Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СМЫСЛ": Учение Лютера по-американски. Протестанты готовы начать крупное наступление на религиозном пространстве России


Согласно сведениям журнала Lutheran Witness (февраль 2003 года), Еванге-лическо-лютеранская церковь Миссури Синода планирует осуществить в нашей стране свой самый амбициозный проект в истории российского лютеранства. В течение девяти ближайших лет она должна открыть 125 новых церквей, 400 групп для подготовки священнослужителей и рукоположить 1200 новых священнослужителей. И мы попытались проанализировать, как они хотят этого добиться.

В НАСТОЯЩИЙ момент в России наблюдается активизация зарубежных церквей, в том числе миссионеров-лютеран. Причем специфика ситуации состоит в том, что на первый план выдвигаются уже не традиционные лютеране, существующие в нашей стране уже несколько сот лет, а их не вполне традиционные американские коллеги. На российские просторы выходит Церковь Миссури Синода (США).

Ее планы по-настоящему грандиозны, особенно если учитывать, что на сегодня позиции других лютеранских общин в России не так уж и сильны. Евангелическо-лютеранская церковь в России, крупнейшее объединение лютеран, имеет по всей стране всего лишь около 200 общин и такое же количество священнослужителей. А вторая по численности и влиянию лютеранская церковь в России - Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦ Ингрии) насчитывает всего 75 приходов. И всего этого традиционные лютеранские церкви смогли достичь за 12 лет непрерывной работы, прошедшие с момента их возрождения. Так что планы заокеанских лютеран выглядят необычайно амбициозными. Фактически они собираются занять место крупнейшей Евангелическо-люте-ранской церкви России.

Лютеранство для русских

По сведениям из штаб-квартиры Церкви Миссури Синод (Сент-Луис), Россия - один из самых привлекательных проектов Миссии, на который выделены огромные средства. Руководитель российской Миссии Джон Мэл, гражданин США, работает в Москве с 1994 года и, очевидно, хорошо представляет, как его реализовать.

Интересно то, что за девять лет пребывания в России Миссия не создала ни одного нового прихода и основные финансовые средства тратила на поддержку уже существующих лютеранских общин. Помощь заключалась в финансировании лояльных американскому варианту лютеранства служителей.

Благодаря финансовой поддержке Миссия постепенно получала возможность влиять и на внутреннюю жизнь общин. Сотрудничая с традиционными лютеранскими церквями, ЛЦМС тайно поддерживала проект по созданию Сибирской евангеличе-ско-лютеранской церкви (СЕЛЦ), возглавляемой Всеволодом Лыткиным. Центр СЕЛЦ сегодня находится в Новосибирске. Руководство СЕЛЦ и Миссии на протяжении нескольких лет внедряло людей во властные структуры и научные круги Новосибирска. Близкие родственники одного из крупных ученых Сибирского отделения РАН, занимающегося секретными исследованиями в области ядерной физики, состоят в СЕЛЦ. В основу вероучения СЕЛЦ положена идея "лютеранства для русских", формирование в России лютеранской церкви по национальному признаку (по такому же принципу была построена работа американских миссионеров на Украине и в Белоруссии).

Координировал финансовые потоки, направленные на поддержку сепаратистских настроений в лютеранских общинах Сибири для нужд СЕЛЦ, пастор Джеф Тормундсон, руководивший филиалом Миссии ЛЦМС в Новосибирске. Но недавно, вероятно в силу обнародования фактов поддержки раскольников, ЛЦМС была вынуждена закрыть свое Сибирское отделение.

Сибирскую евангелическо-лютеранскую церковь (СЕЛЦ) можно рассматривать как первую попытку Миссии Миссури Синод создать организацию проамериканского типа лютеранства, ориентированного на западные деньги и руководимого приезжими миссионерами.

Разделяй и властвуй

Не менее интересна деятельность Миссии и в Европейской части России. Руководитель российского представительства Джон Мэл инициировал в 2000 году поездку настоятеля московского лютеранского прихода Св. Троицы пастора Олега Севастьянова в США "для повышения теологического образования". На время поездки духовная власть в приходе была передана в руки Джона Мэла. Одновременно с отъездом в церкви был инициирован внутренний скандал, в результате которого сотрудники и часть руководства прихода, получающие зарплату в Миссии, постепенно выдавливают из Церкви Св. Троицы верных о. Олегу людей. В результате с 2001 года основной храм ЕЛЦ Ингрии в Москве оказался под контролем американских миссионеров.

Параллельно велась работа и на других направлениях, так, заместитель Джона Мэла пастор Бренд Смит провел кампанию по дискредитации попечителя прихода Св. Михаила в Саратове дьякона ЕЛЦ Ингрии Сергея Журавлева. Правда, схема, успешно сработавшая в Москве, в Саратове, традиционном центре российского лютеранства, дала сбой. Американским миссионерам удалось привлечь на свою сторону лишь часть прихожан Церкви Св. Михаила. И хотя Сергея Журавлева не удалось убрать с поста руководителя прихода, общину они все же раскололи.

Недавно дьякон Сергей Журавлев направил руководству ЛЦМС и других лютеранских церквей по всему миру открытое письмо, в котором подробно описал ситуацию, сложившуюся в результате деятельности Миссии ЛЦМС в России. Руководство ЛЦМС на письмо никак не отреагировало, что дает возможность предположить о знакомстве штаб-квартиры ЛЦМС (Сент-Луис, США) с методами работы своих российских сотрудников.

Контуры экспансии

По некоторым деталям можно в общих чертах выявить стратегию Миссии в России. Один из пунктов - это привлечение людей, стремящихся получить надежный источник финансирования и в силу этого стать полностью подконтрольными ЛЦМС.

Примером того, как действуют миссионеры из Миссури Синод, может служить Белоруссия. Два с половиной года назад в республике усилиями Миссии ЛЦМС была создана Белорусская лютеранская церковь, в которую вошли около 20 приходов по всей стране. После первого Синода БЛЦ епископом был избран пророссийски настроенный Леонид Цвики. Он неоднократно заявлял, что активное и полноценное сотрудничество БЛЦ и российских лютеранских церквей -это один из важных элементов в строительстве совместного российско-белорусского государства. С момента основания БЛЦ проходит совсем немного времени, и часть молодых дьяконов БЛЦ, финансируемых Миссией ЛЦМС, инициирует церковный раскол, созвав внеочередной Синод, который сместил Леонида Цвики с руководящих постов. Раскольническим епископом БЛЦ становится белорусский националист Костусь Мордвинцев, который сразу же выступает за внедрение жесткой националистической идеологии в БЛЦ.
Деятельность Миссии в России вызывает вопросы и у представителей РПЦ, которых интересует план ЛЦМС на традиционно православной территории. Совместно с еще одной американской структурой, фондом Лютеранское наследие, Миссия ЛЦМС издает и распространяет в России журнал "Благая Весть", в котором содержатся явные выпады против богословия РПЦ и Католической церкви. Прихожанами раскольнических общин обычно становятся бывшие православные и в меньшей степени - люди, покинувшие неопротестантские церкви и новые религиозные движения.

Сохранит ли отечественное лютеранство свои многовековые корни?Известно, что Миссия ЛЦМС обладает достаточно большими финансовыми ресурсами, - так, в течение 2001-2002 годов на развитие в России проамериканской церковной сети было потрачено более 400 000 долларов. Деньги идут как на покупку помещений, так и на зарплату лояльным служителям.

Насколько удачным будет проект освоения России, покажет время, но уже сейчас становится понятно, что в ближайшем будущем он может довольно сильно накалить отношения в среде российских лютеран. А в случае удачи, возможно, приведет за собой в страну и другие ортодоксальные американские миссии.



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


ЛЮТЕРАНСКАЯ церковь Миссурийский синод берет начало от 750 немецких иммигрантов из Саксонии, приехавших в штат Миссури (США) в 1839 году в поисках свободы. Под руководством молодого пастора Карла Ф.В. Вальтера немецкие иммигранты вместе с несколькими пасторами, посланными в Америку Вильгельмом Лёэ из Нойендеттель-зау (Бавария), образовали Немецкий евангелическо-лютеранский синод Миссури, Огайо и других штатов. С 1947 года церковь стала называться - Лютеранская церковь Миссу-рийский синод.

В 1993 году число ее членов достигло 2,6 миллиона человек, состоящих в 6218 приходах. Церковь имеет 10 колледжей, 2 семинарии, 62 средние школы и самую большую в стране систему протестантской начальной школы.

ЛЦМС считает, что посвящение женщин в пасторский сан противоречит Священному Писанию. Но около 45% постоянных сотрудников приходов - женщины. ЛЦМС имеет приходы во всех регионах США, но наибольшая концентрация ее членов по-прежнему приходится на Средний Запад.

Много лет церковь ведет активную миссионерскую деятельность. В более чем 50 странах миссии ЛЦМС занимаются прозелитической и еванге-лизационной деятельностью. Последнее время ЛЦМС сотрясают скандалы, последний из которых вызван тем, что значительная часть Церкви недовольна новомодными либеральными веяниями.

ПЛАНЫ ПОДДЕРЖАТЬ

Арри КУГАППИ, епископ Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии

ДЛЯ НАШЕЙ Церкви очень хорошо иметь хотя бы одного священнослужителя. Церковь Миссури Синод - церковь-партнер и своих собственных приходов в России не имеет. ЛЦМС финансово поддерживает нас. В указанных цифрах речь идет не о создании своих приходов, а поддержке других. Заявление сделано с пропагандистской целью, чтобы эффективнее привлекать пожертвования американцев. Наша задача - возвращение к ситуации, которая была до 1917 года, когда наша церковь имела обширную сеть приходов. Я думаю, все планы Лютеранской церкви Миссури можно только поддержать.

 Николай ЛЕДЕНЦОВ


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования