Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"LIFE.RU": "Мы сделаем из Казани центр православия". Зачем едет в Татарстан Кирилл (Гундяев)


Сегодня начинается двухдневный визит в Татарстан Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В первый день визита он посетит родину Гаврилы Державина в селе Каипы Лаишевского района республики, где освятит открываемый к 200-летию со дня кончины великого русского поэта памятник, а затем совершит богослужение в городе Свияжск, основанном в 1551 году Иваном Грозным.

Во второй день патриарх возглавит крестный ход в столице Татарстана и освятит закладной камень в основании воссоздаваемого собора Казанской Иконы Божьей Матери, а также встретится с руководством республики и местным мусульманским духовенством.

Это первое посещение республики действующим предстоятелем Русской православной церкви. Его предшественник, патриарх Алексий II, был в Казани дважды: 31 августа — 2 сентября 1997 года и 20—21 июля 2005 года.

В 1997 году патриарх посетил только что переданный Русской православной церкви Свято-Успенский мужской монастырь в Свияжске, осмотрел восстановленный Раифский Богородицкий мужской монастырь в Казани, совершил богослужения в нескольких храмах города, встретился с президентом Татарстана и мусульманским духовенством, дал большую пресс-конференцию для журналистов в зале казанского аэропорта.

— Второй визит патриарха был более сжатым, — отмечали местные журналисты, — и делегация была меньше, и служб было не так много.

Посещение патриархом Кириллом Татарстана планировалось на 28—30 сентября 2012 года, что было логично: перед этим решением Священного Синода от 6 июня 2012 года Казанская епархия была преобразована в митрополию, а в границах региона были образованы ещё две подчинённые ей епархии — Альметьевская и Чистопольская. Однако визит патриарха был тогда без объяснений перенесен, и в итоге за все восемь с половиной лет своего служения нынешний глава РПЦ так и не побывал в этом видном субъекте Федерации.

По словам источников Лайфа, многолетний отказ от посещения Татарстана главой РПЦ мог быть своего рода публичной демонстрацией недовольства ситуацией с количественным измерением развития различных религиозных организаций в республике.

— Если в 1989 году... в республике насчитывалось лишь 38 религиозных организаций, в том числе 18 мусульманских, 15 православных и 5 иных конфессий, то на 1 января 2013 года в Татарстане, по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ, зарегистрировано 1 594 религиозных организаций, в их числе 1194 мусульманских, 305 православных, 95 иных (в основном протестантских), — сообщил в марте 2013 года "Казанским ведомостям" заместитель начальника Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента президента Татарстана по вопросам внутренней политики Владимир Козлов.

Разница в количестве культовых зданий выглядела ещё более разительно.

В публикации "Состояние православной общины Республики Татарстан", опубликованной 13 февраля 2015 года на сайте Казанской митрополии (более свежих данных митрополия не публиковала), официально сообщается, что "по состоянию на 2014 год… в религиозных целях используется 462 православных культовых объекта, в том числе 319 церквей, из которых 181 — переданная и 138 — вновь построенных (за последние 25 лет), 46 молитвенных домов (20 переданных и 26 вновь построенных), 86 часовен (13 переданных и 73 построенных), а также 11 молитвенных комнат". Полноценных православных храмов, как видим, всего 319, к тому же, из этого количества надо вычесть крестильные и монастырские, где регулярные богослужения для рядовых верующих не совершаются.

Количество же мечетей в 2013 году, когда муфтием Татарстана был избран Камиль Самигуллин, превысило полторы тысячи (28 ноября 2013 года была открыта уже 1524-я по счёту мечеть в республике). При этом многие из мусульманских культовых зданий, только что построенных при помощи государства или частных спонсоров, попросту бездействовали.

— Когда мы пришли, мы провели анализ по республике и обнаружили, что из полутора тысяч мечетей в ста пятидесяти нет имамов, — заявил в апреле 2014 года Самигуллин, подводя итоги первого года работы своей команды. — Это огромная цифра! И в процессе слаженной работы нашей команды за год число пустых мечетей сократилось до восьмидесяти.

Наконец, в Казанском кремле в 2005 году было открыто роскошное здание мечети "Кул Шариф", минареты которой доминируют над всем центром города, в то время как находящаяся в кремле историческая Дворцовая (Введенская) церковь XVIII века до сих пор не возвращена верующим, а с 2006 года используется под экспозицию Музея истории государственности татар и Республики Татарстан. В здании церкви также проходят чемпионаты по различным настольным играм.

Виноватым, судя по всему, сочли епископа (а с 2012 года — митрополита) Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина), бессменно занимавшего свой пост с ноября 1988 года. Чем была вызвана его пассивность — сложно сказать. Возможно, уже наличествующий рост храмов он считал по сравнению с 1988 годом огромным прогрессом, возможно — боялся настаивать на чём-то, помня публичную агрессию татарских националистов начала 1990-х годов, возможно — потерял хватку и какие-либо стимулы к развитию, десятилетиями комфортно пребывая в одном регионе и не желая как-либо осложнять отношения с местными властями.

— При Анастасии деятельность епархии была довольно рахитичной, — считает, например, протодиакон Андрей Кураев. — Он исходил из позиции "главное — не мозолить глаза властям", старался не создавать проблем. Позиция Анастасия очень схожа с позицией другого митрополита — Литовского — Хризостома. Тот православным говорил прямым текстом: "Православию здесь не место, это не наша земля, мы здесь гости". Складывается ощущение, что такие убеждения были и у Анастасия в отношении православных в Татарстане.

Кто-то предполагает, что над казанским митрополитом дамокловым мечом довлел давно тлевший скандал о гомосексуальных домогательствах в Казанской духовной семинарии, который в конце 2013 года публично вскрылся в ходе визита туда проверяющих из Москвы.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 года митрополит Анастасий был переведён в Ульяновск, а на смену ему пришёл властный и опытный митрополит Феофан (Ашурков).

В 1977—1982 годах Феофан после окончания Московской духовной академии работал в Русской духовной миссии в Иерусалим, в 1989—1993 годах был представителем Московского патриархата при Патриархе Александрийском и всея Африки, в 1999—2000 годах — при Патриархе Антиохийском и всего Востока. На этих постах он изучил специфику многовекового существования христиан в регионах с доминированием мусульман.

В 2003—2011 годах он занимал пост епископа Ставропольского и Владикавказского, в ведении которого находилась православная паства в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной Осетии и Чеченской Республике. Занимал в непростые годы. Среди прочего его трудами в 2004—2012 годах был восстановлен разрушенный в 1930-х годах кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери в Ставрополе, главный храм епархии в XIX — начале ХХ вв.

В 2011 году Феофан был переведён в Челябинскую епархию (где он вскоре становится митрополитом), где сразу же заявил о себе как о борце за массовое строительство православных храмов. В 2014 году его переводят в Ульяновск. Митрополит показал, что готов быстро освоиться на любом месте. И вот новое, сверхответственное назначение. 20 июля 2015 года (ровно за год до визита патриарха) Феофан возглавил Казанскую и Татарстанскую митрополию.

— Собор и монастырь — это приоритетные задачи в моей жизни, — заявил он через два месяца после назначения на казанскую кафедру "Православие и мир". — Буду встречаться с Минтимером Шариповичем Шаймиевым (советник президента Татарстана. — Прим. Лайфа). Одним из первых вопросов во время нашей будущей встречи будет строительство собора на территории Богородицкого монастыря.

— Важно понять и власти предержащей, и общественности, что с воссозданием полнокровной жизни в Богородицком монастыре мы увидим, что в духовном плане это не менее притягательное место, чем Дивеево, — прямо артикулировал свою позицию новый митрополит Татарстанский. — Хотя и сейчас к Казани очень хорошее отношение, и паломников к нам много приезжает, но в этом случае к нам поедут не только со всей России: это будут православные паломники и из других стран. Они поедут, чтобы поклониться святыне — Казанской иконе Божьей Матери — на том месте, где она была явлена... И если бы удалось построить собор и полностью восстановить монастырь в том виде, в котором он был, можно было бы сказать, что мы сделали из Казани такой духовный центр.

Эту задачу Феофану удалось выполнить в кратчайшие сроки. Было достигнуто согласие властей республики, и 4 ноября 2013 года президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о воссоздании Богородицкого собора. Проект, вызывающий ярость со стороны местных татарских националистов и исламистов, курирует лично советник главы республики Минтимер Шаймиев. В непосредственной близости от Казанского кремля уже подготовлена и стройплощадка.

О глубинных связях Татарстана с историей России напомнит и готовящийся к открытию памятник Гавриле Державину, уроженцу этого региона и, согласно его родословной, потомку выходца из знатного татарского рода. Причём, как сообщил на днях казанским журналистам митрополит Феофан, патриарх откроет памятник поэту и как председатель Общества русской словесности.

— Очень важно, что оно (Общество русской словесности на этапе своей реальной деятельности.— Прим. Лайфа) начинается не в Питере, не в Москве, а в Казани, — отметил митрополит Татарстанский, сразу после своего назначения на Казанскую и Татарстанскую кафедру прямо указавший в проповеди, что здесь также "русская земля, ведь мы все живём в одном государстве".

"Русский мир", как подчёркивал ранее патриарх Кирилл, — особая цивилизация, не связанная с языком или национальностью (в частности, по его словам, "русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать", если "не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией", предпочитая ей другую).

Владислав Мальцев,
"LIFE.RU", 20 июля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования