Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"TRANSITIONS ONLINE": Искусство: Страсти накаляются


"Искусство - божий дар. Оно должно пробуждать добрые чувства, а не оскорблять налогоплательщиков".

Такие слова вполне были бы уместны в Конгрессе Соединенных Штатов в 1989 году, когда раздраженная работой Андреса Серрано, сфотографировавшего пластмассовое распятие погруженное в сосуд с мочой, комиссия бурно обсуждала уместность подобного использования общественных фондов.

Но теперь предметом дебатов стало не "Распятие", а мужские гениталии, которые молодая польская художница Дорота Незнальская приклеила к металлическому кресту.

Громы и молнии метал Роберт Штрак, депутат от Лиги польских семей (ЛПС), который зимой прошлого года выступал свидетелем со стороны обвинения в судебном разбирательстве дела Незнальской об оскорблении ею религиозных чувств.

Незнальская, в 1999 году закончившая Академию Искусств в Гданьске, часто использует человеческое тело в качестве средства для создания образов и передачи психических состояний, служащих различным нуждам людей и институтов.

В свой инсталляции "Страсть" она повесила крест возле большого экрана, на который проектировались видеоизображения напряженного лица мужчины, поднимающего штангу.

Первая презентация "Страсти" в Белостоке в 2001 году не вызвала никаких гневных протестов. Однако после того, как эта композиция была показана в галерее "Выспа" (Wyspa) в Гданьске на выставке 2001-2002 года, Штрак и его коллега-парламентарий из ЛПС Гертруда Шумская потребовали судебного разбирательства, несмотря на то, что к тому времени выставка была уже закрыта.

Судебное разбирательство последовало, и в июле этого года судья Томаш Желинский признал Незнальскую виновной в оскорблении религиозных чувств поляков.

"Крест является символом страдания, потому что на нем умер Христос. Нет никаких сомнений в том, что этот крест был осквернен", - заявил судья в интервью газете "Gazeta Wyborcza".

Судья приговорил Незнальскую к шести месяцам общественных работ.

ПО ЧЬИМ ПРАВИЛАМ МЫ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ?

Некоторые критики и другие художники считают "Страсть" слабой художественной работой, "не стоящей серьезного внимания ... провокацией на подростковом уровне", как, например, охарактеризовал ее культуровед Марцел Андино.

Директор Варшавского центра современного искусства Войцех Круковский считает, что Незнальская совершила "художественную ошибку", использовав символ креста неподобающим образом. Тем не менее, заявил он, "другие работы Незнальской получили общественное признание".

Возможно, проблема состоит в том, что поляки перестали понимать, что такое искусство. Ханна Вроблевская из варшавской галереи "Захета" в Варшаве, одного из ведущих выставочных залов Польши, думает, что Незнальска вовсе не собиралась оскорбить кого бы то ни было. Кроме того, эту роковую инсталляцию увидели "только те, кто понимает, что такое современное искусство", - заявила она.

Войцех Круковский пришел к печальному выводу, что в Польше не все в порядке с отношением общества к свободе художественного выражения. "В зрелом демократическом обществе, - прокомментировал он, - все, что является искусством, не имеет никакого отношения ни к порнографии, ни к богохульству. Если мы хотим дать художнику возможность выражать истину, мы не можем связывать его правилами, которые приемлемы в уголовных делах".

После вынесения Незнальской приговора два ее сторонника обвинили Лигу польских семей в попытке "навязать обществу религиозную идеологию". В письме, опубликованном в "Gazeta Wyborcza", художник Гжегож Кламан, - который, кстати, тоже любит в своих художественных работах изображать различные органы человеческого тела, - и хранитель музея Анета Шилак заявили, что "каждой культуре нужна собственная сфера свободы, искажения, различия. Искусство - одна из таких сфер. Искусство не создается для того, чтобы украшать стены ... оно выражает ту область человеческих отношений, которая, возможно, и не может быть выражена в какой-либо другой форме".

НЕВИДИМАЯ РУКА ЦЕРКВИ

Может показаться странным, что польский католический истеблишмент остался в стороне от дела Незнальской. Единственным священнослужителем, который публично прокомментировал это дело, стал близкий к артистическим кругам священник Кшиштоф Недальтовский. Он выразил сожаление по поводу того, что это дело вообще попало в суд. В интервью Католическому информационному агентству и "Gazeta Wyborcza" священник предположил, что Незнальская пала жертвой политических манипуляций тех людей, которые, вероятнее всего, никогда не видели ее творения.

Вроблевская из галереи "Захета" отметила, что католические власти редко поддаются искушению нападать на нерелигиозное искусство, потому что, в отличие от политиков, "они слишком умны для этого. Церковь, с ее тысячелетними традициями, не хотела бы поставить себя в глупое положение".

Как заявил хранитель музея Казимеж Пиотровский в интервью журналу "Przeglad", польская католическая иерархия не всегда оказывается выше тех столкновений, которые касаются изобразительного искусства. Пиотровский участвовал в проведении выставки польского искусства 2001 - 2002 года в Брюсселе, под скандальным названием "Неверие". Некоторые скульптурные экспонаты этой выставки,- например, усатая дева Мария, - вызвали обвинения в богохульстве со стороны консервативных поляков и бельгийцев-католиков, хотя выставка устраивалась с одобрения польского правительства.

Тогда Польская католическая церковь выступила с официальным протестом, и сейчас она несет прямую ответственность за обвинительный приговор Незнальской, заявил Пиотровский.

Художники, выставившие свои работы в "Неверии", были защищены просто потому, что выставка проходила не на "польской территории". Дома же, в Польше, были случаи, когда художественные изображения вызвали гнев некоторых христианских организаций. В начале 1990-х годов еженедельнику "Wprost" угрожали судебным преследованием за то, что на одной из обложек журнала была изображена мадонна в противогазе.

Несколько лет спустя из-за давления общественных моралистов варшавский Центр современного искусства был вынужден отказаться от планов выставить злополучную фотографию Серрано, под названием "Piss Christ".

Не так давно, в 2002 году, известный музей плакатов "Вилланов", после жалоб точно не установленных посетителей, снял с экспозиции своей проходящей раз в два года выставки два завоевавших награды экспоната. Один из этих экспонатов, плакат польской художницы Доминики Розанской, изображал богоматерь с бутылками кока-колы вместо сосков.

А в начале этого года выставка американского фотографа Нана Голдина в Центре современного искусства привела в ярость парламентария от ЛПС Станислава Папежа.

Голдин известен своими наполовину документальными портретами людей из маргинальных слоев общества, в том числе, гомосексуалистов, наркоманов и больных СПИДом.

Папеж пытался убедить своих коллег-депутатов осудить показ этих работ, но к счастью, "Сейм не принял эту точку зрения".

ЦЕНА, КОТОРУЮ ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ

Печальная известность Незнальской уже негативно сказывается на ее карьере. За месяц до открытия, под давлением местных членов ЛПС и церковных кругов, была отменена запланированная на 7 ноября ее персональная выставка в северном городе Слупск. Этот город - родина депутата от ЛПС Штрака.

Владислав Казмерчак из галереи "Башня ведьм" (Baszta Czarownic) в Слупске заявил в интервью газете "Gazeta Wyborcza", что решил отменить выставку, прислушавшись к словам директора департамента культуры и спорта городского совета Слупска Ёжи Барбаровича.

Барбарович заявил, что мирские сестры жаловались ему на то, что "толпы удрученных верующих приходят к ним в церковь в слезах и говорят, что не хотят этой выставки".

Незнальская сообщила, что на выставке были бы выставлены новые работы, олицетворяющие свободу художественного выражения. Казмерчак был известен своей художественной смелостью и независимостью, заявила она, однако теперь действует "как активист ЛПС".

Инсталляцию "Страсть" показывать в Слупске не собирались.

Как заявил Михал Качинский из галереи "Растер", варшавского выставочного зала, где выставляются, в первую очередь, молодые художники, неофициальная цензура стала "фактом жизни" в мире польского искусства.

"Я хотел бы сказать, что это неправда, однако это правда", - сказал он. Затем он несколько смягчил свою резкость, заметив, что польские художники все-таки имеют возможность без ограничений выставлять свои работы на частных вернисажах, но что при этом многие работы современных художников не доходят до широкой публики.

Смятение, вызванное "Страстью", не имеет никакого отношения к художественной ценности этой работы, заявил литературовед Томаш Жуковский из Академии наук Польши.

"У критиков нет соответствующих инструментов для интерпретации произведений искусства. Проблема не в том, хороша эта работа или плоха, - заявил он,- а в том, что общественную жизнь Польше определяют религиозные чувства. А как насчет чувств атеистов, или просто граждан?"

Инесса Ким, корреспондент TOL в Польше (Варшава, Польша)

Transitions Online, 15 октября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования