские афганцы" резко усилили ряды радикальной оппозиции, "Братьев-мусульман" и других организаций. Экстремисты совершили дерзкие покушения на президента страны, премьер-министра, председателя парламента, министра внутренних дел. Под прицелом боевиков оказались и иностранцы - террористы ставили цель ослабить режим, лишить его источников поступления валюты за счет "отпугивания" туристов, представителей нефтяных компаний и т.п. В 1990-1997 годах жертвами терактов стали десятки людей, в том числе иностранные граждане. Правительство объявило войну террору, надо сказать, достаточно успешную. Так, с 1997 года до последних взрывов на Синае в Египте не отмечалось каких-либо новых крупных терактов.

Какие методы применяли египтяне в этой борьбе?

Первое. Провели серию политико-пропагандистских кампаний с привлечением религиозных авторитетов, представителей интеллигенции. В обществе удалось сформировать атмосферу жесткого отторжения идей экстремизма и терроризма.

Второе. Был отрегулирован порядок поступления средств из-за рубежа, перекрыты многие каналы финансирования террористов. Был усилен контроль за всеми видами финансовой деятельности, в том числе благотворительных обществ.

Третье. Были ужесточены законы, направленные против террористов. Главное же - была существенно улучшена работа по контролю за оперативной ситуацией в стране, внедрены новые методики, задействованы, несмотря на ограниченность бюджетных средств, новые образцы соответствующей техники.

Четвертое. Египетские власти продолжали все более настойчиво добиваться закрытия зарубежных центров, в которых вели свою работу по организации ячеек антиправительственной оппозиции египетские радикалы.

Андрей Бакланов
Об авторе: Андрей Глебович Бакланов -
посол Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия. 
Фото Reuters

"Независимое военное обозрение"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования