Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОСТРОВА": ИПЦ в России: Кто есть кто, и как разобраться в буквах А-Б-В-Г-Д


Какие православные церкви есть сейчас в России?

Революция 1917 года расколола Российскую Православную церковь на несколько частей, из которых самыми значительными оказались три:

  1. Официальная церковь, решившая сотрудничать с советской властью (с 1943 года – Московская Патриархия);
  2. Катакомбная церковь в СССР;
  3. Зарубежная церковь (РПЦЗ), которая возникла за пределами России и объединила бОльшую часть эмиграции.

В советские времена Катакомбная церковь и РПЦЗ были физически отделены друг от друга железным занавесом. С конца 1980-х, когда железный занавес постепенно стал исчезать, Зарубежная церковь смогла вновь «вернуться» в Россию. Катакомбная церковь к этому моменту была уже очень немногочисленна.

В результате в России получилось не одно православие, а несколько:

  1. Официальная церковь — Московская патриархия (РПЦ МП);
  2. Церковные группы, имеющие преемство от РПЦЗ, Катакомбной Церкви в СССР или греков-старостильников. Их общее название – истинно-православные церкви (ИПЦ).
  3. Все остальные православные церковные группы, в разной степени примкнувшие к РПЦ МП или к ИПЦ.

Этот обзор посвящен современным ИПЦ в России. Их немало, и они административно разделены. С точки зрения канонов православной церкви такие разделения допустимы — при отсутствии Поместной Церкви епископы равны и не обязаны сохранять административное единство. Об этом говорит, например, известный указ номер 362 Патриарха Тихона, который разрешает епископам существовать автономно и на основании которого была организована также сама РПЦЗ. Большинство ИПЦ в России имеют епископов от РПЦЗ.

Каталог осколков РПЦЗ

Во времена Советского Союза РПЦЗ была настроена резко против Московской патриархии, которую в эмиграции называли «красной церковью». Однако после распада СССР началось сближение РПЦЗ и РПЦ МП. Зарубежники быстро двигались к воссоединению с официальной церковью, но по пути от РПЦЗ начали откалываться разные группы. Это и есть осколки РПЦЗ. В то же время к этим осколкам присоединялись остатки Катакомбной церкви, «люди с улицы» и те, кто решил покинуть РПЦ МП в поисках настоящего православия.

Представляем список осколков РПЦЗ в России в порядке их возникновения.

— 1995 год. От РПЦЗ отделилась РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь, ранее называлась РПСЦ — Российская Православная Свободная Церковь). Ее административный центр находится в Суздале. Глава — митрополит Феодор (Гинеевский). После кончины в 2012 году ее основателя митрополита Валентина (Русанцова) эта церковь постепенно угасает.

— 2001 год. Официальный разворот РПЦЗ в сторону РПЦ МП. В результате — распад РПЦЗ на РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В) . Во главе первой стал митрополит Лавр (Шкурла), который позже увел этот осколок в Московскую патриархию. Во главе второй остался митрополит Виталий (Устинов). От РПЦЗ(В) впоследствии образовалось много новых осколков, о которых речь пойдет ниже.

— 2002 год. От РПЦЗ(В) отделилась РИПЦ (Русская Истинно-Православная Церковь). Сейчас ее номинально возглавляет архиепископ Омский Тихон (Пасечник), но фактически все решения принимает протопресвитер Виктор Мелехов. После смены не одной юрисдикции, ему удалось возглавить церковное руководство в РИПЦ. Центр РИПЦ расположен в подмосковном Димитрове; постановления Синодов этой церкви невозможно найти в открытом доступе. Взаимодействие с этим осколком затруднительно.

— июль 2006 года. РПЦЗ(В) разделилась на РПЦЗ(В-В) и РосПЦ (Российская Православная Церковь). Во главе РПЦЗ(В-В) (которую по традиции часто продолжают называть РПЦЗ(В)) сейчас стоит епископ Владимир (Целищев). Центр ее сместился из США, где живет епископ Владимир, в Киев — к коммерчески успешному и активному епископу Алексию (Пергаменцеву). Что касается РосПЦ, то она разделилась на несколько частей, о которых речь пойдет ниже.

— ноябрь 2006 года. От РПЦЗ(В-В) отделился протоиерей Вениамин (Жуков) и увел с собой епископа Антония (Рудея). C этим епископом он самостоятельно рукоположил себе еще епископов, образовав совсем маленькую РПЦЗ(В-Ж) . Ее центр — в Париже, где живет о.Вениамин (Жуков), но из-за единоличной хиротонии каноничность этого осколка вызывает большие сомнения.

— май 2007. РПЦЗ(Л) вошла в РПЦ МП, превратившись в РПЦЗ МП. При этом от нее отделился епископ Агафангел (Пашковский). С помощью греческих киприанитов он рукоположил других епископов и образовал РПЦЗ(А) . Киприаниты занимают промежуточную позицию между ИПЦ и МП, а в самой РПЦЗ(А) неофициально разрешается причащение в РПЦ МП, так что эту церковь вряд ли можно отнести к истинно-православным. Ее центр находится в Одессе, где живет митрополит Агафангел.

— июнь 2007 года. РосПЦ разделилась на две части. Первую из них — РосПЦ(А) — возглавляет живущий в США митрополит Антоний (Орлов). В этой группе считается нормальным симпатизировать Гитлеру; некоторые клирики всерьез разделяют его учение. Вторая часть называется РосПЦ(Д) ; ее возглавляет митрополит Дамаскин (Балабанов), он придерживается строго монархических взглядов и открыто выступает в защиту имяславия.

— ноябрь 2008 года. На базе РПАЦ образовалось Архиерейское совещание (АС РПАЦ), не признанное в Суздальской РПАЦ. Его председатель — епископ Григорий (Лурье), центр распределен между Санкт-Петербургом и Мятлево Калужской области. АС РПАЦ признает таинства всех других осколков РПЦЗ, исповедующих правую веру. В июне 2016 года АС РПАЦ и РосПЦ(Д) официально установили взаимное общение.

— декабрь 2009 года. От РосПЦ(А) отделился архиепископ Виктор (Пивоваров), образовав небольшую РосПЦ(В) с центром в Славянске-на-Кубани. Он так и остается единственным епископом своего осколка. Владыка Виктор пишет много статей на церковно-политические темы, интересуется инопланетянами и страдает из-за того, что враги регулярно облучают его из разных углов помещения.

— декабрь 2014 года. От РПЦЗ(А) отделились группа под предводительством братьев Алферовых — епископа Дионисия и священника Тимофея. Так образовалась РПЦЗ(А-Д) . Причины отделения связаны с политикой. В этой церкви распространены идеи киприанизма, то есть так называемого среднего пути между экуменизмом и православием.

— октябрь 2015 года. РПЦЗ(В-В) смогла расколоться сразу на три части. От ядра РПЦЗ(В-В) отделился епископ Анастасий (Суржик), оставшийся автономно (его можно обозначить как РПЦЗ(ВВА) ), и группа епископа Мартина (Лапковского). Она выбрала своим первоиерархом австралийского митрополита Филарета (Семовских), образовавРПЦЗ(ВВФ) . Это небольшая и очень политизированная группа, некоторые ее лидеры исповедуют имяборчество. Их центр находится в Истринском районе Московской области.

— ноябрь 2015 года. Епископ Стефан (Сабельник), живущий в США, прервал административное подчинение Синоду РИПЦ и вместе со своей епархией перешёл на акефальное положение. В марте 2016 года под его омофор ушла примерно половина клириков РИПЦ. По аналогии с другими группами можно назвать их по первой букве имени епископа – РИПЦ(С) .

— июнь 2016 года. Начался раскол в РПЦЗ(А). От нее отделяется американский архиепископ Андроник (Котляров), которого поддерживает архиепископ Софроний (Мусиенко) из Новгородской области. Возможно, скоро мы услышим о появлении РПЦЗ(А-А) .

Другие ИПЦ в России

Помимо осколков РПЦЗ в России есть другие, еще более мелкие церковные группы.

  1. HOCNA — Святая православная Церковь в Северной Америке с центром в Бостоне. В этой церкви официально исповедуется имяславие и исторически есть сильная связь с греческими старостильниками. В России у HOCNA есть два небольших прихода без священников.

  2. Несколько групп греков-старостильников, минимально представленные в России. Самые известные из них: хризостомовский синод (имяборцы),ламийский синод, две разных группы матфеевцев.

  3. ИПЦ(Р) – большая разношерстная группа под руководством митрополита Рафаила.

  4. Экуменические и обновленческие церковные группы: АПЦ (Апостольская православная церковь), УАПЦ(о) (Украинская Автокефальная Православная Церковь) и др. Из известных деятелей к ним принадлежат журналист «Радио Свобода» отец Яков Кротов и историк Лев Регельсон, а ранее принадлежали о. Глеб Якунин и Валерия Новодворская.

А дальше?

Будут ли осколки РПЦЗ крошиться и дальше? Если только чуть-чуть. Похоже, что процесс дробления достигает своего предела. Люди устали от ненужной войны и уже плохо помнят, из-за чего поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Сейчас началось сближение некоторых единых в вере осколков. В июле 2016 года установили общение РосПЦ(Д) и АС РПАЦ. Ведутся и другие переговоры о сближении. Можно просто признавать таинства друг друга, не создания общего Синода. Если осколок РПЦЗ считает себя самым истинным, не признавая других, тот вряд ли он сохранится через одно-два поколения.

Монахиня Ксения (Митренина),

"ОСТРОВА", 29 июля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования