Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"THE TIMES": Вера, права и свободы, покрытые платком. Скандал из-за женщин и ислама


Вчера снова разгорелись страсти из-за напористого ислама: две женщины, которых разделяет целый континент, решили выступить с публичными заявлениями в хиджабе, мусульманском головном платке.

В Катаре на коммутатор телеканала "Аль-Джазира" обрушился шквал звонков после того, как популярный диктор Хадижа Бен Ганна появилась на экране в чадре цвета лосося. Алжирка Бен Ганна заявила, что решила стать первым диктором телеканала, носящим традиционную мусульманскую одежду, после того, как "победила дьявола" благодаря своей вере.

Главный редактор "Аль-Джазиры" Ибрагим Хелал заявил, что Бен Ганна вольна поступать так, как ей хочется. "Нам звонили те, кто одобряет ее решение, но на канале есть и те, кто относится к нему отрицательно, - сказал он. - Я слышал, как один из продюсеров говорил, что это могут неправильно понять, сочтя, что мы превращаемся в исламский канал. Но дело обстоит совсем не так".

Во Франции, где Дахрию Бухали вывели из состава жюри присяжных в пригороде Парижа Бобиньи, придерживаются противоположной точки зрения. Министр юстиции Доминик Пербен приказал исключить ее из жюри, слушающего дело об убийстве, после того, как она появилась на процессе в хиджабе.

Чадра стала горячей темой во Франции, имеющей самое большое в Европе мусульманское население. Более 70% общества поддерживает меры правительства по ее запрещению в школах, и может быть, и в государственных учреждениях.

Шум вокруг решений двух женщин по поводу их одежды свидетельствует об эмоциональном отношении к символам ислама. Проблема выходит далеко за рамки одежды и восходит к истокам исторических межрелигиозных споров и недавней борьбе между западной и радикальной мусульманской системами.

В Италии борьба сосредоточилась вокруг других символов. Летом страна была в гневе, когда судья принял по жалобе мусульманина, родившегося в Шотландии, решение о том, что из школьных классов следует убрать распятия. Подана апелляция.

И все же именно одежда девушек и женщин и обращение с ними стали символом напряженности по поводу ислама и его ценностей от Квебека до Турции. В мусульманском мире спор идет между сторонниками светского государства, или умеренными реформаторами, и теми, кто добивается возвращения к основам.

В Турции находящееся у власти умеренное правительство подвергается давлению по поводу действующего уже 80 лет запрета на головные платки в учреждениях. В Тунисе, где ношение платков также ограничено, правозащитников возмущает появление на пляжах молодых мусульманок из Франции, с головы до ног закутанных в чадру.

В Европе проблема хиджаба дала старт дебатам об иммиграции, толерантности и национальной идентичности. В Британии хиджаб носит больше женщин, чем раньше, и это считается неотъемлемой стороной сосуществования разных культур. Такой же подход принят в Испании, Нидерландах и Дании.

Французские СМИ с оттенком недоверчивости сообщают о том, что в Британии есть полицейские в мусульманской одежде. Хиджаб вызывает яростные споры в Швеции, Бельгии и Германии.

Но нигде страсти не достигают такого накала, как во Франции, где мусульманское население находится в конфликте с доктриной "республиканской" интеграции. В отличие от толерантных британцев, здешние государственные деятели, политики, учителя и многие правозащитники обеспокоены количеством девушек и молодых женщин, носящих хиджаб, а иногда и бурку, закрывающую лицо и все тело.

Их огорчают и все более частые отказы мусульман лечиться у врачей и учиться у учителей противоположного пола. Их считают симптомом стремления разделить общество на религиозные и расовые общины. В этой концепции есть те же оттенки, что и в идее апартеида.

В сентябре школы сообщили о 1,2 тыс. конфликтов. После обсуждений исключениями закончились лишь четыре из них. Государственная комиссия рассматривает новый законопроект, подтверждающий действующий уже 100 лет запрет на религиозную символику в школах, к которому благосклонно относится президент Ширак и основные партии - как правые, так и левые.

В противоположном лагере - правые либералы, выступающие против государственного вмешательства, и левые радикалы, называющие новую кампанию проявлением расизма. 

Чарльз Бремнер

27 ноября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования