Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Чуть не опоздали. Итоги Архиерейского собора РПЦ: с РПЦЗ не воссоединились, митрополит Кирилл устоял, а церковный суд - якобы заработал


Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) обречен стать событием по двум причинам. Во-первых, он собирается раз в четыре года - почти как съезд КПСС. Во-вторых, теперь он высший орган церковной власти - ибо функции Поместного собора, в котором участвуют, помимо архиереев, представители духовенства и мирян, по новому Уставу РПЦ сугубо ритуальные.

Нынешний собор собрался "с опозданием" - четыре года после прошлого собора минули в августе, а устав запрещает проводить соборы реже, чем раз в четыре года. Однако в Церкви мало кто обратил внимание на этот формальный пустяк: вон, по старому уставу, действовавшему с 1990 по 2000 год, Поместные соборы полагалось проводить каждые пять лет, но так ни одного и не созвали. Православная общественность тогда даже намекала священноначалию, что, дескать, отсутствие в Церкви высшего органа власти является юридическим основанием для снятия ее с государственной регистрации. Но теперь, на фоне радикального сворачивания демократических институтов в России, никто и не ждет от церковного руководства "внедрения начал народовластия".

Впрочем, "народная стихия" напоминала о себе у стен храма Христа Спасителя в течение всех четырех дней соборных заседаний. Вдоль милицейского оцепления с иконами в руках и слезами на лицах ходили два десятка пожилых женщин, требовавших запрета ИНН. Иногда к ним присоединялись несколько суровых бородачей - они добивались канонизации Распутина и Ивана Грозного. Вечером 5 октября, обращаясь к собору, патриарх Алексий II сурово осудил этих представителей своей паствы. "Какая-то группа воинственно настроенных людей около дверей зала Церковных соборов пытается посеять сомнения в души и сердца членов Архиерейского собора, - сказал он. - Это не люди верующие, а лица, которые хотят внести разделения в жизнь Церкви". К сожалению, лица, которые хотели внести единение в жизнь Церкви, у стен храма в дни работы собора так и не появились...

Первая интрига

В преддверии нынешнего собора в РПЦ возникло несколько коллизий, которые постепенно развеялись только после его открытия. Первая интрига связана со всеобщими ожиданиями быстрого и триумфального преодоления раскола между РПЦ и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ), существующего с 1920-х годов. Эти ожидания подхлестнул майский визит в Россию главы РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлы), широко и восторженно освещавшийся официальными российскими СМИ. О том, что объединение откладывается на неопределенный срок, заявил 3 октября, в день открытия собора, сам патриарх Алексий II. На следующий день эту тему развил в своем докладе митрополит Кирилл (Гундяев). Он подтвердил, что в основном разногласия между церквами преодолены, заметив при этом, что ряд формулировок, касающихся общения РПЦ с инославными ("экуменизм") и с властью ("сергианство"), так и не согласован. Митрополит попросил собор дать Священному синоду полномочия, если все будет в порядке, самостоятельно принять решение о воссоединении с РПЦЗ.

Казалось бы, это техническая деталь. Но для тех, кто разбирается в церковной политике, она говорит о многом. Процесс воссоединения с РПЦЗ был инициирован осенью прошлого года самим Президентом РФ, который встретился в Америке с руководством Зарубежной церкви. Скорее всего, эта встреча состоялась с подачи "президентского духовника" архимандрита Тихона (Шевкунова) - весьма консервативного церковного деятеля, которого многие в РПЦ воспринимают как альтернативу либеральному митрополиту Кириллу. Поначалу процесс объединения шел как по маслу, но после включения в него Кирилла явно затормозился. Сыграла роль аллергия на митрополита Кирилла, которая имеет место в РПЦЗ. Но, думается, главная причина торможения - игра на ослабление позиций о. Тихона, на подрыв доверия к нему со стороны президента.

Вторая интрига

Другая коллизия, возникшая в преддверии собора, вновь связана с митрополитом Кириллом. Группа архиереев намеревалась выступить на форуме в храме Христа Спасителя с критикой внешнеполитической деятельности главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Предполагалось, в частности, затронуть вопрос о "непоследовательности" митрополита в отношениях с Ватиканом, а в его лице с западным христианством и - шире - с западным миром. В советские годы РПЦ играла видную роль в создании "позитивного имиджа" СССР за границей, одним видом своих иерархов демонстрируя Западу "безграничную свободу совести" за железным занавесом. Видимо, после отказа России от своего "демократического выбора" "имиджмейкерская" функция Церкви вновь становится востребованной.

Однако на явный антикирилловский демарш пока никто из иерархов не решился. Власть митрополита Кирилла - главного организатора и идеолога собора - достаточно крепка. Кроме того, определенные надежды архиереям, недовольным политикой Кирилла, внушает заметное улучшение здоровья патриарха Алексия II - результат операций на сердце, сделанных главе РПЦ минувшим летом в Германии.

В своем докладе собору митрополит Кирилл использовал излюбленный прием - игру на опережение. Не дожидаясь критики со стороны коллег, он сам неожиданно смягчил тон в отношении католиков и вместо традиционных обличений в "прозелитизме" выразил надежду на "конструктивный диалог" с ними. Видимо, митрополит всерьез испугался перспективы создания греко-католического (униатского) патриархата на Украине и ослабления позиций РПЦ в этой стране.

Что в остатке?

Итак, главные интриги развеялись, и особых сенсаций от собора никто не ждал. В кулуарах храма Христа Спасителя царила расслабленная обстановка - некоторые из архиереев позволяли себе покидать зал заседаний даже во время 5-часового патриаршего доклада. Помимо атмосферы свободного общения, кулуары привлекали выставленной на оптовую продажу дешевой церковной утварью и литературой.

На второй день собора 140 епископов разделили на пять тематических рабочих групп. На их заседаниях царила более свободная обстановка, чем на помпезных "пленарках": даже в докладах председателей групп звучали довольно нелицеприятные подробности современной церковной жизни. Так, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), возглавлявший рабочую группу по проблемам монастырей, признал, что в обителях РПЦ процветает своеобразная "дедовщина" - эксплуатация старшими монахами послушников. А председатель Издательского совета патриархии о. Владимир Силовьев, выступая в другой рабочей группе, сообщил, что литературу, продающуюся в храмах РПЦ, подбирают "женщины за прилавком", которые ни во что не ставят мнение настоятелей касательно ассортимента этой литературы. Несмотря на это тревожное обстоятельство, о. Владимир призвал повысить рентабельность церковной литературы до 20 процентов.

Любопытное предложение сделал в своей рабочей группе главный армейский священник РПЦ о. Димитрий Смирнов: он определил квоту для полкового духовенства российской армии, причем не только для православных, но и для "братьев-мусульман". О. Димитрий предлагает утвердить в армии до 400 должностей штатных священников и до 32 (какая точность!) - мусульманских имамов.

Но чем же войдет нынешний Архиерейский собор в историю - хотя бы в историю РПЦ? Собор, наконец, после многих лет дискуссий принял положение о церковном суде. Это решение важно потому, что в условиях проникновения РПЦ во все сферы общественной жизни России многие преступления священников, которые раньше считались "внутренним делом церкви", стали приобретать общественный резонанс (на память приходят два прошлогодних скандала в Нижегородской епархии: один священник обвенчал пару геев, а другой был уличен в педофилии). Правда, решение нынешнего собора о суде компромиссное: его функции позволено исполнять епархиальным советам - узкокорпоративным органам духовенства, подбираемого правящим архиереем. О "разделении властей" в РПЦ речь пока не идет.

Итоги собора маститые архиереи подводили на встрече с Владимиром Путиным в Кремле. Сошлись во мнении, что общей задачей власти светской и духовной является "борьба с терроризмом". Президент дал владыкам несколько отеческих наставлений: например, посоветовал обращать в православие китайцев и решать (видимо, с помощью тех же китайцев) демографическую проблему.

Разумеется, архиереи серьезно отнеслись к наказам президента - они привыкли жить в условиях "симфонии властей"...

Досье МН

По Уставу РПЦ, принятому в 2000 году, Архиерейский собор является высшим органом иерархического управления Церковью. Фактически в руках собора сосредоточена вся полнота церковной власти, которую он частично делегирует патриарху и Священному синоду.

Собор традиционно открывается с отчетного доклада патриарха о церковной жизни в период после прошлого собора. В своем отчете Архиерейскому собору 2004 года патриарх Алексий II доложил, что за межсоборный период число приходов РПЦ увеличилось примерно на семь тысяч и достигло 26 590. Лишь примерно половина от этого числа приходится на Российскую Федерацию, более 10 000 приходов РПЦ имеет на Украине. В состав РПЦ также входит 652 монастыря, 9468 воскресных школ, 161 приют. Паству крупнейшей в мире православной церкви окормляют 24 184 священника.

Основные итоговые документы Архиерейского собора 2004 года: "Временное положение о церковном судопроизводстве", "Положение о наградах РПЦ", "Послания к пастве и к Президенту РФ В. В. Путину".

Александр Солдатов

8 октября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования