Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"СЕДМИЦА.РУ": "Главным делом жизни моего отца было отвечать людям на их вопросы о Православии". Беседа с профессором диаконом Николаем Лосским


 – Святейший Патриарх Алексий подчеркнул, что Русская Православная Церковь отмечает в этом году столетие со дня рождения Вашего отца – выдающегося русского богослова Владимира Николаевича Лосского. Как отмечалась эта дата во Франции?

— Отмечалась в день рождения Владимира Лосского – 8 июня. Знаменательное совпадение: так случилось, что именно в это день Церковь празднует память Святых отцов I Вселенского Собора. В этот день архиепископ Корсунский Иннокентий совершил торжественное богослужение в Трехсвятительском кафедральном соборе Париже, где собрались православные христиане Парижа. За богослужением пели два хора – на церковно-славянском и французском.

В свое время мой отец активно участвовал в создании двух приходов Московского Патриархата в Париже. Один из них – это Трехсвятительское подворье, где теперь находится кафедральный храм. В ту пору произошло разделение в связи с уходом большого числа русских эмигрантов во Франции в юрисдикцию Константинопольской Церкви. Отец всегда говорил о том, что надо оставаться верными Русской Православной Церкви, оказавшейся в столь трудном положении.

А в 1936 году был создан франкоязычный приход – в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих радость" и во имя святой Женевьевы. Приход был создан в двух шагах от гробницы святой Женевьевы, в самом центре Парижа, рядом с Пантеоном. Богослужение в этом приходе совершается на французском языке. В то время мой отец был руководителем Братства святителя Фотия.

По случаю 100-летнего юбилея Владимира Лосского в Свято-Сергиевском Богословском институте будет устроен вечер его памяти. Кроме того, выходит специальный выпуск православного богословского журнала на французском языке "Контакт". Там будет опубликована прекрасная статья митрополита Минского и Слуцкого Филарета о моем отце – в переводе на французский язык. Журнал издается Западноевропейским православным братством.

– Отец Николай, напомните, пожалуйста, основные вехи биографии Вашего отца?

— Когда ему было всего 19 лет, он был выслан из России на знаменитом "Философском пароходе". К тому времени он успел проучиться два года в Петроградском университете. Там он увлекся историей и культурой Средневекового Запада, у него была идея попасть в Париж, в Сорбонну, чтобы изучать средневековье. Профессор Карсавин порекомендовал ему лучше изучить творения восточных святых отцов, а профессор Грец – сориентировал на чтение западных отцов Церкви.

После высылки отец вместе с Бердяевым, Булгаковым и многими другими попал в Прагу. Мой дед был близким другом отца Сергия Булгакова, а с Бердяевым он вместе сидел в Петропавловке. Их посадили, а затем выслали из страны.

В Праге Владимир Лосский смог добиться получения стипендии для учебы в Сорбонне. Удивительно, но ни о.Георгий Флоровский, ни мой отец, которые по сути заново открыли XX веку святых отцов, как только что сказал Святейший Патриарх, не были профессиональными богословами, они не учились ни в академиях, ни в семинариях, они учились в светских университетах.

Когда Флоровский попытался защитить диссертацию по богословию, ему отказали. А он в ответ сказал: "Вы будете преподавать по моим книгам". Так и получилось.

Это были энтузиасты богословия!

Потом среди русской православной эмиграции начались несчастные разделения. Во-первых, в начале 1920-х годов ушли те, кто создали Русскую Зарубежную Церковь. А в 1931-м году большинство русских эмигрантов во Франции перешли в Константинопольский Патриархат.

Владимир Лосский всегда оставался верным Русской Православной Церкви. Он участвовал и в создании общины православных христиан западного обряда. В результате переписки с моим отцом Митрополит Сергий (Страгородский) принял в Православие общину западных христиан. Православными западного обряда были созданы приход во имя святого Иринея Лионского и институт святого Дионисия в Париже, где я учился.

К сожалению, отец Евграф Ковалевский, который впоследствии возглавил эту общину, в 1953 году покинул Русскую Церковь. Он начал переходить из одной юрисдикции в другую. В общине усилилось нездоровое увлечение эзотеризмом, и все Православные Церкви прекратили общение с этой группой. Патриарх Сергий благословил их словами: "Ищите свой путь, но вместе со всеми православными во Франции", чего они, к сожалению, не сделали. Отец Евграф Ковалевский ушел в авантюру, не зная о подготовке решения Священного Синода о рукоположении его в епископский сан. Если бы он знал о том, что такое решение будет принято, то, думаю, он никогда бы не ушел в раскол.

Главным делом жизни моего отца было отвечать людям на их вопросы о Православии. Его самая известная книга – "Мистическое богословие Восточной Церкви" – это 12 лекций, прочитанных западным христианам, которые говорили: "Мы знаем Православие только через ассумпционистов" (хотя в то время ассумпционисты особенно ненавидели Православие и представляли его чем-то ужасным). Отец прочитал 12 лекций, отвечал на вопросы, и почти сразу, в 1944 году вышла эта книга.

В остальное время он преподавал и писал диссертацию о мейстере Экхарде. В своей статье об отце владыка Филарет отмечает, что эта книга об Экхарде – единственная из наследия В.Лосского, до сих пор не переведенная на русский язык, и важно, чтобы она все-таки вышла на русском. Книга ориентирована на диалог с западными христианами. Отец искал элементы Православия в наследии Экхардта.

Отец преподавал в институте святого Дионисия до тех пор, когда община Ковалевского ушла из Церкви, затем читал лекции при Трехсвятительском подворье. В Свято-Сергиевский институт его не пускали, так как он в 1935 написал критику на софиологию отца Сергия Булгакова. Работа называется "Спор о Софии". Митрополит Сергий попросил отца написать отчет о богословии о софиологии отца Сергия Булгакова, но братство святого Фотия издало этот отчет вопреки воле Владимира Лосского. Мало кто знает, что в конце жизни отца Сергия Булгакова они с моим отцом помирились. Отец умер в 1958 году молодым, в возрасте 53 лет.

– А вы преподаете в Свято-Сергиевском институте?

– Да, я там преподаю уже много лет. Я также преподаю в одном из парижских университетов в Нантере. У нас в Париже 25 или 30 университетов.

– Когда вы приняли диаконский сан, и с чем было связано Ваше решение вступить в клир?

– Дед моей жены, который был настоятелем нашего храма, хотел, чтобы я стал священником, а жена, напротив, очень не хотела, чтобы я вступил в клир. Так получилось, что я всю жизнь регентовал и занимался церковным пением. Более 50 лет я управлял хором, но пришло время уступить место молодым – сейчас моя дочь регентует. А жена вдруг стала раскаиваться и говорить, что она очень глупо поступала. Она даже настаивала, чтобы я принял священный сан. Тем более, что я наизусть знаю церковный Устав. Я советовался с Владыкой Иннокентием, и он рукоположил меня в диаконский сан в декабре прошлого года. Скоро будет год, как я служу в диаконском сане.

– В России сегодня очень непросто складываются взаимоотношения с Католической церковью, которая осуществляет здесь активную миссионерскую программу. Что Вы думаете о деятельности католиков в России, и как складываются отношения между православными и католиками во Франции?

— Я знаю многих католических епископов во Франции, которые открыто говорят о том, что назначение епископов в России – это огромная ошибка со стороны Ватикана. На одной из конференций католическая монахиня рассказывала о миссионерском служении католиков в России, а французский епископ воскликнул: "Так это же прозелитизм, – то, что вы делаете". И она не посмела ничего возразить епископу.

У нас прекрасные отношения со многими католиками. Отец Борис Бобринский и я учились в самом престижном иезуитском колледже святого Людовика Гонзага, и мы их знаем хорошо. Католики Франции в большинстве своем уважают Православие. А в Москве сегодня сидит поместный католический архиепископ "митрополии Божией Матери" – это нечто невиданное в истории Церкви!

Беседовал Юрий Клиценко

18 ноября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования