Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА": Записки на скрижалях. Спасо-Преображенская Валаамская обитель


Даты основания монастыря в различных источниках разные: IX, XII, начало XIV столетий. Так или иначе, всегда на северо-западе Руси стояла эта крепость - твердыня Православия. Монастырь стоит на острове Валаам в его северо-западной части. С мая по сентябрь он доступен для посещения посредством теплоходной связи. Валаам окружают 50 суровых, почти безжизненных гранитных островов. Монастырь дважды разорялся шведами, но вновь восстанавливался и украшался. За красоту строений и строгость монашеского устава его называли Северным Афоном. На острове, на безжизненных скалах, трудами монахов (они по воде привезли сюда бесчисленное множество мешков и корзин плодородной земли) зацвели сады, появились оранжереи, заколосились хлеба. Валаам всегда был притягателен для всех русских людей. Здесь бывали писатели Л.Н. Толстой, И.С. Шмелев, Н.С. Лесков, В.И. Немирович-Данченко, композитор П.И. Чайковский, художники Иван Шишкин, Федор Васильев.

Главный собор на Валааме - Спасо-Преображенский. Его 70-метровая четырехъярусная колокольня видна издалека. В соборе нижний храм посвящен русским святым, основателям Валаама, - преподобным Сергию и Герману.

После революции остров принадлежал Финляндии. Возвращен он был в 1940 году.

Именно в день памяти святого первозванного апостола Андрея монастырь был возрожден 13 декабря 1989 г. На Валааме неоднократно бывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Женский монастырь во имя иконы пресвятой Божьей Матери Иверской был основан в Самаре в середине позапрошлого века и прославился тем, что именно в его стенах златотканницами было выткано знамя, ставшее символом победы русской армии в войне за освобождение братской Болгарии от османского ига. В начале XX века, когда кровавые вихри еще не охватили Россию, богатая обитель располагала 400 десятинами пахотных земель и сенокосных угодий. По нынешним меркам, почитай, полтысячи гектаров. Имелись две рыбные ловли, огород, сад, колодезь и хутор в семи верстах от Самары. Около пятисот сестер и странствующие паломники обрабатывали часть земель, а те, что находились на значительном удалении, сдавали в аренду. Монастырь постоянно рос и обустраивался# Все рухнуло в одночасье. В начале 20-х годов прошлого века воинствующие безбожники по указанию властей разгромили православную святыню. Предание гласит, что монашек, отказавшихся добровольно покинуть родные стены, посадили на дырявую баржу и утопили в Волге. В тот момент, когда баржа затонула, из реки вырвалась семицветная выгнутая радуга, скрывшаяся другим концом где-то за Жигулевскими горами.

В сорока километрах от Иверского монастыря у поворота загородной трассы стоит ничем не примечательный указатель, однако с надписью непривычной - "Свято-Духов скит". Пропылив еще пару верст, наша машина останавливается у невысокой ограды, за которой среди пирамидальных тополей спрятались одноэтажные белые зданьица. Чистота, цветочные клумбы, умиротворение и покой. Если бы картину не дополняло строящееся здание странноватого двухэтажного храма, занимающую восемь гектаров территорию вполне можно было бы принять за пионерский лагерь.

- А так оно и было в советские времена. Только не пионерский лагерь, а трудовой, - поясняет настоятельница Иверского монастыря, игуменья Иоанна. - Потом пионерию прикрыли. А с ней заодно и лагерь, который стал благополучно разваливаться. Наверное так и сгинул через несколько лет. Но Бог не допустил. В 1996 году самарские власти передали эту территорию нашему монастырю под скит бессрочно и безвозмездно. Когда я увидела, какую работу по восстановлению придется проделать, чуть плохо не стало. После школьников в этих домах жили наши солдаты, выведенные из объединенной Германии. А после них остались только стены, протекающие крыши и зияющие пустотой проемы окон. Но мы и этому были рады. Все же не чистое поле досталось. Ремонтировать уже имеющееся куда проще, чем начинать с нуля.

Матушка Иоанна приняла сан игуменьи в 1994 году, когда монастырь только начал возрождаться. Первое, о чем задумалась, как прокормить сестер. Просить деньги у небогатой епархии или искать щедрых спонсоров? Но ходить с протянутой рукой в поисках средств существования - дело небогоугодное. Игуменья поступила иначе: стала искать место для скита и землю, чтобы обитель могла прокормиться самостоятельно. Тут и нашелся пустующий городок, который сегодня превратился в сельскохозяйственный скит. Ферма ни ферма, но продовольствия дает в достатке и сестрам, и паломникам. Еще и бомжей подкармливать остается. Вокруг скита - пятьдесят гектаров пахотных земель, переданных опять же бессрочно и безвозмездно. На аккуратных грядках растут картошка и капуста, свекла, помидоры, огурцы и лук. Но большая часть угодий занята ячменем, овсом и многолетними травами. Ведь надо прокормить двадцать коров, половина из которых дойные. Каждая дает почти по два ведра молока. Достаточно, чтобы заняться его переработкой. Сейчас в непостные дни на столах монастырской трапезной не переводятся собственные сметана и творог, масло и сыр. И безумно вкусный каймак, какого на рынке не найдешь. А на задворках скита кудахчут полторы сотни кур и бродит десяток серых гусей.

Своей техникой хозяйство обзаводилось, что называется, с миру по нитке. Нашлись все же благотворители, подарили два не новых трактора и один гусеничный. Есть пара косилок, грузовик и даже свой автобус. Техника стоит в недостроенном когда-то доме культуры. Есть свой коровник, овощехранилище, заканчивается сооружение телятника. В следующем году будет зарыблен вырытый пруд. Содержат разрастающееся хозяйство всего семь монастырских сестер да пара штатных механизаторов из соседнего села. Помогают и паломники, приезжающие сюда из всех районов области. Сейчас их здесь около десятка. Работают за кров и стол. Лишь на прополку, когда требуется много рабочих рук, приезжает десант помощниц из монастыря.

Владимир Дмитриевич Костюков - мирянин. По профессии ветеринарный врач. По организаторским способностям - председатель крепкого колхоза. Он и руководит хозяйственными делами. Сначала лечил от хворей небольшое здешнее стадо. А несколько лет назад и вовсе перешел в скит. За тридцать лет работы в районе как свои пять пальцев изучил все окрестные хозяйства, их руководителей, да, пожалуй, и крестьян. Поэтому руководители местных хозяйств всегда готовы оказать монастырю посильную помощь. "Дмитрича нам сам Бог послал", - считает игуменья Иоанна. А ему просто нравится работать там, где не пьют, не ленятся, не воруют. Под его началом не только поля и живность, но и строительство храма.

- Сегодня у Иверского монастыря земли в десять раз меньше, чем было во времена его расцвета, - рассудительно говорит Костюков, бросая взгляд на степные дали. - Но хотя и численность сестер в десять раз меньше, еще 30, а то и все 50 гектаров взять можно. Лишними не будут. В соседнем хозяйстве уже лет семь зарастают бурьяном около трех тысяч гектаров. Просил я у них: дайте кусок хотя бы в аренду. Все равно земля простаивает. А те ни в какую. О чем только думают, мохнорылые.

- Да и саму территорию монастыря в Самаре хорошо бы расширить, - говорит игуменья Иоанна. - Сейчас ему возвращена лишь пятая часть площади, которую он занимал перед разгромом. Мы не претендуем на всю прежнюю территорию. Достаточно вернуть землю, на которой сейчас стоят три разваливающихся деревянных барака, построенных в начале двадцатых годов прошлого века. Расселение их жильцов готовы взять на себя. Но городские власти решили построить именно здесь, в полусотне метров от Волги, элитные дома. Не думаю, что это мудрое решение.

За шесть лет матушки и насельницы Иверского монастыря превратили подаренные им развалины в крепкое хозяйство, где растет и плодоносит даже виноград. Конечно, скит - еще не колхоз-миллионер, но уже хорошее фермерское хозяйство. Не случайно сам Патриарх Алексий Второй недавно заинтересовался, как живет Свято-Духов, как работает на земле. А работает он, уверяю вас, хорошо.

Владимир Крупин

"Парламентская газета" от 23 августа 2002 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования