Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА": Северный Микеланджело. Фрескам Дионисия - 500 лет


В марте при ярком солнце, когда ни облачка нет на небе, а от снежного блеска болят глаза, здесь чувствуешь, как мороз еще колет щеки. А может, это с непривычки? Ферапонтов монастырь расположен севернее Вологды, и климат здесь, конечно, не московский. У людей особый говор, тоже непривычный, своеобразное северное "окание". Зима - не туристское время, не отпускное, но мне случилось приехать в монастырь, когда только-только закончился февраль. Поэтому на автостоянке близ монастыря не было туристических автобусов, не было в музейных залах любопытных зевак, и я ходил там в одиночестве.

В этом году, на рубеже лета и осени, исполняется ровно 500 лет фрескам Дионисия, которые в Ферапонтовом монастыре уцелели практически полностью. Ныне имя гениального инока ставят в один ряд с Микеланджело и другими мастерами Возрождения. Но итальянского живописца знает весь мир, а вот имя Дионисия, этого, если можно так сказать, "северного Микеланджело", и в России-то немногим известно. Между тем Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО включил ансамбль Ферапонтова монастыря и росписи Дионисия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самому монастырю перевалило за 600 лет. Четыре столетия он был одним из самых заметных религиозных и культурных центров России. Уже в пятнадцатом веке приобрел он широкую известность, став местом паломничества и... ссылки. Самым известным ссыльным был здесь, пожалуй, мятежный патриарх Никон, боровшийся за приоритет церковной власти над властью светской. В то же время обитель дала Руси нескольких видных церковных иерархов. В 1798 году Ферапонтов монастырь закрыли, на его месте возник обычный сельский приход. Но в начале двадцатого века к монастырю возвращается былая известность. Проводятся реставрационные работы, искусствовед В.Т. Георгиевский выпускает в 1911 году книгу о фресках монастырского собора Рождества Богородицы. В 1918 году в стенах монастыря образовался музей. Он возник как часть музейного отдела Кирилловского уездного отдела народного образования. Такие вот даты.
Отличительная черта фресок Дионисия в их особой духовной сущности. В том, что художник создал зримый образ духовного идеала своей эпохи, без которого не мыслилось будущее человека. Его работа сконцентрировала многовековой опыт художественного православного богословия - "умозpения в красках", и русское представление об образах Царства Небесного. Росписи Дионисия олицетворяют высочайшее духовное состояние национальной культуры рубежа XV - XVI веков. И плюс ко всему, как уже было сказано, эти росписи сохранились во всей их первозданной красоте. После разрушения фашистами стенных росписей XII - XVI веков в Новгороде фрески Дионисия остались единственным уцелевшим полностью ансамблем фресок Древней Руси. О самом художнике известно очень мало. В отличие от западноевропейского искусства, на Руси не было принято писать биографии. Да и сами мастера опасались "искания славы", считая стремление к известности и саму известность делом греховным. Поэтому о современниках Дионисия - таких, как Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, - мы знаем гораздо больше. А уровень мастерства воплощения идеи в краске у русского художника вполне сопоставим с талантом его итальянских современников.
Мы знаем о широкой прижизненной известности Дионисия, о его болезни ног, об участии в росписи храма Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря. Когда сюда приехал Иван III, он был весьма удивлен и восхищен работой живописца. Дионисий участвовал в росписи главного храма тогдашней Руси - Успенского собора в Кремле. Его считали ведущим мастером эпохи. Из Москвы Дионисий уехал в Заволожье и на Белоозеро. Духовно-культурная значимость здешних мест не уступала столице. В Ферапонтовом монастыре он работал вместе с сыновьями в 1502 году, в августе и сентябре...
Оригинальность Дионисия заключается в особом, тональном богатстве мягких цветов, в гармонии многочисленных сюжетов, в органичном соединении с архитектурой собора. Рисунок его изящен и легок, удлиненные пропорции подчеркивают невесомость святых, парящих в небе. И кажется еще, что краски излучают особый, неземной свет.
Развитие Музея фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре предполагает сегодня создание обучающей программы для детей "Школа Дионисия". Ее задача заключается в изучении основ православной художественной культуры. Программа предполагает помощь тем, кто осваивает иконописание, педагогам, почитающим за должное ознакомить школьников с фресками монастыря. Однако пока для ее реализации требуется решить ряд вопросов, и музей фресок надеется на заинтересованное сотрудничество и поддержку.
В этом году, уже начиная с февраля, в Вологде, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Музее фресок Дионисия проходят различные выставки, конференции, вечера. В августе закончился вологодский областной литературно-художественный конкурс для школьников "Мой Дионисий". Сняты две версии фильма о Дионисии: одна, полуторачасовая, для специалистов, другая, получасовая, предназначена для образовательных целей.
...Искрится снег на кровле монастырских строений и церквей. Вдали, за широкой, ровной снеговой гладью, виден голый лес. И ты вспоминаешь лики святых, в которых одновременно и свет, и радость, и строгость, и еще тот неповторимый небесно-синий цвет, окружающий фигуры в золотых нимбах, такой же мягкий и строгий. Зовущий к небу.

Федор Тоннеев, Вологодская область

"Учительская газета", # 53, август 2002 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования