Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ТРУД": Не погасли свечи. Триста лет жители Стародуба считали, что их город предан анафеме. В нынешнем сентябре наконец сняли


В начале XVII века город Стародуб, относившийся тогда к черниговской земле, насчитывал 22 православные церкви, 4 синагоги и огромное число шинков и питейных лавок. Что ни ярмарка - вакханалия с пьяными плясками...

Слава Стародуба до того стала дурной, что ждали со дня на день возмездия. И почему-то уверились, что церковь предала город анафеме. Именно этим много десятилетий стародубцы объясняли свои несчастья. Случись пожар или поножовщина, недород или междоусобица - все дело, мол, в проклятии. Ну а два года назад, когда в Стародубскую колонию переселили ВИЧ-инфицированных зэков со всей области, даже скептики вспомнили об анафеме.

Но было ли проклятие? Градоначальник Владимир Бородуля задался целью установить истину. Подстегнула его статья в местной газете, где автор, бывший комсомольский работник, а ныне священник, упомянул об анафеме. Отыскалось и частичное подтверждение давних слухов. В описании Черниговской епархии феодальный Стародуб предстает во всей неприглядности разврата: "В каждом дворе шинок, при шинке бесчинства и частые убийства. За разврат не чинилось никакого наказания... Духовных считали ни за что, гордясь богатством в храмах, не печалясь о грехах... По воле святительской Черниговский и Благовещенский священник Стефан Шуба в полковой Николаевской церкви торжественно произнес анафему на буйных, сопровождавшуюся погашением свечей".

Стало быть, прокляты были погрязшие в разврате стародубцы, но не весь город. Почему же тогда его преследуют несчастья? "Да Стародуб, может, счастливее других", - смеется Владимир Бородуля. В самом деле, даже в советские времена здешний люд отличался зажиточностью, потому что нива плодоносила лучше, чем в других краях. Даже то обстоятельство, что Стародубу вместе с двумя другими брянскими райцентрами удалось недавно отстоять статус самоуправляющейся территории, мэр расценивает как признак удачливой судьбы.

Тем не менее, приглашая на недавний день города епископа Брянского и Севского Феофилакта, Владимир Бородуля попросил его разузнать, нет ли в церковных источниках еще каких сведений об анафеме, а если обнаружится - нельзя ли ее снять? В епархии со всей серьезностью отнеслись к запросу обеспокоенных горожан, но след проклятия найти не удалось. Да и не так часто православная церковь употребляла этот чин. Анафеме предали Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева, в январе 1918 года патриарх Тихон проклял советское правительство. И все.

Тем не менее епископ Феофилакт прибыл чудным сентябрьским днем в Стародуб и провел службу. Для многих ли горожан призыв к покаянию и благочестию стал сутью того дня - кто знает. Но в то, что в сентябре 2003 года город наконец избавился от векового проклятия, уверовали многие. Дотянувшись губами до креста, окропленные святой водой горожане улыбались: "Наконец-то!" И кому теперь дело до того, что анафемы не было, как не было и ее снятия?

Федосов Александр, соб. корр. "Труда"

4 ноября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования