Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"TRANSITIONS ONLINE": Законы Памира


На востоке Таджикистана вновь вступает в силу светское законодательство, однако некоторые суннитские сообщества добровольно следуют законам шариата.

(По материалам организации "Forum 18 News Service")

Жители горных районов восточного Таджикистана, которых во время гражданской войны середины 1990-х годов заставляли жить по законам шариата, теперь вновь подчиняются светским законам.

В начале ноября 2003 года во время недельного визита в Каратегинскую долину и Горно-Бадахшанскую автономную область Памира организация "Forum 18 News Service" выяснила, что верующие, которые желают жить по законам шариата, делают это теперь по собственному выбору. Те времена, когда боевики сгоняли местных жителей молиться в мечети, давно миновали.

Во время ожесточенной гражданской войны в Таджикистане, которая длилась с 1992 по 1996 год, именно иммигранты из этого региона поддерживали таджикскую оппозицию, часть которой состояла из сторонников Партии исламского возрождения (ПИВ), стремившейся защитить права мусульман.

Этот регион можно разделить на две различных по этническим и культурным признакам части. Карагетинская долина и примыкающий к ней западный Памир населены таджиками, которые являются мусульманами-суннитами и язык которых относится в западно-иранской группе. Горный Бадахшан населяют народности Памира (язгулемцы, рушанцы, шунганцы и ваханцы), которые говорят на одном из языков восточно-иранской группы.

В отличие от таджиков, народности Памира (за исключением язгулемцев) исповедуют исмаилизм, шиитскую разновидность ислама, которая испытывает сильное влияние индуизма и неоплатонизма. В отличие от других мусульман, исмаилиты молятся не пять раз в день, а всего три раза. Многие не соблюдают пост Рамадан. Хотя исмаилиты и не поощряют употребление спиртных напитков, запрет на них не такой жесткий, как у суннитов и традиционных мусульман-шиитов.

НАЗАД К СВЕТСКОМУ ОБЩЕСТВУ

Сегодня население Каратегинской долины, а также жители Ванчского и Калаихумбского районов Горно-Бадахшанской области, в большинстве своем живут по светским законам. Например, преступников осуждают по таджикскому законодательству. Даже во время Рамадана, который в этом году начался 27 октября, в магазинах открыто продаются спиртные напитки.

Однако эта ситуация для региона относительно нова. Когда в 1996 году муджахединам удалось захватить эту часть Таджикистана, они пытались заставить население жить по законам шариата.

Более того, законы шариата таджикские муджахедины трактовали так же, как Талибан в соседнем Афганистане. Местные жители рассказывали, что под угрозой наказания муджахедины заставляли их молиться в мечети пять раз в день. Женщинам при выходе на улицу приходилось закрывать лицо до самых глаз. Продажа алкоголя была строго запрещена, а в Каратегинской долине были запрещены также и сигареты. Муджахедины запрещали на свадьбах музыку, за исключением религиозной, исполнявшейся на традиционных инструментах. Они также запрещали женщинам выходить из родного села без сопровождения мужа или близкого родственника мужского пола.

После того, как в 1997 году оппозиция и правительство Таджикистана достигли соглашения, законы шариата в интерпретации муджахединов стали постепенно сменяться светским законодательством. "Хотя лично я считаю, что мусульмане должны жить по законам шариата, мы должны принимать во внимание тот факт, что Таджикистан является светским государством", - заявил в интервью "Forum 18" в Ванче 6 ноября Муким Мухамбатов, бывший полевой командир оппозиции, ныне командующий пограничными силами Ванчского района. Он сказал, что отход от законов шариата осуществлялся постепенно, и что этот процесс был завершен где-то в 2001 году.

Хотя сегодня в горных районах Таджикистана действует светское законодательство, местное население продолжает следовать законам шариата. Например, практически все местное население соблюдает пост Рамадан. Официантка одной из столовых в Ванче пожаловалась "Forum 18" на то, что в течение всего месяца Рамадан у них нет клиентов, хотя она обязана весь день работать. В каждой деревне имеется несколько мечетей (хотя большинство из них не зарегистрировано в правительственном комитете по религиозным делам в Душанбе), где местные дети изучают арабский язык и Коран.

УЗБЕКСКИЙ ФАКТОР

До 2000 года в Каратегинской долине и в Ванчском районе Горно-Бадахшанской автономной области жили боевики из Исламского движения Узбекистана (ИДУ). В 1992 году боевики из Узбекистана сражались бок о бок с таджикской оппозицией. В 1996 году один из лидеров ИДУ, Джума Намангани, стал первым заместителем самого влиятельного в Каратегинской долине полевого командира Мирзо Зиеева (ныне министра Таджикистана по чрезвычайным ситуациям).

После террористических взрывов в столице Узбекистана Ташкенте в феврале 1999 года напуганные узбекские власти начали без разбора арестовывать религиозных диссидентов, хотя многие из них не имели никаких связей с упомянутым военизированным подпольным движением. Из-за этих преследований эмиграция из Узбекистана в Таджикистан стала массовой - люди уезжали целыми семьями. Постепенно в Каратегинской долине появилась целая сеть тесно сплетенных меж собой узбекских семей. Официальные круги в Душанбе даже серьезно обсуждали возможность уступить узбекским боевикам часть Каратегинской долины, чтобы они создали там "свободный исламский Узбекистан в изгнании".

Кроме всего прочего, Намангани был женат на женщине из селения Джамаак в Ванчском районе. В этом районе, наряду с гражданскими поселениями узбеков, существовали также военные лагеря. Некоторые из них располагались, например, в окрестностях селения Хайт и на территории бывшей сейсмической станции вблизи селения Таджикабад, а также в селении Мянада в 70 километрах от районного центра Тавилдар.

Местные жители и сейчас еще вспоминают боевиков ИДУ с большим теплом. Они рассказали "Forum 18", что, в отличие от местных боевиков, узбеки никогда не грабили и не разбойничали, а обходились с местными жителями очень хорошо. "Во время боев 1996 года мы захватили нескольких солдат правительственных сил, и наши боевики начали издеваться над ними. Однако Джума Намангани запретил им делать это и объяснил, что по исламским законам нельзя обращаться с пленными негуманно", - заявил бывший заместитель полевого командира Язгулемского ущелья, а ныне заместитель председателя Горно-Бадахшанского отделения ИПВ Юрали Муролиев. В мае 2000 года под давлением со стороны Ташкента военный лагерь ИДУ был ликвидирован, и большинство его боевиков, во всяком случае, боевики из ИДУ, перебрались в Афганистан.

Во время недельной поездки по региону "Forum 18" убедился в том, что боевиков ИДУ там больше нет, а все, кто давал этой организации интервью, заявляли, что в горных районах Таджикистана вообще не осталось ни одного узбека.

ЛЮДИ АГИ

Ситуация в исмаилитском регионе Горного Бадахшана кардинально отличается от ситуации в Каратегинской долине или в Ванчском и Калаихумбском районах. В отличие от жителей "суннитских" районов Горного Бадахшана, памирцы поддерживают не ИДУ, а демократическую фракцию таджикской оппозиции. Памирцы гораздо менее набожны, чем таджики-сунниты, и хотя до 1997 года этот регион также контролировался оппозицией, памирцы, в отличие от жителей соседних районов, никогда не старались жить по законам шариата.

Сегодня на территории Горного Бадахшана нет ни одной исмаилитской мечети, так как памирцы считают, что они им не нужны. "Что касается строительства исмаилитских молитвенных домов, то в этом просто нет нужды", - заявил "Forum 18" 2 ноября в Хороге, столице Горного Бадахшана, работник фонда Ага Хана Алигбек Мелисбеков. "Мы прекрасно можем помолиться и дома".

Тем не менее, религия, хотя и косвенно, но влияет на жизнь памирцев-исмаилитов. Духовный лидер исмаилитов Ага Хан IV предоставляет памирцам материальную помощь. До 2000 года Горный Бадахшан выживал, в значительной степени, за счет этой гуманитарной помощи. Сейчас доставка продовольствия в регион прекратилась, однако Ага Хан до сих пор вкладывает значительные средства в развитие социальной инфраструктуры автономной области, а также в местную систему образования.

"На деньги Ага Хана строятся больницы, мосты и школы, - заявил Мелисбеков. - Но теперь их строят сами памирцы, которые таким образом зарабатывают себе на жизнь. Ага Хан придает особую важность поднятию уровня образования на Памире". Мелисбеков сообщил, что в регион из-за рубежа регулярно приезжают специалисты, которые обучают учителей и бизнесменов, а в высокогорном Хороге скоро откроется Памирский университет.

Примечание редактора: Штаб-квартира организации "Forum 18" находится в Осло. Эта организация следит за соблюдением свободы совести в отношении нехристианских вероисповеданий.

Игорь Ротарь

Transitions Online, 19 ноября 2003


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования