Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ISLAMRF": Памятники Ивану Грозному – назло христианской морали? Мусульманский ученый об оскорбительной для татарского народа инициативе российских властей и РПЦ МП


Сразу два российских региона - Орловская и Владимирская области - объявили о намерении поставить осенью 2016 года памятники царю Ивану Грозному. Идеализация моими современниками правителя, имя которого стало фактически синонимом бессмысленной и человеконенавистнической жестокости, меня удручает. Многими комментаторами был подчеркнут тот факт, что за практически пять столетий − а времена и эпохи в истории российского государства были самые разные, никому не пришло в голову установить памятник Ивану Грозному.

В народной исторической памяти этот царь запечатлен, как минимум, как в высшей степени противоречивая, одержимая личность, деятельности которого объективную оценку дать практически невозможно. Это отразилось во многих произведениях искусства как коллективной памяти народа. Здесь и знаменитая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», и лента С. Эйзенштейна "Иван Грозный", снятая по указке Сталина, а затем запрещенная за то, что режиссер показал царя жестоким убийцей, а из последнего − фильм Лунгина "Царь".

Я бы хотел высказать два принципиальных соображения по обсуждаемому вопросу.

Первое касается политико-общественной стороны вопроса. Для мусульман нашей страны и особенно для родного мне татарского народа, задуманные скульптурные фантазии – это не только неуважение к исторической совестливости и нравственному выбору русского народа, который, действительно, за все прошедшие 500 лет не захотел нигде увековечивать память о душегубе на царском троне в виде городского монумента. Низкий поклон за это всем патриотам России и блюстителям памяти народа!

Я вынужден сказать, что не только возможные памятники, но сама идея – оскорбительны для сотен тысяч моих предков и единоверцев, погибших во время Казанского похода Ивана Грозного, для миллионов их потомков. Не поленитесь, откройте и, хотя бы бегло полистайте описания трагедии 1552 года: русские авторы на ясном русском языке описывают ужас уничтожения, боль от которого не утихает веками. Может ли человек любой национальности без слёз и отвращения читать апологетический «Казанский летописец»?

Раздувать ныне старые боли, посыпать соль на раны – татарам про Казань 1552 года, а всем русским «в назидание» об опричнине – разве не провокация? Не язык вражды? Не разрушение межнационального и межконфессионального мира?

Мне печально, что часть моих сограждан поддерживает такие инициативы. Еще печальнее, что инициаторами выступают политики − главы регионов, взявшие на себя бремя ответственности за мир и спокойствие в подотчетных регионах.

При обсуждении подобных инициатив в будущем, как мне кажется, важную роль может сыграть простой тест для чиновников и политиков высокого ранга: а вы лично готовы сегодня повторить методы властвования идеализируемого вами исторического персонажа? Годны ли эти идеи дню сегодняшнему.

Второе соображение заключается в том, что, несмотря на символическую важность темы, главный вопрос в понимании личности Ивана Грозного - нравственный. Иван Грозный, прежде всего, безрассудный убийца и только потом склонный к жестокости и решительный правитель. И снова, для любителей списывать все зверства на присущую средневековью жестокость: а вы были бы готовы посмотреть в глаза безвинной жертвы в момент ее нечестивого убиения? Увидеть в ее глазах боль и отчаяние и сделать вид, что ничего страшного не происходит?

Мне кажется, что именно это нравственное осмысление наследия Ивана Грозного и закрепило его образ в памяти народной не как образ "крепкого государственника" (каким он, безусловно, был, в своем извращенном понимании), а как образ фигуры, в своей политической борьбе утратившей человечность. Прежде всего, он полностью противоречит христианской морали.

Я, как и миллионы моих соотечественников, этот образ ослепленного яростью, помутившегося рассудком человека как образ, достойный памятника, принять не могу.

Дамир Мухетдинов – кандидат политологии, представитель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России в Межрелигиозном совете России,
"ISLAMRF", 30 августа 2016 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования