Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БИЗНЕС ONLINE": Патриарх Кирилл усомнился в "европейском выборе" князя Владимира. Жириновский, Зюганов и другие соратники предстоятеля РПЦ МП на возглавляемом им форуме: репортаж с XIX съезда ВРНС


Создать по всей России сеть православных организаций пообещал на XIX Всемирном русском народном соборе в Москве патриарх Кирилл. Это будут филиалы ВРНС, которые должны бороться против всего «злого» и «неправедного». Также на соборе говорили о «русском холокосте», цивилизационном выборе и о халифате «Святая Русь». Эксперты «БИЗНЕС Online» сравнивают инициативу Кирилла о филиалах ВРНС с миссией католических орденов и с трудом представляют, как они будут работать в национальных республиках.

В московском храме Христа Спасителя состоялся XIX съезд Всемирного русского народного собора 

«ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ СПАСИТЕЛЯ СОВЕРШАЛАСЬ НЕ В ЕВРОПЕ»

В Москве, в храме Христа Спасителя, 10 ноября состоялся XIX съезд Всемирного русского народного собора (ВРНС), действующего при русской православной церкви и возглавляемого патриархом Кириллом. Открытие мероприятия было назначено на 11 часов, однако за полчаса до начала около входа в зал церковных соборов продолжала стоять такая внушительная очередь, что не грех было подумать, будто снова привезли пояс Богородицы или какую-то иную святыню. Тем временем в зале заблаговременно прибывшие гости продолжали рассаживаться по местам, обозначенным в приглашениях.

В этом году тема ВРНС была обозначена как «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси». Собственно, поэтому фигуру князя Владимира, крестившего Русь, так или иначе упоминал каждый из выступавших. Но центральной эта фигура стала, разумеется, для главы собора патриарха Кирилла, который в своей речи объяснил «цивилизационное» значение выбора, совершенного в 988 году равноапостольным князем, а также представил целую концепцию «солидарного государства», контуры которого должны со временем совпасть с границами РФ.

Прежде всего глава РПЦ разгромил тех, кто считает, будто, крестив Русь, князь Владимир совершил «европейский выбор» и «через христианство Россия стала принадлежать Европе». Поскольку в зале церковных соборов сторонники этой точки зрения вряд ли присутствовали, разгром был убедительным и окончательным.«Мы знаем, что земная жизнь Спасителя совершалась не в Европе, — напомнил патриарх Кирилл. — Он родился и жил на Ближнем Востоке, в том таинственном центре мира, который и географически расположен между Азией, Европой и Африкой, и в культурном смысле с незапамятных времен находился на перекрестке великих цивилизаций... Восточная Римская империя, ставшая для русских источником благовестия, тоже никак не может считаться только европейской державой».

Да и вообще такого понятия, как европейская цивилизация, не существовало вплоть до конца XVIII века, уверен патриарх Кирилл. Запад именовал себя христианским миром и, лишь отойдя от религиозной парадигмы, стал предпочитать другое название — Европа. Тем самым одна часть бывшего христианского мира противопоставила себя другой и даже стала считаться чем-то вроде «высшей культуры и высшей цивилизации» — в противовес «низшему, недоразвитому и несостоятельному».

Между тем христианству присущ именно универсализм, а не обособление, подчеркнул архипастырь. Эти же черты были когда-то присущи Византии: отрицание превосходства, уважение к многообразию культур. В этом, как и во многом другом, наследником Восточной Римской империи стал «Третий Рим» — русская цивилизация.Кирилл полагает, что отношения Киевской Руси и Византии изначально зиждились на равноправии, а не на иерархическом подчинении низшего высшему: «Не было речи о том, что Русь сделала «византийский выбор» и оказалась обязана следовать в фарватере Константинополя. К нам не приехали византийские латифундисты, чтобы приобрести землю и рабов. Византийские купцы не получили на Руси особых привилегий. Равноправие двух сторон было подчеркнуто и скреплено браком князя Владимира и византийской принцессы Анны».

Так, по мысли патриарха РПЦ, был заложен фундамент того, что сам Кирилл назвал «солидарным обществом». «Это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции, — объяснил Кирилл. — Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обреченных и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства». Иначе это можно назвать нравственным государством. Такое государство, как провозгласил глава церкви, предполагает справедливое устроение экономики, не совместимое со спекулятивными операциями. И оно же рассматривается как общий дом для всех народов, составляющих русскую цивилизацию, равно как и для всех мировых религий (ислама, иудаизма, буддизма), которые эти народы исповедуют.

Верховный муфтий РФ Талгат Таджуддин: «Приезжайте посмотреть, как живут 193 народа вместе — православные, правоверные, иудеи, буддисты и даже коммунисты!»

«У ЕВРЕЕВ БЫЛ ХОЛОКОСТ, А У РУССКИХ ОН ЕЩЕ РАНЬШЕ НАЧАЛСЯ И В БОЛЬШЕМ КОЛИЧЕСТВЕ»

Как бы в подтверждение последних слов патриарха Кирилла среди делегатов собора мелькали и одетые в чалмы муфтии. Особенно выделялся красочным костюмом сидевший в президиуме верховный муфтий РФ Талгат Таджуддин — традиционный участник съездов ВРНС. Его речь была посвящена «смуте» в исламском мире.

«Из-за глобальной смуты, накрывшей исламский мир, многие рассматривают его как очаг нетерпимости и производство террористов. «Урожай» террора собирают теперь в Сирии. Америка «полола» там между грядками, а наши военно-космические силы — прямо там, где надо! ИГИЛ (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в России — прим. ред.) хочет создать халифат, а у нас свой «халифат», называется Святая Русь. Приезжайте посмотреть, как живут 193 народа вместе — православные, правоверные, иудеи, буддисты и даже коммунисты!» — заявил он с трибуны. В довершение ко всему Таджуддин предложил государству оплачивать свет и воду за церковь и мечети, поскольку когда-то это государство разрушало культовые сооружения.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Почему архивы не раскрывают? Да чтобы вы с ума не сошли!»

Выступление муфтия получилось настолько ярким, что зал искупал его в овациях чуть ли не больше, чем вышедшего следом лидера ЛДПР Владимира Жириновского. «Я не очень понял: вы сожалеете о том, что князь Владимир не выбрал мусульманство, или о том, что вы не выбрали православие?» — начал он выступление, и по залу прокатился смех. Таджуддин, к которому обращался лидер ЛДПР, в это время уже спешил к выходу и не мог парировать.

Жириновский заговорил о том, что День России надо отмечать не 12 июня, а 21 сентября. «862 год, когда князья договорились, что будет русское государство. Это будет день рождения России!» — призывал он. Далее он перешел к событиям XX века, заявив, что в 1914 году начался геноцид русского народа: «Великая Австрия нам устроила холокост! Мучители русского народа — именно австрийцы. У евреев был холокост, у русских он еще раньше начался и в большем количестве», — почти кричал он. И вот уже Жириновский призывал не называть города и улицы именами террористов, имея в виду многострадальную московскую станцию метро «Войковская». «А станции метро, улицы и памятники в честь убийц? Ребенок спросит: «Что за дядя?» Дядя убил царя. И ребенок будет расти в мыслях, что надо кого-то убить, чтобы твоим именем назвали улицу или памятник поставили. Нельзя давать имя политических деятелей ни городу, ни площади», — возмущался депутат. — Тем более архивы еще не все раскрыты. Почему архивы не раскрывают? Да чтобы вы с ума не сошли!»

Далее Жириновский помечтал, чтобы ВРНС стал парламентом страны лет так через 20, чтобы люди раз в год собирались, принимали и отклоняли законы. А напоследок лидер ЛДПР и вовсе заявил, что храм-музей Святой Софии в Стамбуле надо вернуть. «Храм наш! Православный! Надо туда отправить нашего наместника», — голосил вождь либерал-демократов.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «Два последних системных кризиса капитализма закончились мировыми войнами. В эпицентре оказалась наша страна. Мы вышли единым народом, но сегодня нас снова пытаются сталкивать лбами»

ВПЕРЕД К ЕДИНОМУ УЧЕБНИКУ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

А вот лидер КПРФ Геннадий Зюганов был сдержаннее в своей речи. Сначала он вспоминал, что Россия и Великобритания — единственные страны, которые за последние 500 лет не теряли суверенитет. И вот сейчас против страны идет новое наступление. «Два последних системных кризиса капитализма закончились мировыми войнами. В эпицентре оказалась наша страна. Мы вышли единым народом, но сегодня нас снова пытаются сталкивать лбами. Мы не должны поддаться!» — говорил главный коммунист страны. От политики он перешел к экономике, сетуя, что за 10 лет на $9 трлн. продали нефти, газа, леса, но не освоили новых технологий и производств, потратили часть резервов, но не стало лучше. Беспокоился Зюганов также и за детей войны, пенсия которых на сегодня составляет в среднем 8 тыс. рублей, — им он и призывал помогать. «Наша святая обязанность перед теми, кто завоевал нашу победу и кто сегодня является детьми войны!» — говорил он.

Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая обратилась к патриарху с предложением объединить усилия в создании единства образовательного пространства

В свою очередь, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая предлагала не ограничиваться только единым учебников истории, но и сделать такие же по русскому языку и литературе. «Если у нас одна страна, если у нас одна судьба, у наших детей могут быть только общие учебники по истории, русскому языку и русской литературе», — предложила депутат. Причем она более чем уверена, что такое решение будет рано или поздно принято. Поэтому уже сейчас Яровая обратилась к патриарху и другим участникам заседания с предложением объединить усилия в создании единства образовательного пространства. По ее мнению, новые учебники должны проходить общественную экспертизу, причем с участием представителей традиционных религий, которые смогут внести «те самые нравственные смыслы, необходимые в системе образования».

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СОЗДАЕТ ПРАВОСЛАВНЫЙ ОРДЕН ПО ТИПУ КАТОЛИЧЕСКИХ?

Однако сенсацией дня стала не речь патриарха Кирилла и выступления других участников собора, а заявление, которое предшествовало представительному мероприятию в храме Христа Спасителя. Это заявление, правда, также исходило от патриарха и сводилось к созданию в России нового общественного движения, которое со временем должно быть представлено во всех регионах страны. Речь идет об организации в РФ сети отделений ВРНС, которые, как обмолвился глава церкви, станут проводить «реальную работу», а не ограничиваться «парадными мероприятиями».

Патриарх Кирилл пообещал создать по всей России сеть православных организаций, которые должны бороться против всего «злого» и «неправедного»

Отделениям, по мысли Кирилла, надлежит «поддерживать то доброе, что есть в нашей общественной и политической жизни, и противостоять злому и неправедному, разрушительному для нашего Отечества, опасному для духовной жизни людей». Ничего более конкретного о задачах сети ВРНС патриарх не сказал, однако новость о появлении нового православного движения быстро разлетелась по лентам информагентств и вызвала замешательство. В нескольких российских городах, таких как Ставрополь, Новосибирск, Хабаровск, Вологда или Тюмень, отделения собора действуют уже не первый год, так что региональная сеть ВРНС фактически уже существует и не может считаться новшеством. Однако большинство субъектов РФ по-прежнему не охвачены ею, да и вряд ли ставили перед собой такую задачу. Теперь эту задачу, по всей видимости, уже можно считать поставленной. В том числе и в Казани. В Казанской епархии прокомментировать инициативу патриарха пока не смогли — слишком мало информации. Удивительно, но не было ее и у пресс-секретаря главы РПЦ Александра Волкова, который посоветовал корреспонденту «БИЗНЕС Online» звонить напрямую в офис ВРНС, где на протяжении всего дня телефон отвечал руладами факса.

Что же будет представлять из себя «сеть региональных организаций ВРНС»? Пойдет ли православие «в люди», как это еще в начале ХХ столетия сделало западное католичество, пытаясь восстановить свои позиции в секуляризованном европейском мире? Именно тогда, кстати, был создан католический орден нового типа — «Опус Деи», чья цель официально сводилась к тому, чтобы помогать христианам в их повседневной жизни, за порогами храмов. В свое время эта организация приобрела такое влияние, что ее члены входили в правительство Франко, а впоследствии она же получила статус персональной прелатуры при Ватикане. И сейчас это одно из самых массовых католических объединений, включающих в себя почти миллион активистов по всему миру.

ВНРС — это «общественная площадка и место встреч людей, которые, независимо от политических взглядов, объединены единой целью — заботой о настоящем и будущем России»

«ТАМ, ОТКУДА РУССКИЕ УШЛИ, ВЕЗДЕ НАЧАЛИСЬ КОНФЛИКТЫ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что у нового православного общественного движения  большие перспективы. Тем не менее вряд ли христианским активистам удастся развернуть общество потребления в сторону теократии и Средних веков.

Геннадий Зюганов — лидер КПРФ:

— Сеть ВРНС уже есть. Есть представители и отделения русского собора во многих регионах. Программа собора прекрасная: вы выслушали, после чего должны приехать в регионы, донести до своих людей все, что видели, слышали. Если не словами, а делами, кто будет этим заниматься? Например, мы в партии занимаемся, у нас очень активно тема проходит, много газет своих, сайты свои. Отделения русского собора везде могут создаваться, это очень хорошо. Радоваться этому надо. В Татарстане половина русских живет. Мы все заинтересованы в дружбе народов. Там, откуда русские ушли, — на Кавказе и Средней Азии — везде начались конфликты. Это надо помнить. Без активного участия России, русских на Ближнем Востоке, в Средней Азии, на Кавказе никогда не будет мира и покоя. Запомните.

Димитрий Смирнов — протоиерей, председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:

— Вот для чего это делается: чтобы идеи собора обсуждались и в разных губерниях России, чтобы наша русская провинция тоже участвовала в этих всех вещах, высказывали свежие мысли местная интеллигенция, местные философы и те люди, которые занимаются государственным строительством. Например, следующий форум будет в Ставрополе, я тоже туда поеду посмотреть, как это переломится в сознании и текстах у ставропольцев. Идеи собора должны быть созвучны всем нашим народам. Дело в том, что у нас в государстве четверть века некая проблема существует: мы не знаем, куда идем, и не знаем, что строим. Поэтому, к сожалению, большая часть людей занимается тем, что ворует и вывозит. А для страны это неполезно. Собор не будет противостоять, но он будет генерировать идеи, которые могли бы и страну сохранить, и повлиять на нашу нынешнюю жизнь. Собор — это такое влияние духовное, а не административное, хотя присутствовали сегодня представители основных партий. Это обмен мыслями, мнениями, выработалась такая солидарная позиция, что в главном все едины.

Будет ли это пропаганда христианства? Нет, пропагандой христианства занимается церковь, пропагандой ислама — мечеть, пропагандой иудаизма внутри своей диаспоры занимаются иудеи и т. д. Тут нет нужды. Просто у нас трудится каждый, имея свою аудиторию. Так что вот тут нет ни обид, ни пересечений. Мы научились за сотни лет жить, не обижая друг друга, не оскорбляя. Например, какие-то признаки антагонизма происходят от религиозного невежества, мы стараемся им противостоять здравым отношением.

Алексей Аполлонов — профессор МГУ, кафедра религиоведения, специалист по католической церкви:

— Патриарх не уточнил, чем конкретно будут заниматься отделения собора, поэтому проводить какие-то аналогии очень трудно. Хочу заметить, что «Опус Деи» — это монашеский орден: его сторонники действуют в миру, но при этом принимают на себя определенные обеты, достаточно строгие. Вот если бы патриарх заявил о создании новых монашеских организаций, тогда параллели напрашивались бы сами собой. Напомню, что все католические ордена были либо монашескими, либо рыцарскими, но в истории православия их аналогов до сих пор не было. Но в католической церкви существуют объединения мирян: одно из самых известных — «Коммунионе э Либерационе». Эти организации — квазимонашеские: их члены предпочитают жить общиной, вести совместное хозяйство. Однако инициатива создания этих организаций исходила снизу и не была связана с каким-то решением наверху.

Наша ситуация сейчас очень сильно отличается от той, которая была когда-то на Западе и взрастила организации, подобные перечисленным. Реальное влияние «Опус Деи» и подобных им орденов еще в 1980 - 1990-е годы начало стремиться к нулю, частично удерживая позиции лишь в Латинской Америке. Теперь к этому вообще нельзя вернуться. Даже в России, которая считается консервативнее Европы. Но мы все-таки живем в обществе потребления, говорить о том, что это общество может в одночасье развернуться в сторону Средних веков, мне не представляется возможным. Разворот СССР в сторону общества потребления происходил не в 1990-е, а гораздо раньше, еще во времена брежневского застоя. Уже тогда никто не хотел идеологии, а хотели много сортов колбасы. Они хотели этого — и они это получили. И если сейчас в современное российское общество вбросить консервативные идеи той же теократии, то реакция будет не такой благожелательной. Сама мысль, что могут запретить телевизор и вместо него ввести, скажем, радио «Радонеж», не вызовет ни у кого энтузиазма.

Дмитрий Энтео — православный активист, основатель движения «Божья воля»:

— Надеемся увидеть серьезную плодотворную работу, направленную на противодействие таким порокам современного российского общества, как аборты, разрушение традиционной семьи, легализованные кощунства в общественном пространстве. Мы бы хотели увидеть меры, которые способствовали бы миссионерской деятельности, — реальные проповеди, а не просто бесконечные мантры о многонациональном и многоконфессиональном государстве. Нам бы хотелось, чтобы эти организации занимались утверждением исторической справедливости — возвращением исторических топонимов, ликвидацией памятников красным террористам, запечатлением памяти жертв политических и религиозных репрессий, случившихся в советский период. Хотелось бы увидеть, как Богом данные законы становятся нормой для нашего общества. Но есть опасность, как и у многих подобных проектов, стать просто ретранслятором актуальных политических трендов, далеких от христианства. Лично мне бы хотелось, чтобы понятие «русский мир» наполнилось реальным религиозным смыслом, а не превращалось в синоним возрождения СССР. Будет хорошо, если эти организации в регионах могли бы заступиться за верующих в их конфликтах, зачастую возникающих с местными властями. Например, когда саботируется строительство новых храмов по программе «200», когда высмеиваются и называются экстремизмом антиабортные инициативы (хотя они исходят от самого патриарха), когда уходят от ответственности авторы кощунств, как это было с «Тангейзером» в Новосибирске или с Манежем в Москве. Скажу откровенно: когда на трибуне вместе с патриархом о русском мире говорит Геннадий Зюганов со значком, на котором изображен «лик» Ленина, — это непонятно. Как бы подобная политкорректность не превратила эту инициативу в очередной суррогат.

Что касается «Опус Деи» — это очень хороший пример грамотно выстроенной работы религиозной организации. Влияние «Опус Деи» в ХХ веке на общественные процессы сложно переоценить. Но данные люди действительно отстаивали интересы своей религиозной организации. И их сила заключалась именно в наднациональном характере: рассеянные по всему миру сторонники Ордена действовали исключительно в интересах своей религиозной общины. Здесь же опора на религиозную составляющую может утеряна. Разговоры о русском мире, межконфессиональном согласии и так далее — это все прекрасно, но это скорее государственная парадигма. Кто-то даже может сказать, что подобными разговорами размывается христианская идентичность и происходит подмена понятий.

Сергей Бычков — доктор исторических наук, историк РПЦ:

— Само название, цель и задачи организации вызывают немало вопросов. Если собор Всемирный, то почему он зауженно называется Русским? Если Русский, то почему еще и Народный? В задачах ВНРС значится, что это «международная общественная организация, основанная в мае 1993 году под эгидой русской православной церкви с целью консолидации русского народа». Организация действует на территории Российской Федерации. А наша страна многонациональна и многоконфессиональна. Причем среди россиян немало католиков, протестантов, мусульман и буддистов, а не только православных. Инославных приглашают на заседания собора, который, по сути, является, согласно уставу, «общественной площадкой и местом встречи людей, которые, независимо от политических взглядов, объединены единой целью — заботой о настоящем и будущем России».

ВНРС — почтенная дискуссионная площадка. Ей уже 22 года. Сейчас проходит ХIХ собор. Попытка создания региональных отделений была предпринята еще в середине 90-х годов. Трудно представить себе региональные отделения, к примеру, в Чечне, или в Ингушетии, или в других национальных республиках, где русские в меньшинстве. Поскольку ВНРС не ставит перед собой никаких практических целей, то появление дискуссионных площадок в провинции, быть может, хоть как-то оживит депрессивные регионы.

Валерий Береснев, Елена Колебакина,

?"БИЗНЕС ONLINE", 11 ноября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования