Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

ПРЕСС-АРХИВ: Книга-интервью Патриарха Московского и всея Руси Пимена (ЖМП, 1988 г.)


 ТЫСЯЧА ЛЕТ ВЕРЫ В РОССИИ
ПИМЕН, Патриарх Московский и всея Руси, дает интервью Альчесте Сантини
Милан. Изд. Паолине, 1987

В редакционном предисловии к книге "Mille anni di fede in Russia", выпущенной на итальянском языке издательством Паолине к 1000-летию Крещения Руси, подчеркивается важность настоящего издания — документального свидетельства о Русской Православной Церкви, ее истории и современной жизни, явившегося одновременно откликом на актуальные духовные проблемы современного христианства в контексте экуменического движения, в частности диалога Русской Православной и Римско-Католической Церквей (с. V — VIII).

Семь глав книги содержат ответы Святейшего Патриарха Пимена на вопросы своего интервьюера и собеседника — видного журналиста, корреспондента итальянской газеты "Унита" Альчесте Сантини. Главам этим предшествует статья Альчесте Сантини "Значение тысячелетия. От Киевской Руси до сегодняшнего дня" (с. 1—14), а также рассказ о Предстоятеле Русской Православной Церкви — его жизненном пути и высоком служении (с. 15—23).

В 1-й главе "Русская Православная Церковь и ее устройство" (с. 25—88) Патриарх Пимен рассказывает о структуре и высших законодательных органах Русской Православной Церкви, касается деятельности Священного Синода и синодальных отделов, рассказывает о работе епархиальных архиереев, функциях церковно-приходских советов, деятельности Духовных школ.

Говоря о соотношении традиции и обновления в современной церковной жизни, Святейший Патриарх Пимен подчеркивает, что Русская Православная Церковь не мыслит себя вне "реальной жизни, динамичной в своем течении, функциях и содержании".

Отвечая на настойчивые вопросы относительно так называемого "женского священства", Святейший Патриарх Пимен разъясняет, что, предоставляя женщинам широкие возможности для христианского служения, Русская Православная Церковь сохраняет незыблемыми свои духовные традиции и принципы веры.

Большое внимание уделяет Святейший Патриарх Пимен почитанию святых угодников Божиих, особенностям монашеского подвига в Русской Церкви, православной молитве, красоте богослужения, исконным традициям паломничества в Святые места.

Патриарх Пимен подробно рассказывает об издательской деятельности Русской Православной Церкви, ее Духовных школах и развитии русской богословской и религиозной мысли.

В наших духовных академиях, говорит Его Святейшество, известны труды таких западных богословов, как Карл Барт, Карл Ранер, Юрген Мольтман, Ив Конгар, Рейнгольд Нибур, Пауль Тиллих, Урс фон Бальтазар, кардинал Иосиф Ратцингер и другие.

Во 2-й главе "Крупные современные вопросы" (с. 89 — 114) речь идет о некоторых моральных, социальных, научных и религиозных проблемах современности, которые касаются личной ответственности человека, свободы его выбора и последствий этого выбора, межличностных отношений, самого будущего человечества; в частности, рассматривается отношение Православной Церкви к проблемам деторождения, разводу и сексуальной свободе, а также к генной инженерии, ядерной и экологической угрозе.

Всякая жизнь от Бога, подчеркивает Патриарх Пимен, ссылаясь на Священное Писание (Иер. 1,5), и искусственное ее прекращение недопустимо. Хотя технические средства искусственного прекращения беременности совершенствуются, принципиальное отношение Церкви к этой проблеме не может измениться.

Неизменным остается и взгляд Церкви на недопустимость и нежелательность развода, суровое осуждение супружеской измены, сексуальной свободы.

Касаясь последствий научно-технической революции в контексте взаимоотношений человека и природы, Патриарх Пимен высказывает основополагающие по этому вопросу мысли: "Нужно только приветствовать великие открытия человечества... Но эти открытия должны служить не только знанию, но и совершенствовать сознание, увеличивать ответственность... Мы не устаем повторять, что богопротивны и недопустимы биологическое и химическое оружие, а также эксперименты, вредящие человеку и окружающей среде... Недопустимы всякого рода технические сооружения, подавляющие природу и нарушающие естественное течение природных процессов... Наступило время координации экологических планов в масштабах всей планеты..." (с. 108— 110).

В 3-й главе "Тысячелетие верующего народа" (с. 115—136) рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с тысячелетней историей Русской Церкви и более чем тысячелетней историей русской государственности, начало которой восходит к 862 году. "На протяжении истории нашего государства, — подчеркивает Патриарх Пимен, — Русская Православная Церковь в периоды тяжелых испытаний неизменно была со своим народом, разделяя его тяготы, благословляя и вдохновляя его, когда это было необходимо, на священную борьбу против иноземных завоевателей" (с. 116). Отвечая на ряд конкретных вопросов, Святейший Патриарх Пимен рассказывает о подготовке к празднованию великого юбилея 1000-летия Крещения Руси, положительно оценивает постоянную помощь, оказываемую Русской Церкви со стороны Совета по делам религий при Совете Министров СССР, осуществляемую в духе дальнейшего развития социализма и демократии, гласности и перестройки, провозглашенных М. С. Горбачевым.
 
На вопрос о религиозном возрождении в СССР Святейший Патриарх Пимен ответил, что секуляризация общественной жизни ставит перед Русской Православной Церковью те же проблемы, что и перед другими христианскими Церквами. Наша Церковь радуется умножению своих чад и скорбит об их утрате. "„Диссидентской" Церкви у нас нет. Речь может идти лишь об отдельных лицах, принадлежащих к Церкви, но при этом допускающих критику священноначалия в вопросах церковного руководства" (с. 130). Согласно каноническому праву Православной Церкви, подобная критика должна быть прежде всего высказана перед своим епископом или синодом епископов, далее — на Поместном Церковном Соборе, а не распространяться независимо от этого в ущерб нашей Церкви и нашей стране.

В 4-й главе "Пастыри для железного века" (с. 137—170) Патриарх Пимен более подробно рассказывает о жизни и деятельности Патриархов Тихона, Сергия и Алексия. Именно трудами Патриарха Тихона, отмечает он, был заложен фундамент для дальнейшего существования Русской Церкви в условиях новой социальной действительности. Принципиальная лояльность Церкви по отношению к государству, искренность ее глубокого патриотизма выявились в полной мере в годы Великой Отечественной войны.

Из числа выдающихся церковных деятелей, сподвижников Патриархов Тихона, Сергия и Алексия, Святейший Патриарх Пимен выделяет нескольких иерархов, заслуги которых перед Русской Церковью особенно значительны. Это митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), митрополит Куйбышевский Мануил (Лемешевский), архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), митрополит Виленский и Литовский Елевферий (Богоявленский), митрополит Северо-Американский Вениамин (Федченков), митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов).

В 5-й главе "Экуменический диалог. Русская Православная Церковь и другие христианские Церкви" (с. 171—193) Патриарх Пимен поддерживает важность вопроса о созыве Всеправославного Собора, о чем нельзя говорить "без единомыслия, без согласия по всем темам повестки [Собора] со стороны всех Поместных Церквей" (с. 177).

Отвечая на вопрос о статусе Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, Патриарх Пимен выражает глубокое сожаление о сокращении числа иноков в этой прославленной обители и вместе с тем надежду на то, что власти Греции дадут разрешение на пополнение монастыря новыми насельниками из России.

Святейший Патриарх Пимен положительно оценивает участие Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей, дружественные отношения и широкое сотрудничество Русской Церкви с инославными Церквами и конфессиями, участие наших представителей в работе Смешанных богословских комиссий по диалогу с англиканами, старокатоликами, лютеранами, реформатами и др. С удовлетворением отмечая наличие разносторонних связей и контактов Русской Церкви с Древними Восточными (нехалкидонскими) Церквами, Патриарх Пимен обращает внимание на то, что наши расхождения с так называемыми "монофизитами" в области христологии носят чисто терминологический характер, но не являются расхождениями по существу. К этому выводу пришла Межправославная комиссия по диалогу с Древними Восточными Церквами.

Касаясь вопросов социальной справедливости, мира и международного сотрудничества, Его Святейшество отмечает, что разговоры о так называемой горизонтальной и вертикальной линиях, об их различии или предпочтении неправомерны: "Церковь призвана служить делу спасения людей и звать людей в Царство Божие. Вместе с тем она не может оставаться равнодушной к таким проявлениям зла, как социальная несправедливость, агрессивные войны, угнетение человека человеком... С проявлениями подобного социального зла христианин и Церковь должны бороться не менее, чем с личными грехами и несовершенствами людей в нравственной области" (с. 193).

6-я глава "Первый и третий Рим" (с. 194—232) посвящена экуменическому диалогу между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Патриарх Пимен дает ретроспективный анализ этого диалога начиная со времени понтификата Папы Римского Иоанна XXIII, когда отношения между обеими Церквами получили благоприятное развитие. Большое позитивное значение имел декрет Второго Ватиканского Собора "Об экуменизме" (содержащий признание отцами Собора роли и значения Православных Церквей, сохранивших силу апостольской преемственности и истинных Таинств), а также учреждение Епископского Синода в Католической Церкви. Вместе с тем подтверждение Вторым Ватиканским Собором учения о Папской непогрешимости и примате Римского Первосвященника продолжает оставаться камнем преткновения в современном диалоге между обеими Церквами, ибо здесь затронуто "различное понимание экклезиологии" (с. 208). Особо спорным является вопрос об униатах, осложняющий взаимоотношения Церквей в настоящее время, в период понтификата Папы Иоанна Павла II.

Характеризуя деятельность современного Папы, Патриарх Пимен положительно оценивает ее динамизм и пастырскую направленность. Вместе с тем он сдержанно отзывается об энциклике "Dominum et vivificantem", в которой изложено католическое учение о Святом Духе и которая содержит критику материализма как идеологии, но не затрагивает проблемы, вызванные широким распространением практического материализма в развитых странах мира.

Отвечая на вопрос о другой энциклике Папы Иоанна Павла II — "Slavorum Apostoli", посвященной святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, учителям Словенским, Святейший Патриарх Пимен с удовлетворением отмечает, что в энциклике "излагаются идеи о необходимости диалога и сотрудничества, объединения всей Европы в рамках мирного сосуществования, которое мыслится как преодоление непонимания и недоверия, идеологических конфликтов" (с. 226).

Глава 7-я "Диалог между Церквами в СССР" (с. 233— 248) представляет собой рассказ Святейшего Патриарха Пимена о подлинно экуменических, братских отношениях Русской Православной Церкви со всеми другими христианскими Церквами и конфессиями на территории нашей страны, о сотрудничестве христиан в деле сохранения и упрочения мира с иудеями, мусульманами и буддистами, на основе принципов широкой веротерпимости и взаимного уважения, закрепленных Советской Конституцией. Русская Православная Церковь, подчеркивает Святейший Патриарх Пимен, считает миротворчество неотъемлемой частью своего спасительного служения, осуществляя его в тесном сотрудничестве со всеми людьми доброй воли, последовательно и неизменно выступая за спасение священного дара жизни, всеобщее разоружение, космос без оружия. Патриарх Пимен дает высокую оценку всемирным миротворческим форумам, состоявшимся в Москве по инициативе Русской Церкви в 1977 и 1982 годах.

В заключение Святейший Патриарх Пимен говорит: "Благодаря поддержке народа мы видим ныне обновляемые храмы и монастыри, наблюдаем все большее благолепие в наших храмах, мы ощущаем богословский рост в недрах Духовных школ, мы находим общность с людьми и в понимании задач Церкви в трудах по укреплению мира и справедливости, чувствуем поддержку в экуменическом движении, частью которого является жизнь во всем ее многообразии перед нашим мысленным взором. Защита жизни в ее духовном и иных аспектах стала существенной частью церковной проповеди и деятельности.

В настоящее время наша Церковь празднует свое 1000-летие и, вознося благодарственные молитвы Единосущному и Триипостасному Богу за благодеяния, бывшие на Святой нашей Церкви в минувшие лета, с упованием на благодатную силу и помощь свыше взирает в грядущие времена.

Церковь есть новая жизнь, благодатная и святая, которая основана на земле Иисусом Христом. Она растет и ширится благодатью Духа Святого до Второго Пришествия, пока не обнимет собой весь мир (Еф. 1, 22—23). Благодатная реальность Церкви питает нашу веру и укрепляет в сознании ее вечности" (с. 246—247).

Книга "Тысяча лет веры в России" с благожелательным интересом встречена зарубежными читателями.

В. НИКИТИН
Журнал Московской Патриархии, №5, 1988г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования