Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КРАСНАЯ ЗВЕЗДА": Воскресная школа для настоящих мужчин


О русском боевом искусстве Юрий Уйманов узнал во время службы в спецназе. В "Красной звезде" прочитал о воинском стиле, возрожденном на основе древнерусских традиций Алексеем Кадочниковым. Система настолько увлекла спецназовца, что Юрий не пожалел своего отпуска и разыскал знаменитого мастера. Впоследствии он встречался с Кадочниковым еще несколько раз. Суть стиля Юрий ухватил быстро, и сегодня, после увольнения в запас, он обучает воинскому искусству всех желающих. Юрий считает, что эта система неотделима от русских православных традиций, поэтому занятия проводит в храме святого благоверного Александра Невского в Хабаровске.

...В храм мы вошли со служебного входа. За неприметной дверью - узкая винтовая лестница на третий этаж, где несколько раз в неделю и проходят занятия русским боевым искусством. Здесь постоянно тренируются две группы. Первая, условно назовем ее "младшая", - ученики приходской воскресной школы в возрасте от семи лет. Для нее существует своя программа, где главный упор делается на общую физическую подготовку. Причем программа эта построена на старорусских играх, когда-то специально использовавшихся нашими предками для развития силы и ловкости. Кроме того, ребятишкам дают основы воинского искусства, закладывая понимание того, что совершенство в нем возможно только благодаря внутренней гармонии. Вторая группа - "взрослая". Возраст неограничен, состав постоянно колеблется от шести до пятнадцати человек. Большинство, научившись нескольким приемам и усвоив правила единоборства, уходят. По словам Юрия Уйманова, надолго остаются только те, кто гармонично сочетает в себе внешние проявления русского боевого искусства и духовную сторону.

В этот раз на тренировку в храме Александра Невского пришли парни, которые занимаются русским боевым искусством на протяжении многих лет и составляют костяк "взрослой" группы. Находившиеся в зале ученики коротко поприветствовали преподавателя - никаких поклонов или выспренних фраз, только крепкое мужское рукопожатие. Александр Трусов, Дмитрий Потехин и Константин Муратиди сразу же начали переодеваться в более подходящую для тренировки одежду. С удивлением заметил, что парни достают из сумок камуфлированную форму. Оказалось, что в нее одеваются сразу по нескольким причинам. Во-первых, в состав группы входят офицеры разных родов войск. Таким привычнее заниматься в старом добротном х/б. Во-вторых, чисто с практической точки зрения только военная форма может пережить тренировку без особого ущерба - обычные спортивные штаны и футболки рвутся через несколько минут. И, наконец, в-третьих, камуфляж помогает создать во время занятий необходимую атмосферу.

Юрий Уйманов несколько раз перекрестился. Вместо привычной по восточным единоборствам разминки занятие началось с "цеплялки-свалки". Для этого Александр, Дмитрий и Константин начали выполнять упражнение, которое помогло разогнать кровь, размять верхний плечевой пояс. Руки с ножами и саперными лопатками двигались по хитрой амплитуде, одновременно угрожающей и умиротворяющей. Направление вращения оружия все время менялось. Уходя от ударов, парни сворачивались в тугую пружину и тут же распрямлялись в ответных сериях атак. Небольшая площадь помещения заставляла проявлять изобретательность, вынуждала вступать в тесный контакт.

Чем дальше продвигалось занятие, тем более изощренными, но одновременно и зрелищными становились тактические этюды. Один из парней должен был отбиться от двух нападавших друг за другом противников. Никаких точных установок Юрий Уйманов не давал - Александр, Дмитрий и Константин обладали достаточно большим опытом, чтобы самостоятельно выбирать схему защиты и нападения. В тактике ведения схватки каждый уже выработал свой стиль, наиболее близкий его характеру. Один предпочитал практически не двигаться с места и только в момент удара уходил с линии атаки, ловил противника на свой нож. Другой делал ставку на реакцию - вместо обороны предпочитал быстрое и смелое нападение. Третий маневрировал, постоянно меняя дистанцию и скорость, запутывал противников, а затем наносил короткий роковой удар. Вот Константин отражает неожиданное нападение вооруженного "противника": ловко ловит брошенный с трех метров нож и завершает дело одним движением. Проходит минута, и теперь приходится проявить силу и реакцию Дмитрию. Надо успеть сбросить удушающий захват одного соперника и отбить удар другого, после чего уничтожить обоих в течение ограниченного времени. Потом наступает очередь Александра. Он допустил ошибку и лишился оружия. Противник в попытке завершить схватку удвоил энергию, но потерпел неудачу.

"По моему мнению, все же главное в русском боевом искусстве - духовность, - сказал Юрий Уйманов. - Она накладывает определенный отпечаток на вещественные проявления. Молитва и таинство церкви позволяют достичь человеку такого внутреннего состояния, когда телом уже начинает управлять не сознание, а подсознание или даже нечто высшее. Так и рождается в русском воинском искусстве необычный, если хотите, православный рисунок боя. Никакой суетливости, только спокойствие и уверенность. Человек работает адекватно обстоятельствам и порой душевное равновесие помогает ему провести новый, неведомый ранее прием. Позже мы проверяем, насколько он эффективен, и принимаем решение: принять на вооружение или отбросить в силу малой эффективности".

Между тем в зале продолжается тренировка. Все трое настолько сильно выкладываются, что порой берет оторопь. Да и как, скажите, не разволноваться, когда один из партнеров пытается освободиться от захвата, а у самого его горла всего в двух сантиметрах зафиксирован настоящий заточенный клинок. Противники падают на пол, начинают бороться, но лезвие парню удалить не удается - дернется рука нападающего, и что тогда? На этот раз обошлось... Однако ножи все равно кажутся слишком опасными: от скользящих ударов порой спасает только плотная ткань камуфляжа. Так уж случилось, но в этот день судьба не улыбнулась Дмитрию Потехину. Парень все же пропустил удар. Лезвие прошло под распахнутую куртку и обожгло правый бок.

...По-прежнему продолжаются парные или общие схватки. Ближе к концу занятия бойцы начинают оттачивать базовые навыки, переходят на кулачный бой. Зрелище впечатляющее. В завершение тренировки - традиционная молитва. "Отче наш...", "Богородице-Дево, радуйся...", "Царю небесному утешителю..." помогли успокоиться, восстановить ровное дыхание. На улице Александр и Константин вспоминают наиболее эффектные эпизоды занятия. К ним присоединяется и Дмитрий. На мой вопрос о царапине парень улыбается. "Все, что происходит на тренировке, происходит по воле Бога, - говорит боец. - К тому же ведь не спортивной борьбой занимаемся - настоящим боевым искусством. Без оружия и ощущение будет не таким ярким. А шрамы... Они только украшают мужчин".

Олег Вершинин

"Красная звезда", 22 ноября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования