Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССIЯ": Джихад из Германии


  Информация о том, что переговоры с Турцией о ее вступлении в Евросоюз начнутся уже в этом году, появилась на первой полосе самой тиражной немецкой газеты "Бильд" за два дня до официального коммюнике из Брюсселя. И это не было случайностью. Просто издатели "Бильда" прекрасно понимали, что эта новость напрямую затрагивает не одну сотню тысяч жителей федеративной республики – граждан турецкого происхождения.

Сколько всего в Германии турок, сегодня не скажет никто. Официально считается, что где-то около 4 млн. Но эти цифры явно заниженные, по меньшей мере потому, что не совсем понятно, как считать. Ведь гражданство ФРГ ежегодно принимают около десяти тысяч человек, родившихся или в Турции, или в турецкой семье. Кто эти люди, прекрасно говорящие на двух языках, посещающие мечеть или носящие традиционный головной платок, турки или немцы?

Откуда приехали "гастарбайтеры"?

Паломничество турецких граждан в Германию началось практически сразу после окончания Второй мировой войны. Лежавшая в руинах страна срочно нуждалась в дополнительных рабочих руках, ведь своих работников не хватало. Знакомый турок, кстати, принципиально не принимающий гражданство ФРГ, рассказывал, что в 1956 году он потратил четыре недели на поездку из Анкары в Мюнхен.

Известное сегодня и в русском языке слово "гастарбайтер" как раз и возникло в 50-х гг. прошлого века применительно к выходцам из Турции, приезжавшим подработать в Западную Германию. Слово означает не просто "рабочий", а "рабочий-гость", т.е. приехавший на время. Немцы тогда наивно думали, что турок-чернорабочий приедет, поднимет экономику и спокойно вернется в свою турецкую деревню. Не получилось. Дешевая и неквалифицированная рабсила из Турции действительно пришлась ко двору. Да так пришлась, что и уезжать домой не собралась.

Вместе с турецкими гражданами в ФРГ прибыло и много других, не известных ранее немцам "вещей". Например, любимый сегодня всеми "донер-кебаб" – это что-то типа шаурмы, пахлава, а также мечети и ислам.

Турция, как известно, страна мусульманская. Появившиеся на улицах маленьких немецких городов первые женщины в традиционных головных уборах или в чалме вызывали, по словам очевидцев, у бюргеров состояние, близкое к шоку. Сегодня, правда, этим немцев уже не удивишь. В той же немецкой столице есть целые районы, например Кройцберг или Нойкельн, где турецкое население преобладает. В каждой мало-мальски "приличной" немецкой деревне есть турецкое кафе или, на худой конец, забегаловка.

После турок в ФРГ поехали курды, потом арабы, потом еще кто-то. Как грибы после дождя полезли вверх минареты и мечети. Вроде бы процесс интеграции для нескольких поколений мусульман, проживающих в Германии, проходит успешно.

Ассимиляции не получилось

Но, к сожалению, не все так просто. Главная проблема, мешающая "окончательному сращиванию" народов, имеет свое название – это религиозно-культурные различия. И последние годы они почему-то все более и более обостряются.

Последний спор, заставивший встряхнуться всю страну, вышел из-за платка. Вполне конкретного, голубого цвета, до сих пор покоящегося на голове тридцатилетней женщины по имени Ферешта Лудин. Родилась госпожа Лудин в Афганистане, но предпочитает проживать в земле Баден-Вюртемберг, где преподает немецкий и английский в начальной школе. Вернее, хочет преподавать, потому что местное "роно" не позволяет ей даже приблизиться к ученикам. Почему? А потому, что она мусульманка и, как положено, носит платок, не снимая его и на уроках.

За последние пять лет платок превратился в страшное орудие. Его видели повсюду – в обычном суде, административном суде, а затем аж в Федеральном конституционном суде Германии. Чиновники утверждают, что платок нарушает одну из главных заповедей демократического общества – нейтрального мировоззрения, а школа – не место для религиозной самоидентификации. Тем более немецкая школа, тем более для идентификации к исламу. Главные судьи Германии, долго совещавшись, так и не нашли ответа на "вопрос о платочке", передав его в конце концов на усмотрение земельных властей. Те, в свою очередь, будут принимать собственные законы и инструкции, позволяющие или запрещающие "ношение различных религиозных символов".

Академия воинствующих

А вот в одной школе, расположенной в бывшей столице Германии Бонне, проблема платка никогда не возникала и возникнуть не могла. Называется это учебное заведение – Академия имени короля Фадха. Деньги на ее строительство – почти 15 млн. евро – пожертвовал человек по имени Фадх ибн-Абд аль-Азиз, вот уже более 20 лет король, а заодно и премьер-министр Саудовской Аравии. В академии около 600 учеников, большинство из них имеют немецкий паспорт. Преподавание ведется как на немецком, так и на арабском языках. Причем преподавание своеобразное. Детей там воспитывают в духе ярого, воинствующего исламизма, призывают к джихаду.

Скандал разразился, когда одному из боннских чиновников пришло в голову заглянуть в учебник, по которому учились в академии дети. Волосы у чиновника с первой страницы книги стали дыбом. Самой безобидной фразой была такая: "Сегодня Запад, опираясь на помощь предателей-евреев, пытается разобщить исламское сообщество".

Рассадник исламизма оказалось еще и не так просто прикрыть. Школа принадлежит государству Саудовская Аравия. Поэтому, мол, вольна преподавать так, как ей заблагорассудится.

За что погиб Томас?

Недоживший пару недель до своего 26-летия Томас Фишер не посещал боннскую академию. Первые уроки ислама молодой человек из обычной католической семьи получил в одной из мечетей баварского города Ульм. Там же он превратился в воинствующего исламиста, который отправился воевать с неверными в Чечню. Недалеко от Сержень-Юрта, в 2800 км от собственного дома, он и погиб в прошлом ноябре во время боя с российскими спецназовцами. Теперь отец Томаса пытается лихорадочно ответить на простой вопрос: что же привело его сына в лагерь исламистов, что заставило его с оружием в руках воевать в чужой стране, защищать чуждые ему идеалы? Неужели его сын был до такой степени одурманен исламом в родной Германии? В ульмской мечети отцу говорят, что Томас стал "мучеником", его избрал Аллах. Но отец этому не верит, всеми силами пытаясь привлечь внимание властей к деятельности немецких исламистов. Пока без особого успеха.

Сергей Волков
РОССIЯ
14 октября 2004 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования