Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": Папа прикроет Лукашенко. Как президент Беларуси использует религию против влияния Москвы


В Белоруссии ждут в гости папу Римского и обсуждают возможность выхода Белорусской православной церкви из-под юрисдикции Московского патриархата. Эти два процесса связаны между собой политически. Белорусский лидер Александр Лукашенко стремится уравновесить «духовное влияние» Москвы.

Сами белорусы в религиозном плане люди абсолютно толерантные. К этому их приучило многовековое соседство на одной земле католицизма, православия и протестантизма. Здесь совершенно нормально, если в семье муж — католик, жена — православная, а дети вообще в евангелической общине. Такое никого не удивляет. Неслучайно, наверное, самое узнаваемое здание Минска и символ белорусской столицы — костел, хотя православных в городе все же больше.

Но в последние годы религиозный вопрос в Белоруссии постепенно все больше превращается в фактор политики. Точнее, политики начинают в своих интересах использовать уникальное положение страны на границе западного и восточного христианства.

Минск ждет Франциска

С сентября в Минске официально работает и служит в местном костеле новый апостольский нунций Габор Пинтер, представляющий интересы Ватикана в Белоруссии. По прибытии сюда в августе он заявил, что одной из главных целей здесь считает организацию визита папы Римского в Белоруссию.

«Понтифик заявил, что найдет время и возможность для визита, — цитировал Габора «Интерфакс». — Я не могу сказать, когда и как этот визит будет организован, но мне кажется, что намерение папы Римского позитивно для Белоруссии».

Еще десятилетие назад белорусский президент неприязненно относился к католикам, видя в них прежде всего агентов влияния соседней Польши. Да и позднее нередко происходили неприятные инциденты вроде ареста ксендза КГБ по обвинению в шпионаже или высылки католических священников из страны. Но в руководстве Белоруссии всегда понимали: общее улучшение отношений с Западом невозможно без улучшения отношений с католической церковью.

С 2009 года Лукашенко начал ездить в Ватикан и встречаться тогда еще с предшественником Франциска — папой Бенедиктом XVI. Во многих своих выступлениях глава Белоруссии публично приглашал папу Римского посетить страну.

В ходе последней поездки в Ватикан в мае 2016 года Лукашенко назвал теократическое государство одним из самых лучших друзей Белоруссии в Европе.

Для Лукашенко приезд в Белоруссию папы Римского очень важен не только в плане улучшения отношений с Европой, но и для его имиджа внутри страны. Не секрет, что именно белорусские католики в большинстве своем, мягко говоря, без энтузиазма относятся к действующему белорусскому президенту и его интеграционным инициативам на постсоветском пространстве.

«Еще в 2012 году Лукашенко хотел организовать в Беларуси встречу папы Римского и патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Но эта инициатива была сразу похоронена резко негативной реакцией последнего, — говорит главный редактор христианского информационного портала «Крыніца.org» Максим Гацак. — И сейчас все тоже упирается в решение патриарха Килилла. Ватикан говорит, что для визита папы необходимо согласие господствующей в Беларуси церкви, то есть православной. А она подконтрольна Москве, и Москва не дает согласия».

По разным оценкам, от 20 до 30% белорусов — католики, причем это в большинстве своем жители западных, более зажиточных регионов страны. Власти хотелось бы видеть их в числе своих сторонников.

На услужении Москвы

Параллельно в белорусских СМИ и в выступлениях политиков вновь начал подниматься вопрос возможной автокефалии Белорусской православной церкви (БПЦ), которая сегодня подчинена Московскому патриархату. Вообще, изначально эта тема «стояла на вооружении» белорусской оппозиции, которая говорила о необходимости автокефалии БПЦ с конца 1980-х. Строго говоря, Белорусская автокефальная православная церковь (БАПЦ) существует — она достаточно популярна среди белорусских эмигрантов в разных странах мира, но на территории Белоруссии имеет только один приход и одного священника. При этом БАПЦ остается неканонической и крайне малочисленной, и потому совершенно не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на жизнь страны.

Сегодня, когда речь идет о белорусской православной автокефалии, обычно имеется в виду придание самостоятельности структурам Белорусского экзархата Московского патриархата (БПЦ МП). По неофициальным данным, такую возможность еще в 90-х изучал глава БПЦ митрополит Филарет, а после 2005 года идея стала популярна в администрации белорусского президента.

Вопрос автокефалии для белорусских православных Александр Лукашенко обсуждал с патриархом Константинопольским Варфоломеем в ходе своего визита в Турцию осенью 2010 года .

В декабре 2013 года, когда главой БПЦ без согласования с белорусскими властями был назначен митрополит Павел, до того руководивший Рязанской митрополией, автокефалия вновь стала популярной темой для обсуждения среди белорусской православной общественности.

Еще два года спустя о необходимости автокефалии белорусского православия заговорили на фоне череды скандалов вокруг православных военно-патриотических клубов.

Эти клубы, действовавшие при некоторых православных приходах, активно популяризировали идею «русского мира», отправляли белорусских детей на военные сборы в Россию, а также в качестве инструкторов приглашали боевиков из ЛНР и ДНР.

«Белорусские власти хотят контролировать все процессы, которые происходят внутри страны. И естественно, что им не нравится, если что-то происходит без их ведома. Например, того же митрополита Павла назначили без ведома Лукашенко, поставив просто перед фактом. И даже вопреки белорусскому законодательству, потому что он не является гражданином Беларуси», — говорит Максим Гацак.

«Все решения, которые принимает синод Белорусской православной церкви, утверждаются в Москве. Даже собственные документы не публикуются, пока не будут утверждены патриархом. А белорусские власти хотели бы сами контролировать эти процессы, — добавил собеседник «Газеты.Ru». — Особенно важно это в связи с проблемой православных лагерей для молодежи, которая обострилась и против которой выступили белорусские власти».

Минск не устраивает этот «духовный процесс», который пошел на подъем после присоединения Крыма к России и начала конфликта на востоке Украины.

«В Белоруссии помнят, что на востоке Украины перед началом известных событий многие из православных верующих и священников также ориентировались на Россию. Повторения той ситуации на белорусской территории в Минске не хотят», — добавил Гацак.

Лукашенко в церкви главный

По мнению эксперта, само обсуждение возможности автокефалии Белорусской православной церкви — это своеобразная форма шантажа руководства России со стороны Александра Лукашенко. При том позиция патриарха Кирилла во многом сковывает действия белорусского президента.

Например, предстоятель РПЦ выступает против визитов в Белоруссию как папы Римского, так и патриарха Константинопольского. Без согласия Кирилла в Минске организовывать такие визиты не рискнут, да упомянутые деятели и сами не поедут.

Но Лукашенко хотел бы сам распоряжаться на своей территории и решать, кого ему приглашать к себе в страну.

При этом идея автокефалии БПЦ имеет поддержку на разных уровнях церковной иерархии в самой Белоруссии. «Собрание духовенства Минской епархии в 2014 году практически полностью поддержало инициативу митрополита Павла об автономии Белорусской православной церкви от Московского патриархата. Автокефалия — это уже следующий шаг, — рассказывает Максим Гацак. — Все они хотят большей самостоятельности. Это выгодно и епископам, потому что очень много денег уходит сегодня в Москву. А при автономии деньги будут оставаться у них».

Другие эксперты, в свою очередь, считают, что глава Белоруссии, сконцентрировавший в своих руках всю полноту исполнительной, законодательной и судебной власти, именно по этой причине не станет продвигать идею автокефалии БПЦ.

«Фантазии о том, что Лукашенко сделает Белорусскую церковь независимой от Москвы, из той же серии, что он установит в Беларуси монархию. Ему пока незачем ни то ни другое, — считает Наталья Василевич, эксперт по церковно-государственным отношениям в Белоруссии. — Авторитарный режим Лукашенко не лишен рациональности, и главным его механизмом взаимодействия с обществом, бизнесом, религией является поддержание лояльности и контролируемости».

По ее мнению, сейчас государство достаточно контролирует Белорусскую церковь, а БПЦ достаточно лояльна режиму.

«Любые попытки масштабных проектов типа автокефалии вносят в этот процесс слишком много дополнительных факторов, дополнительный риск, в том числе противостояния со стороны России, и такая игра совсем не стоит мессы, — добавила собеседница «Газеты.Ru». — Тем более что на сегодняшний день БПЦ практически не имеет влияния не то что на процесс принятия решений, но даже и на публичный дискурс в Беларуси, выполняет публичную декоративную роль, и совершенно все равно, каков ее церковно-канонический статус».

По мнению эксперта, возможность дарования автокефалии БПЦ со стороны Константинополя — тоже на грани фантастики.

«При настоящем геополитическом раскладе это слишком комплексный и масштабный проект, чтобы совершить его одним эффектным и авантюрным шагом. Не исключено, что однажды такой момент настанет, но боюсь, тогда у всех появятся проблемы гораздо более срочные, чем урегулирование канонического статуса Белорусской православной церкви», — говорит Наталья Василевич.

Денис Лавникевич,

"ГАЗЕТА.RU", 6 сентября 2016 г.

Фото: Zuma/ТАСС

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования