Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"РОССIЯ": В поисках компромисса


В последнее время все больше говорится о сближении Русской православной церкви и старообрядцев. За триста с лишним лет раскола такие попытки делались не раз. И чтобы не повторять печальных ошибок, нужно хотя бы знать историю предыдущих неудач.
Активно проводить в жизнь теорию единоверия довелось Николаю I. Идея единоверия заключалась в том, что старообрядчество присоединяется к господствующей православной церкви, получает от нее священников и подчиняется контролю со стороны государства. Однако служба совершается по старым книгам и обрядам. Между прочим, именно история с единоверием, его внедрением и постепенным отмиранием свидетельствует, что крестьяне боролись не столько за старые обряды, сколько за свободу вероисповедания и против тотального контроля и слежки со стороны самодержавного государства.
Единоверие нашло неожиданную поддержку у Николая I, и он начал осуществлять его по-николаевски, то есть силой. В 1836 году по всей России прокатилась волна типичных бюрократических самоуправств. Закрывались все старообрядческие храмы, часовни, молельни и превращались в единоверческие церкви. События разворачивались драматически. В частности, в Нижнем Тагиле огромная толпа – более трех тысяч человек – в течение суток защищала свою часовню от солдат. Только с прибытием казаков и пожарной команды, поливавшей людей водой из шлангов на морозе, удалось ворваться в часовню и ее опечатать. Подобные события происходили по всей стране. Были закрыты Рогожское кладбище в Москве, Иргизские монастыри на Волге, Выговская пустынь.
Несмотря на такие репрессии, большинство старообрядческих общин выжило и продолжало развиваться. Единоверие же, навязанное силой, практически исчезло, как только после смерти Николая I наметились некоторые послабления.
Уже в конце ХIХ века гонения на староверов не носили прежнего жестокого характера. Их не пытали и не казнили. Только конфисковывали книги, а самих приверженцев старой веры сажали в кутузку и штрафовали.
В конечном итоге грозная война государства против собственного народа завершилась только в начале ХХ века. В апреле 1905 года было принято законодательное решение о свободе вероисповедания. И до 1917 года старообрядцы жили более или менее спокойно.
Ну а после Октябрьской революции в стране возобладала теория не единоверия, а оголтелого безбожия, с которым каждая религия и конфессия уже боролась самостоятельно.

Игорь Савин

"РОССIЯ" # 553 от 29 августа 2002 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования