Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ": «Школа обещала второй иностранный, а вместо него втихаря подсунула Закон Божий». Подробности московского эксперимента по введению нового учебного предмета


В 2015 году департамент образования Москвы запустил пилотный проект по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В проекте участвуют 7900 детей из 33 школ и гимназий, родители могут выбирать между двумя учебниками — «Православная культура» и «Истоки». Корреспондент “Ъ” АЛЕКСАНДР ЧЕРНЫХ поговорил с мамой ученицы одной из таких школ АНАСТАСИЕЙ КУЗИНОЙ, которая рассказала, как проходит эксперимент.

С 1 сентября 2015 года Минобрнауки ввело в обязательную часть программы 5–9-х классов новую предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). В федеральном стандарте перечислены ее цели: «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию»; «воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию» и т. д. Учебные курсы для нее пока не разработаны (как сообщал “Ъ”, первым таким курсом может стать «Православная культура»), но предполагается, что родители совместно с администрацией смогут выбрать подходящий предмет.

В 2015 году столичный департамент образования запустил в 33 школах пилотный проект по изучению ОДНКНР, родителям было рекомендовано выбрать между двумя учебниками. Пособие «Православная культура» подготовлено профессором Московского государственного областного университета Людмилой Шевченко, его первая версия вышла еще в 2003 году. Первоначально РПЦ планировала использовать его в рамках «Основ религиозных культур и светской этики», однако позже был сделан выбор в пользу учебника протодиакона Андрея Кураева.

Второе пособие, предложенное столичным школам, называется «Истоки». Оно разработано на основе «истоковедения» — как утверждает авторский коллектив, это новейшее направление в образовании, которое с 2000 года развивается под эгидой РАЕН (Российская академия естественных наук — общественная организация, которая не имеет отношения к Российской академии наук и часто критикуется учеными). Учебник разработали также члены РАЕН. «По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа “Истоки” не имеет аналогов в современном образовании,— говорится на сайте “Истоков”.— Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа “Истоки” успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций».

“Ъ” записал монолог Анастасии Кузиной, чья дочь учится в одной из московских школ, участвующих в эксперименте:

— В прошлом году дочь училась в четвертом классе, где был предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Тут все было, как положено,— на родительском собрании нам рассказали о предмете и предложили выбрать один из модулей. Даже показали учебники, правда, их никто не стал смотреть, кроме меня. «Светская этика» показалась ужасно нудной, поэтому я выбрала для дочери мировые религии. Претензий к учебнику у меня не было, хотя ребенок жаловался, что предмет скучный. Впрочем, тем, кто выбрал «Основы православной культуры», повезло гораздо меньше — их преподавала учительница, которую потом уволили за таскание учеников за шиворот по классу.

А в этом году мы получили расписание пятого класса и увидели непонятные аббревиатуры без объяснений. Детей разделили на три класса: гуманитарный, математический и информационный — от слова «информатика». Мы-то думали, что им усилят профильные предметы, но вместо этого детям влепили по три новых урока — элективные курсы. Из-за них у 11-летних детей теперь шесть уроков каждый день. Зато второй иностранный, который нам школа давно обещала, в основное расписание не влез, да и в художку мы уже не успевали.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» — та самая загадочная аббревиатура — оказались общим предметом для всех трех направлений. Школа его с нами не обсуждала, я вообще думала, что это какое-то пособие о регионах страны, чтобы дети не росли ксенофобами. Мы знали, что по нему есть учебники, но домой детям их не давали, потому что «сложно». Наконец, сын подруги смог вынести книгу с урока. И оказалась, что нам втихаря подсунули Закон Божий! Учебник с храмом на обложке назывался «Православная культура», о чем школа нам даже не удосужилась сообщить. Все было прикрыто названием предмета, где нет упоминания о православии. Я открыла учебник на странице 45 и увидела текст: «Назови эпизод Священной истории, проверь себя, прочитав тексты из Библии (Книга Исход, глава 20, стихи 1–17). Приведи примеры из Священной истории Ветхого и Нового заветов». Это пятиклассникам предлагают, понимаете?!

Но учительница сказала нам, что религиозного мракобесия тут нет, молиться никого не заставляют, оценок не ставят, только зачет будут принимать. А если нам не нравится — два параллельных класса учатся по «совершенно светскому» учебнику «Истоки». Я попросила посмотреть и его.

На обложке светских «Истоков» — двое детей, которые зачем-то смотрят в бинокль на храм. Сам курс выглядит, мягко говоря, странно. Он посвящен семи «явлениям отечественной культуры и российского образа жизни», которые вмещают в себя «идеалы и ценности». И первое такое явление — соха. Я не шучу, вот некоторые из разделов учебника: «Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Освящение труда с сохой и топором». В общей сложности соху в школе изучают четыре урока. Цель этого — «присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации».

Следующие разделы для изучения в светском учебнике — «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона “Живоначальная Троица”» (тут пятиклассникам рассказывают про «единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир»), «Московский Кремль» и «Летописи».

Когда я поняла, что в 2016 году мой ребенок должен четыре часа изучать сакральность сохи, то пошла к завучу. Написала заявление с требованием перевести дочь на заочное обучение по этому предмету. Сказала, что мы сами прочитаем учебники. В школе очень переживали, но потом все-таки согласились. Сейчас я вспоминаю, как еще несколько лет назад шли горячие баталии на тему «Не пускать церковь в школу!». А она, оказывается, уже там и скоро двери у нас перед носом закроет.

Александр Черных,
"КОММЕРСАНТЪ", 29 ноября 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования