Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РАДИО "СВОБОДА": "Православные" с георгиевской лентой. Власти Украины опасаются крестного хода "за мир в Донбассе", организованного в Москве и идущего на Киев


Крестный ход за мир и прекращение войны в Донбассе, организованный Украинской православной церковью (УПЦ) Московского патриархата (МП), с востока и запада Украины движется на Киев. В украинской столице опасаются провокаций и даже терактов 27 июля, когда участники шествия прибудут в Киев.

Крестный ход стартовал 3 июля из Свято-Успенской Святогорской лавры (Донецкая область), а 9 июля началось шествие из Почаевской лавры (Тернопольская область). Колонны верующих, общая численность которых сейчас пока не превышает двух тысяч, движутся с запада и востока страны и должны встретиться в Киеве накануне Дня крещения Киевской Руси, отмечаемого 28 июля. Ожидается, что еще тысячи паломников, которых доставят на автобусах, присоединятся к участникам крестного хода уже в столице.

Как подчеркивается в обращении предстоятеля УПЦ Московского патриархата митрополита Онуфрия, "крестный ход не связан с политикой, его цель призывать к миру и усилить молитвы о даровании мира украинской земле". Цитируя эти слова митрополита, некоторые украинские СМИ напоминают, что в прошлом году он демонстративно отказался вставать со своего места в Верховной Раде во время торжественного заседания, на котором президент Петр Порошенко зачитывал имена украинских героев, сражавшихся в Донбассе. В Киевском патриархате убеждены, что "главная цель шествия Московского патриархата – "продемонстрировать приверженность украинцев идее "русского мира", которая ранее стала одним из аргументов принятого российским лидером Владимиром Путиным решения начать агрессию против Украины".

Как пишет газета "День" в материале "Крестный ход: верой едины?", луганчане и дончане ранее были очевидцами таких псевдоправославных флешмобов с кучкой сектантов, которые носили портреты царя Николая Второго, Сталина и транспаранты "Хватит кормить Евросодом!" во время активной фазы боевых действий. "Это были не просто православные мероприятия, как кажется, а элементы имперской политики по насаждению яда "русского мира", который в конечном итоге стал фоном для вербовки в "ополчение", вылился в бросание металлолома на рельсы, чтобы остановить силы ВСУ, мифы о "бандеровцах", захваты зданий госучреждений, а в дальнейшем – и в масштабную войну, в которой погибло уже более чем десять тысяч украинцев", – подчеркивает "День".

Эксперты, политики и общественные активисты не исключают, что стартовавшая церковная акция может быть организована Кремлем для дестабилизации ситуации в украинской столице. Как заявил накануне спикер Верховной Рады Андрей Парубий, "мы с вами становимся свидетелями того, как одна из религиозных организаций, которая имеет свой духовный центр в стране-агрессоре, мобилизует большое количество верующих и стягивает их в Киев, называя это мирным крестным ходом. Кроме действительно мирных верующих, там есть и провокаторы с запрещенной экстремистской символикой, последователи пророссийских так называемых казачьих организаций и молодые люди спортивного телосложения, которые раньше принимали участие в рейдерских атаках и провокациях с захватами храмов".

Еще весной этого года в ОРДЛО (Отдельные районы Донецкой и Луганской областей) к представителям УПЦ МП приезжала делегация Русской православной церкви для подготовки этой спецоперации, рассказывает координатор группы "Информационное сопротивление", депутат Верховной Рады Дмитрий Тымчук:

– Этот крестный ход, по нашей информации, был обсужден и утвержден на оккупированной территории Донбасса. Действительно, мы сейчас наблюдаем в составе этих паломников и сепаратистов, участвовавших в боевых действиях, и казачков, замеченных ранее в разных провокациях, в том числе и 9 мая в ходе акции "Бессмертный полк" в Киеве. И хотя МВД и СБУ предпринимают все необходимые действия, чтобы избежать провокаций, думаю, что острая фаза все же может начаться в Киеве 27–28-го числа.

Украинские правоохранительные органы детально изучают ситуацию вокруг крестного хода и момент, когда паломники подойдут к Киеву и войдут в город. В МВД сообщили, что полицейских будет около трех тысяч. При необходимости к защите порядка будут привлекаться подразделения Национальной гвардии. По словам главы киевской полиции Андрея Крищенко, заявленное количество участников шествия – до 20 тысяч, и пока "там не наблюдается ни псковских десантников, ни спортивных молодчиков, а только примерено сто пятьдесят паломников идут в Киев от Святогорской лавры и до одной тысячи – из Тернопольской области".

Как полагает Дмитрий Тымчук, план кремлевских политтехнологов, очевидно, состоял в том, чтобы устроить массовую провокацию в Киеве с участием, с одной стороны, верующих УПЦ Московского патриархата, а с другой – верующих УПЦ Киевского патриархата, который традиционно проводит в столице крестный ход 27 июля:

– Но УПЦ Киевского патриархата поступила очень мудро, они перенесли шествие, которое теперь состоится днем позже. И у нас теперь есть подозрение, что если не удастся столкнуть участников обоих крестных ходов, то могут быть провокации уже по линии российских спецслужб. Те казачки, которые сейчас охраняют святогорских и почаевских паломников, уже в столице могут выступить в роли, например, украинских националистов с символикой, скажем, запрещенного в России "Правого сектора" и устроить какие-то провокации с кровопролитием для того, чтобы российские СМИ получили "хорошие картинки".

По мнению киевского политтехнолога Тараса Березовца, в Москве неспроста стараются привлечь к крестному ходу УПЦ Московского патриархата максимальное внимание:

– Внимание, которое уделяется этому событию, явно преувеличено и не заслуживает подобного ажиотажа. Что же касается безопасности участников шествия, то естественно, никто ее гарантировать не может. На пути крестного хода могут стать не только правоохранительные структуры, но и радикально настроенные украинские граждане. Недавно в Борисполе местные жители проголосовали за то, чтобы не пропускать участников крестного хода через территорию города. И если они попытаются пройти, то вполне возможны столкновения. Это и является целью организаторов подобных провокаций. Им необходимо видео с избиением мирных верующих, которое бы транслировалось на пропагандистских каналах Кремля, но самое главное – чтобы попытаться углубить раскол между верующими УПЦ Московского и УПЦ Киевского патриархата. Мы видим, что Россия сегодня пытается создать разные "горячие точки" на территории Украины, и одна из них связана с крестным ходом.

Российский священник и журналист Яков Кротов подчеркивает, что, разумеется, ничего плохого в том, что люди пошли молиться за мир, нет абсолютно, но во всей этой ситуации есть необычные нюансы:

– В смысле пожелания мира крестный ход можно приветствовать. Как в юридическом смысле самое страшное – это избирательное правосудие, избирательная правда, так в религиозной жизни – избирательная молитва. В данном случае молитва за мир – это неплохо, но в обращении митрополита Онуфрия, когда объясняется, о чем, собственно, крестный ход, говорится о междоусобной брани. Говорится о том, что в Украине межконфессиональная война. Это, конечно, вызывает недоумение, потому что налицо вторжение соседа в Украину, и это не называется междоусобной бранью, налицо внешняя агрессия, и никакой межконфессиональной войны в Украине вообще нет, это совершенно фантастическое измышление. Теперь спрашивается: если рядом со мной насилуют человека, а я молюсь о том, чтобы ему сделали скидку в парикмахерской, то чего стоит моя молитва? То есть предмет молитвы определен неверно.

Во-вторых, избирательность молитвы в том, что до этого в Украине уже проводились и протестантами, и православными других церквей различные акции, молитвы за мир в Украине, и ни разу Украинская православная церковь Московского патриархата к этим акциям не присоединялась. И в обращении митрополита Онуфрия говорится, что кто хочет, кто может идти в крестном ходе, то пускай идет, но так это не делается. Существует патриарх Филарет, существует митрополит Автокефальной церкви, готовите крестный ход – обратитесь к ним, телефонным звонком, письменно пригласите участвовать, если хотите идти вместе. И, наконец, в его обращении вообще не упоминается, что этот крестный ход организован Украинской православной церковью Московской патриархии, там говорится "Украинская православная церковь". Что, конечно, лукавство, потому что налицо четыре Украинские православные церкви, и делать вид, что только одна из них существует, а остальные все межконфессиональные конфликты разжигают, – это, конечно, неприлично.

Из того, что я видел в видео и фото, конечно, встает вопрос, почему участники крестного хода несут только икону Николая Второго, какое отношение он имеет к войне на Украине, почему только он, тогда как есть огромное количество украинских святых? И почему, это особенно вызывает недоумение, идут с георгиевскими ленточками? Это вообще не религиозная символика! И если бы в нашей общине, где я священник (а у нас есть разные люди, и те, у которых семьи всю жизнь прожили в Севастополе, и они по-своему смотрят на войну, есть и украинцы), кто-то пришел на богослужение хоть с жовто-блакитной ленточкой, хоть с "колорадкой" георгиевской, то я бы сделал замечание, попросил снять. Потому что это богослужение, это молитва, тут такие символы совершенно неуместны.

– Насколько это идет сверху, от церковного начальства? Или снизу, от прихожан?

– Это, конечно, идет сверху. Потому что налицо обращение митрополита Онуфрия. Раньше этого не было. Это приурочено к крещению Руси, очередной дате. И дело в том, что для рядовых православных верующих крещение Руси – вообще не праздник. Он никогда не отмечался. Да и князь Владимир, как отмечал еще великий историк церкви Евгений Евстигнеевич Голубинский, не был канонизирован во времена Киевской Руси. Только с 14-го века, когда уже были утрачены мощи, его стали почитать. Кстати, то же относится к Николаю Второму, потому что в самой России насаждение культа Николая Второго сверху не имеет успеха и не имело, это культ черносотенных интеллектуалов, не более того. В России действительно популярна блаженная Матронушка, к ней ползут на коленях буквально миллионы людей – за исцелением глаз и так далее. Все, что связано с культом последнего императора, это все идеологическая обработка сверху, и не очень успешная. Поэтому я думаю, что то, как организован крестный ход, а там даже есть люди в камуфляже, это, конечно, организация сверху. И я не думаю, что сама церковная власть способна такое сделать.

– В прошлом году было немало дебатов о том, каковы настроения в самой РПЦ, что церковь официально не поддерживает или старается держаться в стороне от конфликта, старалась напоминать, что это единый народ с точки зрения того, что и на Украине есть православные, принадлежащие к РПЦ, и так далее. Сейчас как-то изменилась эта позиция?

– Позиция не изменилась, но дело в том, что война в Украине – это только очень сильно масштабированный конфликт, который уже был в середине 90-х годов в Эстонии, когда Русская православная церковь Московского патриархата перестала поминать Константинопольского патриарха за то, что тот вернул себе эстонские православные приходы, как это было до оккупации Эстонии в 1939 году. Тут уж совсем все чисто канонически, потому что Эстония, конечно, никогда не входила в Московский патриархат, всегда была под Константинополем. И любопытно, что и эстонцы, и русские в этом конфликте оказались по обе стороны баррикад. В этом смысле национальное оказывается вторичным по отношению к политическим интересам. Ориентация на Кремль или на Таллин, на Кремль или на Киев – это политическая ориентация. Так и в Украине многие русские за последние два года стали учить украинский, переходят в Киевский патриархат, где есть службы на украинском, и им это нужно, чтобы показать, что они именно украинцы, хотя и русские. Но конечно, есть и противоположное движение, потому что очень многие люди боятся, что украинизация Украины как-то подорвет их положение и, главное, их самосознание.

Я думаю, что ничего бояться не надо, русскость – это, прежде всего, язык, а язык – это не государственное дело, языку учат в семье, учат родители, поэтому все претензии, что, мол, мало русских школ, это неправильно и к тому же неверно. Как и православие, как и вера – они в семье должны развиваться, а не в государстве! Поэтому, когда я читаю это послание митрополита Онуфрия, у меня возникает вопрос: человек верует в то, что именно семья, личность – опора веры, или нет? Кажется, он все-таки мыслит государственнически и говорит: "Нас пытаются сделать враждебными украинскому обществу". Да кто? О чем речь? Практически все ведущие политики Украины, вся элита – это прихожане Московской патриархии, включая президента, так что тут жаловаться... Это какая-то довольно странная печаль, и я надеюсь, что это временно и пройдет.

Владимир Ивахненко, Валентин Барышников,
РАДИО "СВОБОДА", 14 июля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования