Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Давай, лама!
Священники запутались в Сети


Фото Александра Корнющенко

 - О господи, — крестясь, тяжело вздыхает Игорь Ледовой, — опять завис, проклятый. Никак нечистая сила завелась...

Почти сорок священнослужите-
лей четырех религиозный конфессий России — православия, ислама, иудаизма и буддизма — собрались в одном из образовательных компьютерных центров Москвы, чтобы в течение двух недель осваивать просторы Интернета.

 Игорь Ледовой приехал в столицу из Холмогорского района Архангельской области. Он послушник, библиотекарь Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Того самого, в котором Михайло Ломоносов сделал последнюю остановку, ожидая попутный обоз на Москву. Сейчас в старинном монастыре имеются не только духовные книги, но и несколько вполне современных "писюков". С их помощью выпускают религиозную литературу — газету и журнал. Да и в библиотечном деле "компы" полезны — на их диски "перекачали" немало святых текстов. Монахи последним словом техники, правда, пользуются редко — не духовно это... Зато святые отцы активно "гуляют" по Сети.

— Не грех ли это — Интернет? Ведь сайты бывают разные, в том числе и порно...

— Для православных есть специальные странички, на них и следует заходить. Нечего гулять где ни попадя... — сурово отрезал Игорь.

— Исповедаться можно через Сеть?

— Душеспасение через Интернет не получишь, только через покаяние и молитву, — философски заметил, поглаживая окладистую бороду, будущий монах.
Для студенток-мусульманок в компьютерном центре создали специальную группу. Девушки одеты вполне по-современному — платья, брюки, никакой паранджи или темных накидок до пят. Но как только в класс входит посторонний — корреспондент "МК", например, — так они сразу накидывают на головы цветастые платочки. Традиция, что поделаешь... Почти все девушки — студентки исламского колледжа. Для многих, кстати, это уже второе высшее образование.

Гульбану Магеева — самая старшая в группе. Ей за сорок, у нее трое детей. Недавно Гульбану (в переводе с тюркского — "женщина-цветок") поступила в литературный институт, на отделение прозы. Пишет, как сама призналась, "про жизнь". Никакой эротики или насилия, разумеется. Ее старшая дочь закончила школу и по примеру мамы тоже хочет стать писательницей, только детской.

— Тяжело, наверное, вам учиться — литинститут да еще исламский колледж, где большинство предметов на арабском языке?

 — Это мой долг перед Аллахом. Раз Всевышний дал мне талант, я не вправе им пренебрегать, — в глазах Гульбану читается решимость довести начатое до конца.

 — Муж не сердится, что вы целый день на занятиях? Все-таки в мусульманских семьях жена сидит дома с детьми...

 — Это мужчины так придумали, чтобы им удобнее было, — включается в разговор Алия Юсупова. — В Коране же сказано, что знания помогают лучше понять божий помысел.

Алия знает, что говорит: за ее плечами филфак университета, преподавательская работа...

— Мы — современные женщины, — уверяет она, — и рационально подходим к вере. Колледж направил нас на изучение Интернета, чтобы потом могли работать на его сайте, проливать свет ислама на страждущих в России и на Западе.

— Мне муж сразу сказал: иди учиться, это нужно Аллаху, — продолжает Гульбану. — Хотя детей, конечно, жалко, особенно младшенькую — она сильно скучает, когда мама задерживается...

В колледже, где учатся девушки, группы смешанные. Мужчины сидят впереди, женщины — сзади. В исламе положено, чтобы студенты и студентки учились раздельно, но где взять столько парней, чтобы открыть для них группу? Не слишком охотно идут сыны Аллаха в колледж... А вот девушки с большим интересом грызут гранит исламской науки.

А самыми "продвинутыми" пользователями ПК среди сорока "священнообязанных" оказались буддийские монахи. Их на интернет-курсах сразу семь человек.
Амгалан-лама ("лама" — значит "учитель") родом из Бурятии. Преподает тибетский язык в буддийском институте. В этом учебном заведении все студенты с компьютером на "ты" — информатика входит в число обязательных предметов. Рефераты, курсовые — только в электронном виде. И ведь их из Паутины не скачаешь: священные и философские тексты положено набирать на языке оригинала — старомонгольском или тибетском. Все пальцы сотрешь, пока отстукаешь на "клаве" 20—30 тысяч знаков...
У буддийского института уже есть свой сайт, который обновляется каждую неделю. Зайдя на него, студенты могут не только узнать расписание молебнов и гороскоп на неделю, но и "початиться" со своим духовным учителем. Просветление гарантировано... А по "емеле" монахи регулярно обмениваются письмами со своими единоверцами в Монголии, Туве и Индии. Делятся философскими наблюдениями... После окончания курсов Амгалан-лама собирается включиться в интернет-работу — это его дхарма, предназначение.

Игорь Сергеев

17 ноября 2003 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования