Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КРЫНIЦА.INFO": Рефлексия на последнее заявление УАПЦ. Сегодняшняя УАПЦ является сателлитом РПЦ МП, основная задача которого — строить любые препятствия на пути признания поместного статуса Украинского православия


26 июня, Соборной Божественной литургией завершился Всеправославный собор, а еще 16 июня Верховная Рада Украины обратилась к Вселенскому Патриарху с просьбой предоставить автокефальный статус Украинскому Православию. И хотя «украинский вопрос» отсутствовал в официальной программе, но активно обсуждался в кулуарах и на пресс-конференциях.

Так, представитель Константинопольского патриархата, архиепископ Телмисский Иов уже 20 июня, в первый день работы Всеправославного собора, сделал следующее заявление: «Как только официальное письмо от ВР Украины поступит в канцелярию Вселенского Патриарха, оно сразу будет вынесено на рассмотрение Священного Синода Константинопольского Патриархата» .

Стоит заметить, что Верховная Рада просит об автокефалии не УПЦ КП или то другой юрисдикции, а именно о поместном статусе Украинского Православия. И это очень важно, потому что в процесс приглашаются все православные, кто реально желает объединения на базе создания единой Поместной Православной Церкви в Украине. Председательствовать этим процессом будет Константинопольский Патриарх, что делает невозможным административное давление со стороны любой православной юрисдикции — участницы переговоров и собора.

Казалось бы, всем заинтересованным в автокефальном статусе Украинского Православия нужно дождаться какого-то официального решения синода Константинопольского Патриархата и только потом принимать соответствующие официальные решения. Но совсем «неожиданно» Украинская Автокефальная Церковь 5 июля собирает архиерейский собор и обращается к Вселенскому Патриархату с просьбой … «о принятии Украинской Автокефальной Православной Церкви в состав Константинопольской Матери-Церкви на правах Украинской Церкви с центром митрополии в Киеве до 1686 года и в соответствии с решениями Святого и Великого Православного Собора на о. Крит 2016 о предоставлении автономного статуса Церквям»[1]. Даже у многих верных УАПЦ, не говоря о православных других юрисдикций, встал закономерный вопрос: для чего принимать заявление, которое противоречит обращению Верховной Рады и чаяниям почти 40% православных украинцев? Тем более что, как писалось выше, Синод Вселенского Патриархата согласился рассматривать обращение о предоставлении автокефалии, а собственно сама УАПЦ из-за решения именно архиерейского собора уже неоднократно на протяжении 2005-2011 годов просилась в состав Константинопольского Патриархата.

Однако все становится понятным, если посмотреть на это событие глазами Московского Патриархата и вспомнить недавнюю историю со срывом архиереями УАПЦ объединительного процесса 2015 года (в пятый раз за последние 20 лет).

Так, если проанализировать статьи и высказывания московских противников поместного статуса Украинского Православия за последние годы, можно заметить, что одним из главных критических аргументов является тезис о «разделении и неспособности объединиться собственно УПЦ КП и УАПЦ». При этом именно архиереи УАПЦ, несмотря на братское отношение епископата УПЦ КП на переговорах, всегда находили какую-то «зацепку», чтобы сорвать процесс объединения и сыграть на стороне Московского Патриархата. Особенно, это стало очевидным летом 2015 года, когда даже представители Константинопольского патриархата Преосвященный епископ Иларион и Преосвященный епископ Даниил были удивлены непомерными требованиями главы УАПЦ митрополита Макария (Малетича), его демаршем по срыву переговоров и уже назначенного объединительного собора. И это при том, что внутреннее и общественное положение самой УАПЦ оставляет желать лучшего (около 600 реальных приходов, 90% которых — это три области Западной Украины, ни одного полноценного монастыря, которые насчитывал хотя бы 10 монахов, большинство епархий насчитывает от 1 до 3 реальных приходов; вес на религиозном поле Украины и общественное доверие — на уровне социологической погрешности в 0,9-1,1%).

Несмотря на то, что срыв епископатом УАПЦ объединительного процесса 2015 года был негативно воспринят большинством именно украинской православной ойкумены и вызвал массовый переход приходов УАПЦ в УПЦ КП, его искренне приветствовала Московская Патриархия. Глава УАПЦ и некоторые его епископы-сателлиты даже получили возможность доказывать свою «позицию» на ведущих медиа-ресурсах РПЦ МП, не забывая поливать грязью как УПЦ КП в целом, так и ее Предстоятеля, Святейшего Патриарха Филарета в частности. Последнее развеяло все иллюзии о «собственной позиции и независимости» УАПЦ.

И вот опять, в очередной раз, глава УАПЦ и его епископат решили подыграть Московскому Патриархату, принимая обращение с просьбой принятия в Константинопольский Патриархат и отказ от автокефального статуса. При этом, по нашему мнению, это обращение не будет иметь никаких реальных последствий оно ненужно никому, кроме, собственно, спикеров и агентов влияния Московского Патриархата. Такой вывод основывается на нескольких факторах:

1. Как мы отмечали выше, архиерейский синод УАПЦ уже много раз обращался к Константинопольскому Патриархату с подобным предложением, даже вел переговоры на этой почве. Но все попытки закончились ничем, как через внутреннее состояние собственно УАПЦ, так и степени его общественной поддержки. При этом на момент этих обращений УАПЦ была значительно более мощная, чем сегодня.

2. Верховная Рада Украины, высший законодательный орган страны, обратилась к Константинопольскому патриарху с просьбой именно об автокефальном статусе Украинского Православия. При этом обращение прямым текстом говорит, что Украина заинтересована не в предоставлении соответствующего статуса какой-то одной юрисдикции, а в объединении Украинского Православия на почве поместности. Поэтому можно с уверенностью сказать, учитывая исторические прецеденты, Вселенский Патриарх не будет вести «сепаратные» переговоры и предоставлять какой-то статус исключительно одной УАПЦ.

3. Все хорошо понимают, а Вселенский патриарх первым, что предоставление статуса маргинальной структуре, которая пользуется минимальной доверием и поддержкой общества, не только не решит проблему разделения Украинского Православия, которое сегодня реально проходит между Московским Патриархатом в Украине и Украинской Православной Церковью Киевского патриархата, а и не принесет никаких «политических дивидендов» собственно Константинопольскому патриархату. Потому реакция Московского Патриархата на «вход» Константинополя в Украину будет одинакова негативная как при создании единого Поместного Украинского Православия, так и создания митрополии на базе УАПЦ. Но когда в первом варианте Константинопольский патриархат получает союзником одну из крупнейших православных церквей, то во втором — маргинальную структуру, которая реально является конфедерацией трех архиереев Галичины. При этом, как отмечают все эксперты, есть большая вероятность ухода от Константинополя крупнейших епархий УАПЦ в случае устранения митрополита Макария (Малетича) с должности главы или, собственно, попытки перестановки одного или нескольких архиереев галицких епархий.

4. Обращение главы и архиереев УАПЦ позволяет спикерам Московского Патриархата, а главное — оппозиционным (читай промосковским) депутатам Верховной Рады Украины, апеллировать к Вселенскому Патриарху с просьбой об отказе рассмотрения официального обращения ВРУ. Ведь «сами раскольники не желают автокефального статуса».

5. Время обращения выбрано так, чтобы оно совпало с «крестным ходом на Киев», которую организовал Московский Патриархат в Украине. Это шествие идет под российскими флагами и с портретами последнего российского императора. Одновременно с походом УАПЦ освящает в Киеве часовню в честь Иоанна Шанхайского, который, несмотря на аскетические подвиги, был ревностным сторонником российского самодержавия и империи. Если вспомнить, что УАПЦ всегда отказывала в любых переговорах без участия представителей Московского Патриархата в Украине, то все это, по мнению большинства экспертов, напоминает единую спланированную акцию, которая должна показать миру, что «украинские» православные выступают против поместного статуса и отрыва от Москвы.

Таким образом, последние события еще раз подтвердили, что сегодняшняя УАПЦ является сателлитом Московского Патриархата, основная задача которого — сеять раздоры среди православных украинский и строить любые искусственные препятствия на пути признания поместного статуса Украинского Православия. Действуя по московским указкам, хоть и под прикрытием патриотических лозунгов, своим последним заявлением епископат УАПЦ окончательно дискредитировал себя в глазах украинского народа. Теперь же ярким скептикам стало ясно, почему еще летом 2015 года Священный Синод УПЦ КП принял решение о «бесперспективности и бесплодии любых дальнейших попыток ведения диалога с епископатом УАПЦ» и призвал «духовенство и верующих, принадлежащих к УАПЦ, восстановить единство с киевским Патриархатом и вместе продолжить развитие единой Поместной Украинской Православной Церкви»[2].

Ссылка:

1. Архиерейский Собор УАПЦ обратился к Вселенскому Патриарху с просьбой о принятии в Константинопольской Матери-Церкви на правах Украинской Церкви до 1686 года

2. Заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата от 27 июля 2015 под председательством вятийшого Патриарха Киевского и всей Руси-Украины Филарета. Журнал № 26

прот. Сергей Горбик

"КРЫНIЦА.INFO", 11 июля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования