Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"РОССIЯ": В квадрате круг, на круге - бабы. В Ростовской области реконструировали древнее половецкое святилище


Такое сооружение появилось нынешним летом в Танаисе. Это реконструкция древнего половецкого святилища
Само святилище обнаружили в Ростове 13 лет назад: тогда здесь собирались строить метро и даже начали планировать одну из метростроевских площадок. С метро ничего не получилось, зато метростроевская площадка оказалась для археологов местом на редкость благодатным. Недаром Юрий Гугуев, сотрудник областного музея краеведения, вызвал сюда молодого ученого Сергея Гуркина, известного большим интересом к половцам, который в это время находился в экспедиции. В одном из курганов он обнаружил половецкое святилище. Его подобие и соорудил в Танаисе Сергей Гуркин с помощью студентов-историков, и все здесь, по его словам, исполнено глубокого смысла:
– Почему площадка имеет форму круга, заключенного в четырехугольник? Тюрки вообще мыслили свою землю квадратом, по сторонам которого находятся враждебные им народы. Круг ассоциировался у них с центром тюркской земли, где расположен шатер хана.
Путешественник XIII века Вильгельм Рубрук проезжал через южнорусские степи в ставку великого хана Кара-Кару и встречал, по всей вероятности, святилища. В его записках есть эпизод, где Рубрук сообщает, что видел в этих землях одного недавно умершего. Возле него стояли еда, кумыс, по четырем сторонам света были установлены столбы, на них вывешены шкуры лошадей числом 16 – по четыре на каждом.
– А бабы тут те самые, ростовские?
– Здешние. Тех ростовских было четыре, здесь – две. Не одно десятилетие они здесь стояли, я только перенес их на другую площадку и развернул так, как им и подобает стоять, – лицом к востоку. Объясняется это тем, что половцы поклонялись восходящему солнцу. В отличие от монголов, которые поклонялись солнцу в зените. Оттого и вход в монгольский шатер с южной стороны, а у половцев и других тюрок – с восточной.
– И поза изваяний – со сложенными на животе руками – конечно же, не случайна?
– Это поза восхищения, поклонения. Есть свидетельства об обрядах казахов (казахи – потомки половцев), где сказано, что весной, когда появляется первый кумыс, казахи ждут восхода солнца, причем чаши с кумысом держат на уровне живота. Солнце взошло – они отдают ему земной поклон и проливают на восток немножко кумыса.
Однако у этих статуй есть еще другой смысл.
– Тюркские народы, – продолжает Сергей Гуркин, – считали, что у них несколько душ или, точнее, несколько составляющих души. Есть душа-дыхание, которая уходит сразу после смерти. Чтобы она не бродила беспечно, родственники заказывали изваяние, и шаман вселял в него душу. У тюркских народов поминки совершались на седьмые сутки, 49-е, спустя полгода, год и три года. Когда душа должна была окончательно уйти в потусторонний мир, совершались большие поминки, во время которых изваяние ударяли по голове или ломали, чтобы выпустить заключенную в нем душу.
– Значит, про тех баб, которые дошли до наших дней невредимыми, родственники умершего просто почему-то забыли, и по половецким представлениям некий элемент души томится в них и поныне?
– То, что их не разбили сами же половцы, связано с другим: это были статуи великих людей (великих воинов, великих шаманов или шаманок). Считалось, что какая-то часть их души остается здесь навсегда, чтобы помогать потомкам.
– А почему некоторые бабы оказались спрятанными под землей?
– В последние 20 лет археологи нашли целую серию святилищ, поминальников, где бабы были закопаны, причем стоя. Я связываю это с последним актом поминального действа: родственники в последний раз попрощались с душой умершего и отправили ее вместе с изваянием в подземный мир. Они выкопали яму, поставили туда бабу, бросили остатки последней трапезы, останки животных. В последние годы на Ставрополье были найдены святилища с человеческими жертвоприношениями: считалось, что у души и в том мире должны быть слуги.
И вот что еще интересно. Часто при раскопках захоронений половецкого времени находят вроде и бытовые вещи, но лежат они почему-то не на месте...
– Загадка для детективов...
– Ответ на нее такой: вещь в этом случае мыслилась не бытовой, а магической. Была у половцев богиня Умай, которая отгоняла злых духов посредством острых, колющих и режущих предметов. Так что если ножницы в захоронении находят в ногах или головах – значит, они положены не для того, чтобы душа на том свете что-нибудь ими подрезала, а затем, чтобы вместе с богиней Умай отогнать злых духов.
...Не успел Сергей Гуркин завершить реконструкцию святилища, как плечо одной бабы чем-то оцарапали (и несколько столетий не выветрили бы так этот камень), у ног же другой стали возлагать степные цветы, а на углубления в каменной ее голове бросать... медяки! И был замечен среди этих монет даже новоявленный евро. Природа человека неизменна.

газета  "РОССIЯ" от 20 августа 2002 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования