Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СНОБ": Халифат Святая Русь. Епископ Григорий (Лурье) о государственном религиозном культе современной России


«У российских мусульман уже есть халифат, имя ему — Святая Русь», — засвидетельствовал авторитетный эксперт, один из наших двух главных муфтиев.

Святую Русь не надо идеализировать: это не рай земной, в ней не каждому выдают по 72 гурии на человека. Но все же если есть в жизни место сказке, то это наша Святая Русь. Святость нашей Святой Руси сказочная. Наши духовно зоркие люди давно уже прозорливо возгласили: «по Голгофе бродит Будда и кричит "Аллах Акбар"».

Протокол государственных мероприятий определяет, как ранжировать служителей нашего культа. Главным, как только и может быть на Святой Руси, является патриарх. Но, как в Византии, он лишь первый среди равных. В Византии «равными» патриарху были другие епископы, а у нас патриарх окружен главными муфтиями (двумя), главными раввинами (тоже двумя), старообрядческим митрополитом (одним) и сонмом глав конфессий поскромнее. Все они в нашем государственном культе стали тем, чем был патриарший синод в архаичной Византии.

Так и должно быть в настоящей сказке. Там в лесу один медведь, одна лиса, один заяц, один дятел — и все они общаются между собой, а не с другими представителями своего вида. Поэтому и у патриарха Святой Руси «равные», среди которых он «первый», — муфтии да раввины. Они представители не мира животных, а мира сказки. На любом кремлевском приеме из них устраивают костюмированный уголок — на радость телеоператорам и на умиление зрителей.

Это ли не торжество православия? Но нет, наше государственное православие грустит. Ему тесно в том уголке. Ему жмет. Хочется выскочить из телеэкрана и броситься на зрителей, чтобы всех, начиная с детей, задушить в православных объятиях. Но нет, нет у нашего общества никакого взаимного влечения к духовному… сословию.

Виновато, конечно, общество. Что с ним поделаешь? Лучший богослов РПЦ Всеволод Чаплин уже не знает, кого и перестрелять: пока что осторожно предложил отстреливать без суда хотя бы наименее защищенных (общественными симпатиями) — террористов. А что? Нельзя сидеть сложа руки. Надо с кого-то начать.

Но все же лучше начать с логического анализа. Зачем вообще потребна религия современному государству? Что она может предложить такого, чтобы с ней стали торговаться, договариваться, говорить на равных?

Государства договариваются только с теми, с кем не могут обойтись более простыми средствами. Право голоса в политике — это всегда право силы. В чем сила, поп?

Ответ попа нам известен: про Бога он сам все понимает, поэтому скажет про 80% «православных по рождению» — никак не меньше. Для политики тут и на самом деле неважно, верует ли кто-то из этих 80% в Бога. Пусть хоть никто не верит, дело не в этом. Важно лишь то, могут ли попы влиять на политическое поведение всей этой массы. Батюшки любят врать, что могут, но после Украины им больше не любят верить. 

Это не означает, что в наши дни попы для властей бесполезны. Это просто означает, что власть будет сама решать, где и в каких пропорциях украшать свои мероприятия их присутствием. Место попов — в одном ряду с официальными журналистами, но просто у них особая разновидность СМИ — сеть программ сказочного вещания.

В отличие от простых новостей и прогнозов погоды, тут все сказки должны быть похожи на детские. И вот в такую-то передачу «Спокойной ночи, взрослые малыши» вдруг просунулось, грубо говоря, лицо Чаплина… Скандал.

Не хочу никого оправдывать, но просто скажу, что наше государственное православие можно понять. Оно не вполне виновато в том, что оно такое.

Организация «Русская православная церковь» создана Сталиным в 1943 году, но из людей дореволюционного воспитания. Они привыкли ощущать себя важными государственными чиновниками, и в годы войны ненадолго добились для себя чего-то подобного. После Сталина им пришлось разделить судьбу всей идеологической обслуги сталинизма: их слегка поприжали. Зато в годы социалистического застоя епископат РПЦ МП был неформально сопричтен номенклатуре обкома КПСС. В постсоветское время они остались без присмотра старшего коммунистического брата и почувствовали себя хозяевами всей идеологической поляны. Но чувства их обманули.

Такая невостребованность попов — всего лишь следствие развития информационных технологий. Это одинаково плохо осознаётся попами и политиками, но политиков жизнь заставляет быстрее адаптироваться к пусть и непонятной, но реальности.

В средневековом и древнем обществе существовало только два по-настоящему массовых СМИ, и только одно из них можно было контролировать — массовый религиозный культ. Второе было принципиально неподконтрольным — базарные слухи. Жреческое сословие обладало эксклюзивным ресурсом, и власти ничего не оставалось, как с ним договариваться.

Обращение какой-либо страны в христианство происходило лишь там, где христианам удавалось выиграть в конкурентной борьбе у местного жреческого сословия, то есть провести презентацию более эффективного вовлечения аудитории в новый информационный поток (он же религиозный культ). Рассказ о послах князя Владимира в константинопольской Святой Софии, когда они не знали, были ли на земле или на небе, — это рассказ о крайне успешной презентации новой информационной технологии.

Традиционное общество создавало массовые СМИ, не умея при этом избежать жреческой автономности и корпоративности – слишком много было задействовано секретов ремесла в этом бизнесе. Попытки объединить в одной личности светского правителя и духовного лидера предпринимались регулярно, но столь же регулярно разбивались о сложность внутреннего устройства любого культа. Чтобы добиться стабильного результата, нужно было изобрести по-настоящему новый культ. Требовался технологический прорыв в виде изобретения чего-то столь же простого и гениального, как автомат Калашникова. И таким изобретением стало отнюдь не христианство, а ислам, где халиф стал повелителем правоверных сразу и в светском, и в духовном смысле, а религиозное поведение масс упростилось до немыслимого прежде предела. Отсюда такая невообразимая по современным меркам политическая эффективность Арабского халифата в VII веке. Современникам из христиан и иудеев казалось, что апокалипсис наступил.

Технологии ХХ века — сначала радио и кино, а потом особенно телевидение — сделали место повелителя правоверных доступным для любого правителя. Политическую идею халифата стало технически возможно тиражировать без ислама. Информационные технологии перехватили у церковников государственный культ, превысив эффективность вовлечения аудитории в сотни тысяч раз (таково соотношение тех, кто будет слушать — и понимать! — религиозную проповедь, и тех, кто будет смотреть телевизор), но не создавая при этом новой ветви власти в виде сословия жрецов от журналистики. Когда говорят, что СМИ — четвертая власть, то обычно не подразумевают, что эта власть независимая и «ничья» (она либо независимая, но и не власть, либо власть, но «чья-то»).

Государство научилось форматировать сознание подданных при помощи одного телевизора. Архаичным технологиям религиозной проповеди остается такое же место, как навыкам каллиграфии в эпоху компьютеров.

Потому современному политику торговаться с попами не о чем. Он может использовать их как нанятых работников или обращать в рабство, но для него они не субъекты, а объекты — инструменты политики, а не контрагенты. В таком вот использовании — вся наша нынешняя клерикализация. Таковы ее естественные пределы, за которые не смогут выйти никакие политики (да они и не захотят).

Когда РПЦ МП постучалась в кремлевские двери попроситься во власть, телевизор из-за зубастой стены ответил «занято». Она все не может смириться с ответом и отойти. Она так и будет спорить с телевизором, пока не прогонят.

Епископ Григорий (Лурье),

"СНОБ", 24 ноября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования