Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КУЛЬТУРА": Торжество порядка. В Троице-Сергиевой лавре завершился Архиерейский собор РПЦ


Архиерейский собор РПЦ завершился 8 октября в Троице-Сергиевой лавре торжественным богослужением, в котором приняли участие 150 архиереев во главе с Патриархом Алексием II. В этот день Церковь празднует день памяти русского святого Сергея Радонежского, и богослужение было посвящено ему. Так закончил свою работу собор, главной задачей которого было показать, что церковная жизнь в стране наконец-то пришла в порядок. Треволнения переходного периода остались позади. В 2000 году было решено, что теперь Архиерейские соборы будут проходить не реже одного раза в четыре года – результат налицо.

Объединение впереди

Архиерейский собор является высшим органом управления РПЦ, в нем участвуют главы всех епархий и так называемые викарные архиереи, то есть главы синодальных учреждений и духовных академий. В промежутках между соборами дела решает Священный синод, который собирается не менее четырех раз в год. Его заседание прошло накануне собора, на нем были рассмотрены рекомендации рабочих комиссий по объединению РПЦ с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). Еще летом РПЦ приняла решение отказаться от всех судебных исков против РПЦЗ по поводу спорной церковной собственности, затем состоялась встреча рабочих комиссий в Мюнхене, где было достигнуто соглашение о евхаристическом общении. Все это указывало на главную тему грядущего собора – объединение церквей.

Однако вместо победных реляций публика услышала прозаические слова о том, что собор "одобряет содержание подготовленных комиссиями документов" и поручает Священному синоду продолжить объединительный процесс. Публика, естественно, почувствовала себя обманутой. На прошлом соборе прославили тысячу новомучеников и приняли социальную доктрину РПЦ, а на этом не смогли закончить практически решенное дело? Но все не так просто. Объединительный процесс требует участия двух сторон. Архиерейский же собор РПЦЗ своего слова пока не сказал. Формальности должны быть соблюдены. Кроме того, остаются нерешенными по меньшей мере два важных вопроса – об экуменизме (РПЦЗ – его ярая противница) и автономии РПЦЗ в рамках Московской патриархии. Вещи это довольно щекотливые, и на их разрешение требуется время. Теперь оно есть. А что до евхаристического общения, оно может быть восстановлено и до следующего собора, на то имеет право Священный синод, о чем говорится в специальном документе. Так что в главном соборном вопросе победил порядок, который не терпит спешки и суеты. Знаменательно, что на соборе говорилось и о преодолении "300-летнего старообрядческого раскола". Объединительный импульс в РПЦ явно не иссяк.

Симфония

С участниками собора встретился Президент Путин. Он напомнил им, что государство продолжает отдавать Церкви свои "исторические долги". Буквально накануне собора Президентом был подписан закон о ряде изменений в земельном законодательстве, и теперь религиозные организации могут бесплатно получать землю в собственность. Но и государство ждет от Церкви помощи в таких неотложных делах, как борьба с экстремизмом и терроризмом. Добрые церковно-государственные отношения (в прежние времена именовавшиеся "симфонией") не могут строиться в одностороннем порядке. Терроризм в последние годы все чаще выступает в религиозном обличье, и Президент напрямую обратился к РПЦ с просьбой помочь государству в "воспитании веротерпимости и взаимоуважения". "Сегодня ваш опыт межрелигиозного диалога, богатый исторический опыт достижения межконфессионального согласия особенно востребован", – заявил Президент. Конечно, в первую очередь он имел в виду диалог с исламом, чтобы помочь избавиться тому от бацилл экстремизма и терроризма. Но диалог не может быть выборочным, особенно в такой многоконфессиональной стране, как Россия. Митрополит Кирилл, на которого и возложены обязательства по диалогу с иноверием и инославием, вроде бы понял призыв Президента именно в таком расширительном ключе. На заключительной конференции он указал на потепление отношений между РПЦ и Католической церковью и отметил передачу РПЦ иконы Казанской Божией Матери как добрый знак со стороны Ватикана. Но тот же Кирилл довольно грозно высказался на соборе в отношении протестантов, которые пропагандируют "ложный образ Православной церкви", и фактически призвал ограничить сотрудничество с протестантами одними баптистами. Понять митрополита несложно: именно протестанты составляют сейчас основную конкуренцию РПЦ в России. Количество их приходов уже составило 5 тысяч (у РПЦ – 13 тысяч) и продолжает стремительно расти. Малочисленным русским католикам до них ох как далеко. Но это вовсе не повод, чтобы сотрудничать с одними и объявлять бой другим.

"Есть высший суд…"

Что касается внутренней жизни Церкви, то наиболее важным вопросом стало рассмотрение собором проблемы церковного судопроизводства. Церковные суды появились на Руси по решению равноапостольного князя Владимира. Они занимались преступлениями священников против веры, то есть богохульством, блудом и т.д. Впоследствии к ним прибавились споры по наследству и приданому. В синодальный период всем этим ведала специальная консистория, хотя окончательное решение принимал Священный синод. На Поместном соборе 1917 года, когда было принято решение о возвращении к патриаршеству, разработали устав церковного судопроизводства, но принять его не успели.

После обретения РПЦ самостоятельности решение внутрицерковных споров проходило очень болезненно. С одной стороны, проштрафившихся священников иногда наказывали чрезмерно мягко. Например, епископ Екатеринбургский Никон (Миронов) был обличен в немыслимых грехах, но сослан не на покаяние в монастырь, а в Москву, где получил приличный приход. А священники, не угодные церковному начальству по идейным причинам, наказывались по всей строгости вплоть до отлучения от сана без права оспорить несправедливое решение. И вот вниманию собора был предложен давно чаемый документ. Им предусмотрены суды трех инстанций. Первая – епархиальный суд, состоящий из пяти судей в епископском или священническом сане, вторая – общецерковный суд (пять членов в архиерейском сане), третья – высший суд, совершаемый Архиерейским собором. Правила вроде бы соблюдены. Очевидны аналогии со светским судопроизводством, например, высший суд весьма напоминает по своим функциям Верховный. Порядок вроде бы восторжествовал и в этом деле. Но окончательное решение по делам епархиальных судов все равно будет принимать правящий архиерей. А это значит, что по сути ничего не изменится – поле для произвола по-прежнему остается неоглядно широким. Торжество порядка и торжество православия – вещи разные.

Покаяние вождя

В завершение собор, как и положено, утвердил прославление новых святых. Их гораздо меньше, чем утвердили на соборе прошлом, что совершенно закономерно: канонизация дело тонкое. Тем более любопытно, что среди них теперь будет настоящий адмирал – Федор Ушаков и отечественный флот получит наконец небесного защитника из собственных рядов. Другая святая – блаженная Матрона – случай особый. Она пережила сталинский террор, и жизнь ее (а вернее – житие) обросла в народе массой легенд. Слепорожденную святую вдобавок разбил паралич, но народ шел к ней толпами, и многие получали чаемое исцеление. Славилась Матрона и своими пророчествами: она предсказала революцию, победу СССР в войне с фашизмом и конец света. Последнее из пророчеств пока не сбылось. Существует и легенда о встрече Матроны со Сталиным, которого она призвала покаяться и открыть православные храмы. Храмы во время войны действительно открыли, а вот в покаяние генералиссимуса верится с трудом. Недаром молва приписывает ему bon mot в разговоре с Эйзенштейном: главная ошибка Ивана Грозного в том, что он много каялся. Кстати, самого Грозного, как и Григория Распутина, весьма почитаемых в фундаменталистских кругах, признать святыми собор отказался.

Борис Фаликов
"КУЛЬТУРА"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования