Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОТКРЫТАЯ РОССИЯ": Коррупция и гей-скандал в красноярской церкви. Верующие обвиняют настоятеля в поборах и связи с «единороссом». Духовенство не реагирует на письма и просьбы верующих


Вот уже больше года в селе Каратузское Красноярского края продолжается скандал вокруг назначения нового настоятеля Петро-Павловского храма Георгия Потылицына. После его прихода в местную церковь среди прихожан случился раскол. Часть верующих перестала ходить в храм, упрекая нового настоятеля во многих прегрешениях — от алкоголизма и поборов до содомии. Прихожане обращались к патриарху Кириллу, писали письма региональным властям и даже записали обращение к Владимиру Путину. Но до сих пор никто не отреагировал на их призывы о помощи.

Около 40 верующих в начале декабря вышли на пикет, чтобы в очередной раз выразить недовольство новым настоятелем храма. Сами пикетирующие называют себя «детьми войны». Когда-то вместе с прежним священником храма Виктором Пасечнюком они восстанавливали здание храма, где в советское время находился кинотеатр. После увольнения Пасечнюка пожилые прихожане не поладили с новым священником и перестали ходить в храм.

Подарок для митрополита

В начале декабря 2016 года настоятеля каратузского храма Виктора Пасечнюка уволили со своей должности и сделали «штатным священником». После этого он обратился к митрополиту Красноярскому Пантелеимону. Как рассказал Открытой России Пасечнюк, увольнение стало для него неожиданностью: «Меня уволили без всякого вызова к митрополиту, без разбора, без предоставления обвинений. Просто прислали указ. Я прослужил более 20 лет, а настоятелем поставили только что рукоположенного секретаря благочинного — Потылицина Георгия».

В обращении бывший священник пишет, что причиной его увольнения стали денежные поборы, которые он не в состоянии был собрать. По его словам, отец Нищерет — настоятель Минусинского собора — потребовал от священника собрать 150 тысяч рублей на день рождения митрополита Пантелеимона. Однако таких денег собрать не удалось. «Наш приход намеренно обанкротил благочинный, — рассказывает Пасечнюк. — Он завышал все сборы, которые мы не могли отдавать. Был непомерный оброк. Это было специально сделано. Когда я не отдал деньги, то в день рождения митрополита меня убрали».

Как рассказал Пасечнюк, деньги с храма собирали два раза в год. Кроме этого, ежегодно с каратузского прихода требовалось 600 тысяч рублей для того, чтобы епархия доставляла церковные товары в храм независимо от их необходимости. По мнению Пасечнюка, таким образом обогащается лично отец Нищерет, который к тому времени уже успел обзавестись дорогостоящим коттеджем и двумя внедорожниками.

Сразу же после увольнения настоятеля храма верующие отправились в Красноярск на прием к митрополиту Пантелеимону. По словам прихожанки Валентины Золототрубовой, их возмутило увольнение Пасечнюка: «Когда нашего священника от бога выгнали из храма, мы не понимали причин и хотели получить разъяснения. С отцом Виктором мы прожили 21 год, все вместе поднимали храм из руин. Поэтому мы поехали к Пантелеимону. Мы сидели в приемной и ждали, когда нас примут. Вдруг резко открылась дверь, оттуда выскочил митрополит без головного убора и начал на нас кричать: „Кто из Каратузского приехал? Зачем? Пять лет не ездили. Вон отсюда!“. Мы ожидали человеческого приема, они сами спровоцировали этот скандал».

Красноярская епархия все же создала комиссию, чтобы разобраться в ситуации с увольнением отца Виктора. Как постановила комиссия, Пасечнюка сняли с должности «ввиду многочисленных фактов ненадлежащего исполнения священником обязанностей настоятеля». В числе нарушений назвали отказ бывшего настоятеля от посещения военно-патриотического лагеря «Лидер» и отказ в праздновании Дня Крещения Руси в районном музее из-за висящего в нем портера Ленина. По мнению комиссии, Пасечнюк также виноват в уменьшении количества прихожан храма и неспособности закончить реставрацию храма. Обвинения же в адрес отца Нищерета епархия отвергла.

«Голубоглазый» конфликт

Отношения части прихожан с новым настоятелем Георгием Потылициным не заладились с самого начала. По словам верующих, новый священник начал приходить на службу пьяным, переизбрал угодного себе старосту, прикрепил на стенах храма много ящиков для сбора денег и установил расценки за крещение и отпевание. Прихожане рассказывают, что в мае 2016 года священник не явился на литургию, после чего прихожане сами его разбудили и привели в храм. «Георгий сразу показал, что хозяин только он и никто другой. У нас возникло недопонимание. Он сразу же поставил в храме много ящиков для поборов. Когда заходишь церковь, такое ощущение, что они все руки поднимают и говорят: „Дай, дай, дай“. При отце Викторе стояло всего два таких ящика. Он никогда не просил деньги за крещение, отпевание. Говорил, чтобы давали кто сколько может. Георгий же сразу поставил нам расценки. Покрестил — взял 1500 тысячи, отпел — также взял около 2000 тысяч», — рассказала Золототрубова.

После этого у пожилых прихожан и молодого священника началось настоящее противостояние. Он не хотел слушать советы и наставления пожилых людей, они мечтали вернуть прежнего настоятеля. По словам Золототрубовой, Георгий вел себя «неправильно» — отдавал приказы, смеялся над ними и указывал на свой сан: «У нас сразу же пошло отторжение. Нет в нем простоты человеческой, души — как должно быть у священника. Если мы начинали ему подсказывать, то он по своему нам давал отпор. Сказал нам, что наш священник Виктор не умеет зарабатывать деньги, а он умеет. У нас началось противостояние. Мы хотели ему подсказать, помочь чем-то, а он нас отталкивает, воспринимает в штыки».

Вскоре всех прихожан и жителей небольшого села ждала очередная волна потрясений. В начале лета 2016 года региональные СМИ сообщили о гомосексуальных связях Потылицына с «единороссом», сотрудником районной администрации Александром Козиным. Моментально новость о нетрадиционной ориентации священника стала одной из самых обсуждаемых на лавочках каратузского района.

Откуда появились слухи, сельчане точно не знают: то ли священника с чиновником застали в бане, то ли в самом храме. Но обсуждение подхватили быстро. Как рассказала Золототрубова, слухи о гомосесксуальнсоти священника прихожане услышали позже всех: «Мы узнали в последнюю очередь, когда об этом написали красноярские СМИ. Мы не вникали, нас это не касалось. Абакан гудит, газеты выпускают материалы только так. „Дождь“ к нам прилетел, представляете? Как не поверишь? Мы сами, конечно, не свидетели. Но публикации в СМИ нас настораживают. Пока это все не раскрылось, многие в поселке это видели. Идут и за ручку держатся. Встретились — поцеловали друг друга. Зачем? Они ходят не скрывая, обнимаются и целуются. Еще мальчик-сирота рассказывал, что священник предлагал ему интимную связь».

Открытой России не удалось дозвониться до Григория Потылицына. Отец Нищерет отказался комментировать протесты прихожан «без благословения епархии». Сам отец Георгий в интервью московской съемочной группе опроверг все обвинения в свой адрес. Сотрудник местной администрации также отрицает нетрадиционные отношения со священником: «Почему мы не должны общаться и дружить? Точки соприкосновения были найдены, потому что мы не можем не задуматься о духовно-нравственном воспитании молодежи», — рассказал Козин. Кроме того, и священник, и чиновник говорят, что они — люди семейные. В семье Козиных пятеро детей и шесть внуков.

Покаяние за грехи

С тех пор пожилые прихожане перестали посещать каратузский храм. Теперь они ездят за 40 километров в монастырь в Кочергино. «Нанимаем автобус и едим. Последний раз нас было около 50 человек. Мы бываем там на службах, исповедях. Причащаемся там. В свой храм теперь не ходим. Если Григорий участвует в гомосексуальных скандалах, вы извините, как мы пойдем к этому человеку? Вставать на колени перед ним и еще грязные руки целовать? О чем говорите-то?», — возмущается Золототрубова.

В последний год верующие писали письма на имя патриарха Кирилла, обращались к губернатору региона Александру Уссу, записывали обращение к президенту Путину. Как рассказала прихожанка, ответ пришел только от заместителя управделами московской патриархии Саввы Михеева. Прихожане хотели вернуть священника, но в демократии им отказали: «Нам посоветовали любить Георгия и помогать ему. Мы дали ответ этому Савве. Сложили вырезки из газет и отправили. Мы хотим достучаться до всех высоких властей, от кого зависит сегодняшнее православие в нашем храме. Мы хотим, чтобы нас, детей войны, услышали. Нам сколько жить осталось? Дайте нам прожить нашу старость с верой и умереть, чтобы нас отпели по-человечески. Но никак не идти к Георгию».

Несмотря на многочисленные просьбы прихожан, представители духовенства так и не провели проверку нового настоятеля и не отреагировали на просьбы верующих. Всех примирить попытался глава каратузского сельсовета Александр Саар. В июле 2016 года за стол переговоров ему удалось посадить отца Георгия и недовольных прихожан. На обвинения верующих в употреблении алкоголя Георгий заявил, что «два факта было» и за это он «кается и причащается». На собрании отец Григорий также признался, что специально устроил беспорядок в алтаре по «указаниям свыше», чтобы сфабриковать доказательства против отца Виктора.

Протокол собрания

У Потылицина есть сторонники. Староста, выбранная при отце Георгии, Галина Агишева рассказала, что в церковь сейчас стало ходить гораздо больше людей. «К нам приходят по 70 человек. Приходит очень много молодых семей. А если люди не с богом, то они и воюют. Мы прямо ходим к богу, а священник для нас просто сопровождающий. Судить нельзя, это будет Господь делать. Это не по-христиански. Я призываю всех к вере, любви и уважению к друг другу. Давайте объединимся и прекратим все распри и расколы», — говорит она.

Конфликт в небольшом селе Каратузское не разрешается до сих пор. Региональные издания продолжают выпускать новые фильмы и писать статьи о сельском конфликте. А прихожанам по-прежнему приходится ездить в другой храм за 40 километров. А пока, по словам верующих, нового настоятеля не принимает даже сам храм. «У нас лампадки не горят, они тухнут. По три раза батюшка подходит и зажигает», — жалуется жительница Каратуза.

Эдуард Бурмистров,

"ОТКРЫТАЯ РОССИЯ", 7 декабря 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования