Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": Кто угодно, но только не ты. На прошедшей в Москве выставке «От великих потрясений к великой Победе» святому РПЦ МП приписали чужую цитату, восхваляющую Сталина


В московском Манеже прошла православная выставка «От великих потрясений к великой Победе» — о России в двух мировых войнах и всем том, что произошло между ними. Общая направленность ясна, она примерно та же, что и у прошлых манежных выставок про Рюриковичей и Романовых: внешние и внутренние враги всегда желали уничтожить наше Отечество, но оно каждый раз возрождалось, становясь все державнее и державнее.

Висела на выставке и пара цитат про Сталина: Троцкий его ругал, а Лука Войно-Ясенецкий, знаменитый хирург и канонизированный церковью епископ, хвалил. Потом, правда, оказалось, что цитата поддельная, не хвалил Св. Лука Сталина, хотя и был лауреатом Сталинской премии (а других тогда и не было). Но дело даже не в том, что ему приписали чужую цитату, можно было привести подлинные слова патриарха Алексия I перед панихидой по Сталину: «Упразднилась сила великая, нравственная, общественная» — и дальше много всяких восхвалений.

Нет, не в точности цитирования дело, а в переформатировании контекста.

Смотришь и видишь: против Сталина был негодяй Троцкий (в моем детстве мальчишки этим именем обзывались), а за него — великий святой.

И даже из Солженицына приведена цитата, из самого «Архипелага» — только, согласно этой цитате, Солженицын восхищался сталинскими темпами строительства Беломорканала.

Напрямую восхвалять Сталина у нас сейчас все же не принято. «Да, были репрессии, но были и великие достижения» — это я слышу от твердокаменных коммунистов с детства, а в последнее время и от православных проповедников. Чтобы увидеть, насколько лжива эта «диалектика», достаточно применить ее к Гитлеру — он ведь тоже в конце концов ликвидировал безработицу, строил автобаны, развивал промышленность и поднимал Германию с колен.

Да, я прекрасно знаю, что нацистский и сталинский режимы — это разные тоталитаризмы, а любые точные аналогии здесь — это слишком поверхностный путь. Я просто обращаю внимание на двойную логику: в одном случае мы видим только «миллионы убитых задешево», как сказал Мандельштам, а в другом — пытаемся эти миллионы «уравновесить» великими стройками коммунизма.

Как бы подразумеваем, что убивать, конечно, нежелательно, но при определенных обстоятельствах допустимо, лишь бы достижения были.

В работе той выставки в Манеже участвовали (например, в качестве «информационных партнеров») люди и организации, которых мне трудно заподозрить в скрытом сталинизме. Уверен, что у них есть тысячи причин, по которым они это делали, и что никакого оправдания сталинизма они при этом не имели в виду. Но все же я хочу сейчас обратиться напрямую к ним.

Вернемся к нацистским преступлениям (еще раз: я не провожу никаких аналогий) — некогда их организаторы и исполнители предстали перед судом и не смогли отговориться тем, что лишь «исполняли приказ». И это правильно. Но давайте задумаемся вот о чем. Тот, кто отдавал приказ о направлении тысяч людей в газовую камеру, безусловно, был осужден судом. А вот был ли виновен какой-нибудь ефрейтор, который всего лишь открывал вентиль подачи газа? Тоже, скорее всего, да. А охранник, который вел узников к этой камере? А инженер, который ее проектировал? А машинист поезда, который шел в Освенцим? А стрелочник? А мелкий чиновник в оккупированном городке, который аккуратно составил списки всех проживающих на данной территории евреев? Каждый из них — и таких людей были тысячи! — сделал так, что невинные люди совершили пусть один маленький, но совершенно необходимый шаг к газовой камере. Без каждого из них тут тоже не обошлось.

Или даже возьмем классический вопрос «национального покаяния»: виноваты ли та женщина, тот старик, тот подросток, которые лично не имели никакого отношения к газовым камерам, пыткам, бомбежкам и захватам территорий, а просто жили в соседнем городке, старательно не замечая дыма из трубы лагерного крематория? Они по воскресным дням пили прекрасное немецкое пиво в одних пивных с лагерными охранниками, да и в церкви, пожалуй, с некоторыми молились рядом — и просто не задавали лишних вопросов.

Я не знаю, насколько можно им сказать: «Вы виноваты». Но

я совершенно точно уверен: если бы они вели себя иначе, машина уничтожения застопорилась бы на ранних этапах.

Пример — Италия, где был при Муссолини такой же тоталитарный режим, но до газовых камер дело все же не дошло. Может, в силу пофигизма и жизнерадостности итальянцев, а может, в силу того, что общество не было готово избегать лишних вопросов.

Но я совершенно точно знаю, кто понес на себе вину за Освенцим задолго до того, как Освенцим был построен. Это, безусловно, идеологи «расовой неполноценности» и поддерживавшие их пропагандисты. Нет, они не внушали немцам, что евреев, цыган и прочих унтерменшей нужно убивать — они просто рассказывали им из года в год, как это будет замечательно, когда все эти «нелюди» куда-нибудь денутся. Так что построить и запустить газовые камеры — это была к началу 1940-х уже чисто техническая задача, и она была успешно решена.

Но ведь пропаганда была не всегда настолько топорна. В Германии показывали, к примеру, научно-популярные фильмы о борьбе видов в дикой природе: кошки пожирают мышек, жучки-паучки борются за жизненное пространство, и слабый погибает. Вот и у людей точно так же, объясняли ученые. И кстати, отчасти были правы: мы знаем множество примеров, когда жестокие колонизаторы вытеснили с плодородных земель или просто уничтожили технологически неразвитых туземцев. А уж вывод о том, что для выживания нашей собственной великой нации нужно уничтожать или сгонять со своей земли другие нации — этот вывод кинозрители делали самостоятельно.

И ведь биологи, которые выступали в таких фильмах, не думали о газовых камерах. Вероятно, ужаснулись бы, если бы им о них заранее рассказали. И может быть, даже выступая «информационными партнерами» пропагандистов, старались как-то смягчить ситуацию, объяснить разницу между видом жуков и человеческим сообществом... Только это не попадало в кадр.

А им достаточно было сказать одно: кто угодно, но только не я. Да, я знаю, что одному человеку не под силу остановить маховик зла, что на мое место найдется десять желающих, но я не буду выступать в пропагандистском кинофильме. Я не буду проектировать газовую камеру. Я не поведу поезд в концлагерь и колонну заключенных — на «санобработку». Я не открою этого вентиля... Видите, на каждой следующей ступени отказаться все труднее, замену найти все легче.

Может быть, я неправ, может быть, это лишняя тревога, но

я все чаще ощущаю тревогу по поводу участия хороших, честных, вменяемых людей в таких информационных событиях, которые заранее оправдывают страшное.

Великие жертвы? Да, но и великие достижения. Пятнадцать процентов несогласных? Это предатели Родины, хорошо бы нам от них поскорее избавиться (а их пара десятков миллионов, между прочим). Радиоактивный пепел? Что же, и это вполне приемлемо.

Дай бог, чтобы это все так и осталось безответственным трепом. Но если не останется, виноватыми будут не только исполнители, они люди маленькие, им труднее всех отказаться. Виноваты будут те, кто нагнетал эту атмосферу подозрительности, страха и ненависти, кто заранее все был готов оправдать, и в том числе — их «информационные партнеры».

Пусть кто угодно, но только не ты, друг.

Андрей Десницкий,

"ГАЗЕТА.RU", 27 ноября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования