Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА": Изведи душу из темницы тела


Завтра христиане отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Одна из самых чтимых датв православном календаре.

Погребальная пещера Девы Марии расположена вблизи дороги, ведущей из Иерусалима через так называемые "Овчия" ворота, которые местные арабы именуют "воротами Святой Марии". Туристам здесь непременно покажут место, где побили камнями святого Стефана, чему была свидетельницей Богородица, молившаяся неподалеку - на склоне Елеонской горы. У самой ее подошвы за руслом Кедрона расположен погребальный вертеп Благодатной.

К площадке перед ним ведут двенадцать ступеней. Вход украшен готическим фронтоном. 48 ступеней вниз - туда, где остатки дневного света смешиваются с трепетным сиянием лампад. В одной из ниш покоятся останки Иоакима и Анны - родителей Девы Марии, в другой - святого Иосифа, обручника Богородицы. Ложе Царицы Небесной отделано мрамором, освещено драгоценными лампадами. Только вот останков Девы здесь нет.

Священное Писание не сохранило каких-либо сведений об окончании земной жизни Богородицы. Все связанные с Успением чудесные события - достояние церковного предания. Одним из таких источников является рассказ иерусалимского епископа Ювеналия, который по просьбе императора Маркиана и императрицы Пульхерии сообщил им, что ко времени блаженного Успения, предвещанного Марии через Архангела Гавриила, в Иерусалим собрались все Апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных странах мира, причем, по воле Божьей, они были мгновенно перенесены сюда по воздуху. "Здесь представилось очам их ангельское зрелище и слышалось божественное пение вышних сил, - говорил епископ. - Так с небесною славою она предала святую душу в руки Божии".

Погребение, по завету самой Девы Марии, состоялось в Гефсимании, в семейной гробнице. В течение трех дней здесь слышалось ангельское пение. Когда же оно прекратилось, Апостолы решили открыть гроб, поскольку отсутствовавший на погребении Апостол Фома очень хотел поклониться Богоприемному телу. Когда же открыли, то тела не нашли, только плащаницы, в которые оно было завернуто, причем от них исходило как бы небесное благоухание. "Пораженные удивлением к такому таинственному событию, - продолжает епископ Ювеналий, - Апостолы решили между собою, что Слово Божие и Господь славы, благоволивший воспринять плоть и человечество в единство своей ипостаси и сохранивший девство Матери Своей, и по исшествии Ея восхотел, прежде общаго воскресения, почтить чистое тело Ея нетлением и преложением".

Устное предание добавляет, что, когда Апостол Фома вышел из погребального вертепа, Богородица ниспослала ему с неба пояс от своей ризы - для утешения его в скорби.

Почему Господь попустил Матери умереть? В Писании ведь описаны случаи взятия праведников на небо живыми, например Эноха и Илии. Разве Мать Победителя смерти менее этого достойна? Этот вопрос звучит во многих церковных песнопениях, а также в зафиксированном Преданием надгробном рыдании Апостола Павла: "Как Питательница Жизни смертию объята бысть? Как не сохранится безсмертна, яже нетленна и по рождестве сохранна бысть!" Но далее сам же и отвечает: "Ты, подобно бессмертному Твоему Плоду, естества долг отдаеши", митрополит Московский Филарет поясняет: "И Богоматерь покоряется закону смерти, хотя, впрочем, только по видимости; отходит и она в землю, хотя, впрочем, только на краткое время. Она по смирению не хотела бы пребыть совсем непричастною смерти, когда Пребожественный Сын Ея вкусил смерти".

Жизнь Девы Марии после Воскресения Сына была полна трудов по становлению и устроению Церкви. К ней во множестве стекались верующие. Она всех принимала, немощным возвращала здоровье, печальных утешала, грешников исправляла, всех утверждала в вере, укрепляла в надежде, в каждое сердце проливала сладость Божественной любви. Богоматерь пользовалась всеобщей любовью, громкой славой и поклонением, тяготившим Ее смиренную душу. Когда дело становления христианства было обеспечено, Пресвятая все чаще молила Сына взять Ее к Себе. Предание сохранило слова этих дивных молитв: "О, пресладкий Сын и Бог Мой, время помиловать Меня, Матерь Твою, без зрения лица твоего здесь сетующую! Изведи из темницы тела душу Мою: ибо, как жаждет олень источников водных, так стремится душа Моя к Тебе, Бог и Сын Мой!"

Она ушла из этой жизни без всякого телесного страдания, как бы сладко засыпая (поэтому - Успение), предавая пресвятую душу Свою в любящие руки Сына, что так нежно изображается в православных иконах, посвященных этому событию. Богоматери было в ту пору около 72 лет. Вот как описывает ее внешность церковный историк Никифор Каллист. Она была роста среднего или несколько более среднего, волосы - златовидные, глаза быстрые со зрачками как бы цвета маслины, брови - дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, губы - цветущие, исполненные сладких речей, лицо - не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы - длинные. Телесный вид Ее, дополняет святой Амфросий, был выражением души, олицетворением чистоты. Она была Девою не телом только, но и душой. Смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было: никого не оскорбить, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным. Избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Ничего сурового в ее очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях. Рассказывали, пишет святой Игнатий Богоносец, что, видимо, в Ней соединилось естество ангельское с человеческим.

Владимир Вишняков

"Парламентская газета" от 27 августа 2002 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования